Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
ведение………………………………………………………………... 3
1. Понятие, факторы и источники экономического роста………………. 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы……….. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста………………………… 6
2. Принципиальная позиция Республики Беларусь во внешне инвестиционной и внешнеэкономической политике государства в регулировании экономического роста………………………………… 8
2.1. Сущность и цели государственного регулирования экономического роста, эго методы и формы…………………………………………….. 8
2.2. Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь…………………………………………………...
10
2.3. Система индикаторов оценки экономического роста и основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………
20
3. Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества………………………………………………………….
25
Заключение……………………………………………………………... 32
Список литературы…………………………………………………….. 34
Доля экспорта услуг Беларуси в общем объеме экспорта товаров и услуг страны в 2007 г., по данным Платежного баланса, составляла 10,9% (в стоимостном выражении 2,4 млрд. долл. США). Международная торговля услугами складывается для республики благоприятно, о чем свидетельствует положительное сальдо.
Определяющими
видами транспорта в Беларуси являются:
железнодорожный, трубопроводный и, в
меньшей степени, автомобильный, что
свидетельствует о
По статье «другие услуги» лидирующее положение занимают операционный лизинг, профессиональные и технические услуги. Стабильную тенденцию роста экспорта имеют услуги связи. Все больше экспортируются компьютерные и информационные услуги. В 2007 г. их экспорт (49,5 млн долл.) превысил экспорт строительных услуг (36,9 млн долл.), имеющий в последнее время тревожную тенденцию к снижению.
• Стимулирование иностранного инвестирования в экономику республики на взаимовыгодных условиях не только инвесторов-мировых лидеров, но и «новых инвесторов». Только в 2005 г. 15 ведущих развивающихся стран и стран с переходной экономикой реализовали за пределами своих государств ПИИ в размере более 1,3 трлн. долл. США [21]. Бразилия, Индия, Китай, Мексика, Сингапур и другие страны имеют значительный потенциал для дальнейшего расширения прямого иностранного инвестирования.
• Расширение товаропроводящей сети за счет создания новых объектов продвижения отечественной продукции.
• Ориентация белорусских предприятий на торговлю компонентами в цепочке транснациональных компаний. Особое внимание следует обратить на ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
На фоне активной инвестиционной деятельности ТНК из развитых стран на современном этапе отмечается увеличение доли компаний из развивающихся стран среди транснациональных корпораций. На рубеже 1990 г. в рейтинге «Форчун-500» было только 19 компаний из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, к 2005 г. их число возросло до 47.
В мировом рейтинге ста крупнейших транснациональных компаний развивающихся стран, опубликованном в «Докладе о мировых инвестициях 2006», транснациональные компании Китая занимают половину мест. Из них 25 компаний из особого административного региона Гонконга, 15 компаний из Тайваня, 10 компаний из континентального Китая [1. с. 19].
• Активный маркетинговый подход и участие белорусских производителей в международных выставках-ярмарках.
• Экологизация экспорта Республики Беларусь. Уже в настоящее время при участии в тендере нескольких предприятий партнеры из ЕС неизменно отдают предпочтение тем, у кого имеется экологический сертификат.
Пожалуй, на этом факторе развития внешнеэкономических связей и экспорта в частности остановимся поподробнее.
Опыт последних лет, накопленный как в странах с рыночной, так и трансформационной экономикой, свидетельствует о том, что существует прямая связь между целями конкурентоспособной экономической системы и обеспечением экологической безопасности. Обеспечение экологических интересов общества становится не менее важной задачей, чем удовлетворение экономических и социальных потребностей.
В
то же время развивающаяся экономика
и создание в стране благоприятной
для экономического роста обстановки
являются важными условиями
В краткосрочной перспективе для укрепления национальной экономики, повышения ее эффективности важно расширить внедрение современных экологически безопасных технологий, обеспечить осуществление структурных преобразований при строгом соблюдении экологических ограничений.
В среднесрочной перспективе главной целью становится создание эффективной экологически ориентированной экономики, обеспечивающей экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, рост производственного потенциала в пределах хозяйственной емкости экосистем.
В долгосрочной перспективе основной целью устойчивого развития будет гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе воспитания высоких духовно-нравственных ценностей.
Экологический
императив определяет необходимость
выработать соответствующую экологическую
политику и внедрить ее во все сферы
жизни страны, основываясь на идеях
и принципах устойчивого
Выполнение требований экологического императива - неотъемлемая составляющая и внешнеэкономической политики Республики Беларусь, главная цель которой состоит в эффективном участии в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений.
В
комплекс основных мероприятий по активизации
внешнеэкономической
• активизировать участие в организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;
• создать условия для привлечения зарубежных и отечественных инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции, соответствующей международным нормам и экологическим стандартам;
• способствовать приоритетному развитию тех форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, в том числе по выпуску экологически чистой продукции и пр.);
• разработать меры по более широкому привлечению международного сообщества к решению долгосрочных социально-экономических, научно-технологических и медицинских проблем страны, а также к участию в реализации международных проектов, направленных на развитие энергетики, транспорта и связи, минимизацию последствий чернобыльской катастрофы, сохранение, защиту и восстановление экосистем;
• обеспечить совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования внешних и внутренних инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции и экологических стандартов;
• добиваться снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости продукции на основе использования современных технических идей и технологических решений;
• развивать системы сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами, установить требования к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения и др.
Конкурентные преимущества природно-географических и экологических факторов Беларуси неоспоримы. Лесные и водно-болотные угодья Беларуси составляют основу экологического капитала благодаря своим углеродопоглощающим свойствам. По оценкам специалистов, леса Беларуси ежегодно поглощают около 102 млн. т углекислого газа, а поглотительная способность болот в 9 раз сильнее, что объясняется свойством болот накапливать мощный запас органики в торфяном слое. Поэтому Беларусь может стать реальной и довольно перспективной «продавщицей» квот на выбросы парниковых газов, что предусмотрено Рамочной конвенцией ООН об изменении климата и Киотским протоколом к ней.
Согласно Киотскому протоколу, к которому Республика Беларусь присоединилась в соответствии с указом Президента от 12 августа 2005 г. № 370, потенциальными продавцами квот автоматически становятся страны, обеспечившие в последние 10 лет существенное снижение выбросов диоксида углерода. Наша страна располагает значительным излишком квоты на выбросы, поскольку за десятилетний период(1990-2000 гг.) эмиссия парниковых газов в республике уменьшилась со 120,5 до 52,4 млн т, или на 56,5%, что связано не только с экономическим спадом начала 90-х годов, но и со снижением объемов потребления топлива (на 41,3%) при одновременном росте ВВП.
Поскольку Беларусь присоединилась к Киотскому протоколу позже других стран, ей установлен норматив выбросов на уровне 92% (110,86 млн т) от базового 1990 г., следовательно, излишек квоты, которую страна сможет предложить на международный рынок, составит (110,86 - 58,3), т. е. 52,6 млн т. В соответствии с анализом, проведенным Всемирным банком, цена установится на уровне 6-10 долл. США за 1 т СО2. Исходя из этого, выручка Беларуси от продажи излишка квоты может составить, по оценкам, 315,6-526 млн долл. в год, или 1,5-2,6 млрд долл. за весь первый период действия Киотского протокола (2008-2012 гг.) [19, с.16].
Общее состояние земельных ресурсов Беларуси, леса, воды, биоразнообразие, ассимиляционный потенциал, запасы калийных и каменной солей, торфа, сырья для производства строительных материалов при условии их рационального использования и охраны могут служить факторами, способствующими обеспечению экономической безопасности и повышению конкурентоспособности страны, подъему национальной экономики и переходу к устойчивому развитию. Однако отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Беларуси, обусловленное не в последнюю очередь низкой конкурентоспособностью производимой отечественными производителями продукции, вызывает необходимость поиска новых подходов для ее повышения.
Для
повышения
• экологической ориентации развития общества, предусматривающей неразрывность экономической, социальной и экологической составляющих устойчивого развития страны;
• поддержки целостности экосистем посредством эффективного управления природными ресурсами, снижения давления на природную среду со стороны экономики;
• платности природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, исходя из основополагающего принципа рыночных эколого-экономических отношений - «загрязнитель платит»;
• открытости экологической информации и участия общественности в принятии решений в области природопользования и охраны окружающей среды;
• обеспечения социального и экологического взаимодействия в целях повышения качества жизни;
• ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Беларусь;
• обязательного соблюдения требований международных соглашений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования [20].
В связи с этим исключительно важной для Беларуси становится работа по экологической сертификации продукции. За рубежом эта работа активно развивается по трем основным направлениям:
• присвоение экологического знака продукции (экомаркировка), а также техническим процессам, безопасным в экологическом отношении;
Информация о работе Внешнеэкономическая политика и проблемы экономического роста