Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
ведение………………………………………………………………... 3
1. Понятие, факторы и источники экономического роста………………. 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы……….. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста………………………… 6
2. Принципиальная позиция Республики Беларусь во внешне инвестиционной и внешнеэкономической политике государства в регулировании экономического роста………………………………… 8
2.1. Сущность и цели государственного регулирования экономического роста, эго методы и формы…………………………………………….. 8
2.2. Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь…………………………………………………...
10
2.3. Система индикаторов оценки экономического роста и основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………
20
3. Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества………………………………………………………….
25
Заключение……………………………………………………………... 32
Список литературы…………………………………………………….. 34
• разработка стандартов предприятий (фирм) с учетом экологических требований евростандартов и директив ЕС;
• включение экологических требований в нормативную документацию на продукцию.
Экологическая
сертификация как заключительный этап
создания системы экологического управления
стала обязательным элементом культуры
производственно-хозяйственной
Обязательное условие вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию - гармонизация национальной нормативной документации с международной, в том числе и экологической документацией. Стремясь к выполнению обязательных условий вступления в ВТО и равноправному торговому партнерству на мировых рынках, Республика Беларусь с 1995 г. начала осуществление работ по сертификации продукции, товаров и услуг в целях охраны здоровья людей и окружающей среды. Однако эти работы ведутся недостаточно активно. Анализ зарубежного опыта показывает, что экологическая сертификация должна развиваться не только как сертификация продукции по соответствующим параметрам, но и как сертификация других объектов, связанных с воздействием на экологическую безопасность.
Производство
экологически безопасной продукции
на предприятиях республики позволит
увеличить эффективность
Международная практика показывает, что регламентация внешнеторговых операций осуществляется исходя из экономических, политических, социальных, экологических, моральных и других принципов и обеспечивается посредством применения мер тарифного и нетарифного регулирования. В рамках последнего все чаще используются технические барьеры в торговле, устанавливаемые с целью соблюдения безопасности и охраны окружающей среды. К таким барьерам (по оценкам западных экспертов, их доля в общей совокупности нетарифных мер составляет 25%) относятся: международные, региональные и национальные стандарты и технические нормы; правила и нормы безопасности; системы сертификации; санитарно-ветеринарные нормы и нормы здравоохранения; экологические меры и т.д. Применение комплекса этих мер позволяет осуществлять гибкое регулирование импорта и решать двоякую задачу: с одной стороны, способствовать обеспечению экологической безопасности, а также охраны здоровья населения, с другой - осуществлять скрытую протекционистскую политику, направленную на ограждение национальных производителей от иностранной конкуренции. В отличие от таможенного тарифа и количественных ограничений, чей протекционистский характер очевиден, значение мер нетарифного регулирования с трудом поддается количественной оценке.
Тенденции последних лет свидетельствуют об усилении экологического аспекта в международной торговле. После Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 т.) в торговой политике ряда стран появились новые ограничения природоохранного характера. Для стран Евросоюза, занимающих значительное место во внешнеторговом обороте Беларуси, в последнее время также характерно ужесточение требований к экологической безопасности промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, при эксплуатации которых возможно нанесение ущерба окружающей среде. В качестве новых ограничений выступают требования, связанные с рециркуляцией упаковки товаров. Все это налагает дополнительные расходы на экспортера и снижает его конкурентоспособность.
В
условиях либерализации международной
торговли и широкого применения тарифных
методов регулирования
Таким образом, для обеспечения равного доступа товаров, производимых в Беларуси, на мировые рынки особое значение приобретает унификация национальных норм, правил и стандартов с международными требованиями. Решение данной задачи должно предусматривать создание информационной базы по вопросам технических, санитарных и экологических требований, которые предъявляются в стране; унификацию отечественной технико-экологической оценки с международной; разработку системы регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом международного опыта по защите национального производства и обеспечения внешней экологической безопасности.
В новых геополитических условиях перспективы расширения внешнеторговых связей с зарубежными странами в значительной степени зависят от активной позиции Беларуси. Сегодня необходимо больше действовать не по вертикали, а по горизонтали: белорусский экспортер - зарубежный предприниматель, белорусская торговая палата - зарубежная региональная торговая палата, ибо во все времена прогрессу развития внешнеторговых связей между государствами способствовал экономический интерес деловых людей.
Таким
образом, реализация многовекторной внешнеэкономической
стратегии в контексте
2.3.
Система индикаторов
оценки экономического
роста и основные
показатели социально-экономического
развития Республики
Беларусь
Объективно для экономического роста в Республике Беларусь есть факторы, которые привлекают инвесторов, а именно – природно-ресурсные, трудовые и производственные. Однако, наряду с этими факторами существуют факторы, которые могут ограничивать этот рост, например, экологические. Это очень важно как с точки зрения внутренних позиций страны, так и международной – вступление в ВТО, международная сертификация.
В этой связи очень актуальным является количественное измерение соотношения количества и качества экономического роста. Для этих целей можно использовать систему индикаторов качества экономического роста или привычнее их называть индикаторами устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития – это показатели, которые характеризуют изменение состояние экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени. Индикаторы дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение. Под устойчивым развитием мы понимаем такое развитие, при котором не истощается природно-ресурсный потенциал, приумножается физический капитал и их достаточно для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений.
В настоящее время в Республике Беларусь на основе российского аналога разрабатывают систему индикаторов устойчивого развития (ИУР). Много работ в последнее время посвящено разработке и расчету индикаторов в основном для оценки социально-экономического уровня развития регионов и для сравнения последних между собой. Чаще всего это набор индикаторов с выделением ключевых, дополнительных и специфических. В каждом отдельном случае набор индикаторов зависит от того, для каких целей и задач он может быть использован. В Беларуси перед разработчиками была поставлена задача разработать систему индикаторов, которая может быть использована как для оценки текущих итогов, так и для оценки качества экономического роста. В процессе работы рабочей группы были отобраны более 80 индикаторов, которые были разделены на три группы – экономические, экологические и социальные. Основными среди экономических стали индикаторы, показывающие изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др. Экологические индикаторы отражают размер антропогенной нагрузки на окружающую среду (выбросы, сбросы, образование отходов). Социальные представлены демографическими индикаторами (численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни), индикаторами уровня доходов и бедности, а также индикаторами состояния общественного здоровья. Основными критериями отбора являются: комплексность (отражение различных аспектов: экологических, социальных, экономических); простота понимания неспециалистами и однозначная интерпретация для лиц, принимающих решения; количественное изображение; опора на имеющуюся систему статистики; возможность оценивать во временной динамике [12].
Заинтересованные в разработке ИУР отделы Министерства экономики РБ определили области применения индикаторов:
-мониторинг, оценка и корректировка областных целевых программ до 2010г. и инновационной стратегии;
-выделение приоритетов при разработке и реализации программ социально-экономического развития Республики Беларусь;
- разработка концепций и программ долгосрочного социально-экономического развития Республики Беларусь;
- разработка программ устойчивого развития территорий;
- отчеты о социально-экономическом развитии страны за отчетный год;
- доклады о состоянии окружающей среды;
- региональные планы действий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования [12].
Особый интерес вызвали разработанные системы индикаторов, отражающие качество экономического роста и проблемы использования природных ресурсов. Для оценки качества экономического роста была предложена система индикаторов «проблема – индикатор». Основными проблемами были названы экономический рост, реструктуризация экономики, природоемкость экономики, состояние человеческих ресурсов или здоровье населения и т. д. Набор проблем и индикаторов, их отражающих, может меняться со временем и в зависимости от задач текущего и будущего периодов. Среди всех групп индикаторов были отобраны основные, которые показывают качество экономического роста. Для Республики Беларусь это следующие индикаторы:
-душевой доход;
- структура или качество инвестиций;
- производство основных видов продукции;
- развитие малого бизнеса;
- объемы загрязнений и площади нарушенных земель;
- уровень бедности;
- затраты на природоохранные мероприятия;
- состояние общественного здоровья и др. [12]
Для разработки региональных планов действий по охране окружающей среды и рационального природопользования была предложена система индикаторов «тема – подтема – индикатор». Она показывает качество использования природно-ресурсного потенциала. По всем средам – атмосфера, гидросфера, земля и др. – были предложены наборы индикаторов, отражающие состояние природных ресурсов в связи с усилившейся антропогенной нагрузкой на территорию. Эта система индикаторов призвана показать ограничения экономического развития со стороны истощения природного капитала [12].
Темп роста ВВП в 2008 году составил 110%, по сравнению с 2007 годом – 108,6%. Рост ВВП сопровождался снижением энергоемкости ВВП. Энергоемкость ВВП в 2008 г. снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 8,3%. (табл.1).
Производство потребительских товаров в 2008 году составило 113,2% к уровню 2007 года, в том числе продовольственных – 113,1%, непродовольственных – 111,6%. В 2007 году к уровню предшествующего года указанные показатели составляли соответственно 108,7%, 104,7% и 112,5%.
Одним
из важнейших направлений
Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий по итогам 2008 года увеличился к уровню 2007 года на 8,9%. Для сравнения в 2007 году к уровню предшествующего года темп роста производства сельскохозяйственной продукции составил 104,4%.
Предпринимаемые Правительством республики меры по стимулированию инвестиционной деятельности, организация бизнес-планирования инвестиционных проектов способствовали увеличению инвестиций в основной капитал в 2008 году на 23,5%. В 2007 году к уровню предшествующего года темп роста инвестиций в основной капитал составил 116,2%.
Из общего объема инвестиций в основной капитал в 2008 году 27,7% использовано в промышленности республики, 17,9% - в жилищном строительстве, 14,6% – в сельском хозяйстве, 8,4% – на транспорте.
Из отраслей экономики наиболее высокие темпы использования инвестиций в основной капитал в 2008 году сложились в строительстве (164,7% к уровню 2007г.), сельском хозяйстве (129,9%), промышленности (124,8%), торговле и общественном питании (129,6%).
На строительство жилых домов в 2008 году использовано 17,9% от общего объема инвестиций, или 120,9% к уровню 2007 года. При этом на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 956,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 127,5% к предусмотренному объему на 2008 год.
В 2008 году введено в эксплуатацию 5103тыс. квадратных метров общей площади жилых домов. По сравнению с 2007 годом ввод в действие жилья увеличился на 438 тыс. квадратных метров.
Результаты
внешнеэкономической
Информация о работе Внешнеэкономическая политика и проблемы экономического роста