Внешнеэкономическая политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проанализировать проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.

Содержание

ведение………………………………………………………………... 3
1. Понятие, факторы и источники экономического роста………………. 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы……….. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста………………………… 6
2. Принципиальная позиция Республики Беларусь во внешне инвестиционной и внешнеэкономической политике государства в регулировании экономического роста………………………………… 8
2.1. Сущность и цели государственного регулирования экономического роста, эго методы и формы…………………………………………….. 8
2.2. Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь…………………………………………………...
10
2.3. Система индикаторов оценки экономического роста и основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………

20
3. Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества………………………………………………………….
25
Заключение……………………………………………………………... 32
Список литературы…………………………………………………….. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

•  разработка стандартов предприятий (фирм) с учетом экологических требований евростандартов и директив ЕС;

•  включение экологических требований в нормативную документацию на продукцию.

     Экологическая сертификация как заключительный этап создания системы экологического управления стала обязательным элементом культуры производственно-хозяйственной деятельности и одним из серьезных факторов повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования экономически развитых стран.

     Обязательное  условие вступления Беларуси во Всемирную  торговую организацию - гармонизация национальной нормативной документации с международной, в том числе и экологической документацией. Стремясь к выполнению обязательных условий вступления в ВТО и равноправному торговому партнерству на мировых рынках, Республика Беларусь с 1995 г. начала осуществление работ по сертификации продукции, товаров и услуг в целях охраны здоровья людей и окружающей среды. Однако эти работы ведутся недостаточно активно. Анализ зарубежного опыта показывает, что экологическая сертификация должна развиваться не только как сертификация продукции по соответствующим параметрам, но и как сертификация других объектов, связанных с воздействием на экологическую безопасность.

     Производство  экологически безопасной продукции  на предприятиях республики позволит увеличить эффективность внешнеэкономической  деятельности за счет повышения ее конкурентоспособности. Посредством производства и реализации экологически чистых товаров производители имеют более широкие возможности выхода на новые рынки, увеличения доли рынка, роста объемов продаж за счет цен на так называемые «зеленые» товары. Стратегические выгоды экологически чистого производства проявляются в возможности выхода на зарубежные рынки сбыта, формировании культуры и философии предприятия, в основе которой приверженность руководства и сотрудников к экологическим нормам и ценностям, что способствует, кроме названного, созданию привлекательного имиджа страны и укреплению «паблик рилейшнз».

     Международная практика показывает, что регламентация  внешнеторговых операций осуществляется исходя из экономических, политических, социальных, экологических, моральных и других принципов и обеспечивается посредством применения мер тарифного и нетарифного регулирования. В рамках последнего все чаще используются технические барьеры в торговле, устанавливаемые с целью соблюдения безопасности и охраны окружающей среды. К таким барьерам (по оценкам западных экспертов, их доля в общей совокупности нетарифных мер составляет 25%) относятся: международные, региональные и национальные стандарты и технические нормы; правила и нормы безопасности; системы сертификации; санитарно-ветеринарные нормы и нормы здравоохранения; экологические меры и т.д. Применение комплекса этих мер позволяет осуществлять гибкое регулирование импорта и решать двоякую задачу: с одной стороны, способствовать обеспечению экологической безопасности, а также охраны здоровья населения, с другой - осуществлять скрытую протекционистскую политику, направленную на ограждение национальных производителей от иностранной конкуренции. В отличие от таможенного тарифа и количественных ограничений, чей протекционистский характер очевиден, значение мер нетарифного регулирования с трудом поддается количественной оценке.

     Тенденции последних лет свидетельствуют  об усилении экологического аспекта  в международной торговле. После  Конференции ООН по окружающей среде  и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 т.) в  торговой политике ряда стран появились новые ограничения природоохранного характера. Для стран Евросоюза, занимающих значительное место во внешнеторговом обороте Беларуси, в последнее время также характерно ужесточение требований к экологической безопасности промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, при эксплуатации которых возможно нанесение ущерба окружающей среде. В качестве новых ограничений выступают требования, связанные с рециркуляцией упаковки товаров. Все это налагает дополнительные расходы на экспортера и снижает его конкурентоспособность.

     В условиях либерализации международной  торговли и широкого применения тарифных методов регулирования технические  барьеры останутся необходимым  инструментом, гарантирующим национальным потребителям техническую, экологическую защиту. Вместе с тем все более жесткие требования к соответствию импортируемой продукции экологическим нормам и стандартам позволяют говорить не столько о технических, сколько о технико-экологических ограничениях в торговле. Поэтому производителям необходимо в самом ближайшем будущем адаптироваться к правилам и стандартам, диктуемым мировым сообществом с учетом экологического фактора. Если учесть, что только в США объем рынка продукции, на которую распространяются экологические требования, увеличился в два раза за последние 10 лет, то игнорирование этого фактора отрицательно скажется на экспортных возможностях производителей, вплоть до закрытия им доступа на внешние рынки.

     Таким образом, для обеспечения равного  доступа товаров, производимых в Беларуси, на мировые рынки особое значение приобретает унификация национальных норм, правил и стандартов с международными требованиями. Решение данной задачи должно предусматривать создание информационной базы по вопросам технических, санитарных и экологических требований, которые предъявляются в стране; унификацию отечественной технико-экологической оценки с международной; разработку системы регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом международного опыта по защите национального производства и обеспечения внешней экологической безопасности.

     В новых геополитических условиях перспективы расширения внешнеторговых связей с зарубежными странами в  значительной степени зависят от активной позиции Беларуси. Сегодня  необходимо больше действовать не по вертикали, а по горизонтали: белорусский экспортер - зарубежный предприниматель, белорусская торговая палата - зарубежная региональная торговая палата, ибо во все времена прогрессу развития внешнеторговых связей между государствами способствовал экономический интерес деловых людей.

     Таким образом, реализация многовекторной внешнеэкономической  стратегии в контексте устойчивого  развития, позволит расширить поставки товаров и услуг на рынки дальнего зарубежья при сохранении принципиально  важного «соседского», в частности российского, направления; улучшить конкурентоспособность экспортных товаров при увеличении доли инновационной, наукоемкой и экологически чистой продукции; обеспечить приоритетное развитие сферы услуг; повысить эффективность внешней торговли Беларуси и оптимизировать внешнеторговое сальдо. 
 
 

2.3. Система индикаторов  оценки экономического  роста и основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь 
 

       Объективно  для экономического роста в Республике Беларусь есть факторы, которые привлекают инвесторов, а именно – природно-ресурсные, трудовые и производственные. Однако, наряду с этими факторами существуют факторы, которые могут ограничивать этот рост, например, экологические. Это очень важно как с точки зрения внутренних позиций страны, так и международной – вступление в ВТО, международная сертификация.

       В этой связи очень актуальным является количественное измерение соотношения количества и качества экономического роста. Для этих целей можно использовать систему индикаторов качества экономического роста или привычнее их называть индикаторами устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития – это показатели, которые характеризуют изменение состояние экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени. Индикаторы дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение. Под устойчивым развитием мы понимаем такое развитие, при котором не истощается природно-ресурсный потенциал, приумножается физический капитал и их достаточно для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений.

       В настоящее время в Республике Беларусь на основе российского аналога  разрабатывают систему индикаторов устойчивого развития (ИУР). Много работ в последнее время посвящено разработке и расчету индикаторов в основном для оценки социально-экономического уровня развития регионов и для сравнения последних между собой. Чаще всего это набор индикаторов с выделением ключевых, дополнительных и специфических. В каждом отдельном случае набор индикаторов зависит от того, для каких целей и задач он может быть использован. В Беларуси перед разработчиками была поставлена задача разработать систему индикаторов, которая может быть использована как для оценки текущих итогов, так и для оценки качества экономического роста. В процессе работы рабочей группы были отобраны более 80 индикаторов, которые были разделены на три группы – экономические, экологические и социальные. Основными среди экономических стали индикаторы, показывающие изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др. Экологические индикаторы отражают размер антропогенной нагрузки на окружающую среду (выбросы, сбросы, образование отходов). Социальные представлены демографическими индикаторами (численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни), индикаторами уровня доходов и бедности, а также индикаторами состояния общественного здоровья. Основными критериями отбора являются: комплексность (отражение различных аспектов: экологических, социальных, экономических); простота понимания неспециалистами и однозначная интерпретация для лиц, принимающих решения; количественное изображение; опора на имеющуюся систему статистики; возможность оценивать во временной динамике [12].

       Заинтересованные  в разработке ИУР отделы Министерства экономики РБ определили области применения индикаторов:

-мониторинг, оценка и корректировка областных целевых программ до 2010г. и инновационной стратегии;

-выделение приоритетов при разработке и реализации программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

       - разработка концепций и программ долгосрочного социально-экономического развития Республики Беларусь;

       - разработка программ устойчивого развития территорий;

       - отчеты о социально-экономическом развитии страны за отчетный год;

       - доклады о состоянии окружающей среды;

       - региональные планы действий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования [12].

       Особый  интерес вызвали разработанные  системы индикаторов, отражающие качество экономического роста и проблемы использования природных ресурсов. Для оценки качества экономического роста была предложена система индикаторов «проблема – индикатор». Основными проблемами были названы экономический рост, реструктуризация экономики, природоемкость экономики, состояние человеческих ресурсов или здоровье населения и т. д. Набор проблем и индикаторов, их отражающих, может меняться со временем и в зависимости от задач текущего и будущего периодов. Среди всех групп индикаторов были отобраны основные, которые показывают качество экономического роста. Для Республики Беларусь это следующие индикаторы:

        -душевой доход;

       - структура или качество инвестиций;

       - производство основных видов продукции;

       - развитие малого бизнеса;

       - объемы загрязнений и площади нарушенных земель;

       - уровень бедности;

       - затраты на природоохранные мероприятия;

       - состояние общественного здоровья и др. [12]

       Для разработки региональных планов действий по охране окружающей среды и рационального  природопользования была предложена система индикаторов «тема – подтема – индикатор». Она показывает качество использования природно-ресурсного потенциала. По всем средам – атмосфера, гидросфера, земля и др. – были предложены наборы индикаторов, отражающие состояние природных ресурсов в связи с усилившейся антропогенной нагрузкой на территорию. Эта система индикаторов призвана показать ограничения экономического развития со стороны истощения природного капитала [12].

       Темп  роста ВВП в 2008 году составил 110%,  по сравнению с 2007 годом – 108,6%. Рост ВВП сопровождался снижением энергоемкости ВВП. Энергоемкость ВВП в 2008 г. снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 8,3%. (табл.1).

       Производство  потребительских товаров в 2008 году составило 113,2% к уровню 2007 года,  в том числе продовольственных – 113,1%, непродовольственных – 111,6%. В 2007 году к уровню предшествующего года указанные показатели составляли соответственно 108,7%, 104,7% и 112,5%.

       Одним из важнейших направлений повышения  эффективности экономики является снижение затрат на производство продукции и, в частности, материалоемкости продукции.

       Объем производства сельскохозяйственной продукции  в хозяйствах всех категорий по итогам 2008 года увеличился к уровню 2007 года на 8,9%. Для сравнения в 2007 году к уровню предшествующего года темп роста производства сельскохозяйственной продукции составил 104,4%.

       Предпринимаемые Правительством республики меры по стимулированию инвестиционной деятельности, организация  бизнес-планирования инвестиционных проектов способствовали увеличению инвестиций в основной капитал в 2008 году на 23,5%. В 2007 году к уровню предшествующего года темп роста инвестиций в основной капитал составил 116,2%.

       Из  общего объема инвестиций в основной капитал в 2008 году 27,7% использовано в промышленности республики, 17,9% - в жилищном строительстве, 14,6% – в сельском хозяйстве, 8,4% – на транспорте.

       Из  отраслей экономики наиболее высокие  темпы использования инвестиций в основной капитал в 2008 году сложились  в строительстве (164,7% к уровню 2007г.), сельском хозяйстве (129,9%), промышленности (124,8%), торговле и общественном питании (129,6%).

       На  строительство жилых домов в 2008 году использовано 17,9% от общего объема инвестиций, или 120,9% к уровню 2007 года. При этом на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 956,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 127,5% к предусмотренному объему на 2008 год.

       В 2008 году введено в эксплуатацию 5103тыс. квадратных метров общей площади жилых домов. По сравнению с 2007 годом ввод в действие жилья увеличился на 438 тыс. квадратных метров.

       Результаты  внешнеэкономической деятельности в целом по республике в  2008 года характеризовались следующими показателями.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика и проблемы экономического роста