Внешнеэкономическая политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проанализировать проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.

Содержание

ведение………………………………………………………………... 3
1. Понятие, факторы и источники экономического роста………………. 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы……….. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста………………………… 6
2. Принципиальная позиция Республики Беларусь во внешне инвестиционной и внешнеэкономической политике государства в регулировании экономического роста………………………………… 8
2.1. Сущность и цели государственного регулирования экономического роста, эго методы и формы…………………………………………….. 8
2.2. Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь…………………………………………………...
10
2.3. Система индикаторов оценки экономического роста и основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………

20
3. Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества………………………………………………………….
25
Заключение……………………………………………………………... 32
Список литературы…………………………………………………….. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

       Объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса из расчета в фактических ценах составил 142,7% к уровню 2007 года, в том числе экспорт – 142,3%, импорт – 143,2%.

       В 2008г. сальдо внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса сложилось отрицательное  и составило 3423,4 млн. долларов США, в  том числе сальдо внешней торговли товарами отрицательное – 4994,8 млн. долларов США, услугами положительное – 1571,4 млн. долларов США.

       Экономический рост способствовал сохранению в 2008 году тенденции опережающего роста  реальных денежных доходов населения.

       Реальные  денежные доходы населения (скорректированные  на индекс потребительских цен) 2008г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. увеличились на 12,3%.

       На  потребительском рынке республики в 2008 году сохранены положительные  тенденции роста реализации товаров  и услуг.

       Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в 2008 г. увеличился на 19,2%, в 2007 г. – 114,8%.

       Одним из важнейших направлений социально-экономической  политики остается развитие отраслей сферы услуг и наращивание  реализации платных услуг населению.

       Темп  роста реализации платных услуг  населению через все каналы реализации в 2008 г. обеспечен на уровне 113,9%. При этом организациями государственной формы собственности оказано платных услуг населению 56,4 процента от общего объема.

       В 2008 году сводный индекс потребительских  цен, характеризующий инфляцию, составил 113,3% или 101% в среднем за месяц. Для сравнения этот показатель в Российской Федерации составил также 113,3%, в Украине – 122,3%.

       Финансовые  результаты работы организаций реального  сектора экономики республики характеризуются  следующими показателями.

       По  итогам  2008 года в целом по народному  хозяйству рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг составила 14,9% против 12,2% за соответствующий период 2007 г., рентабельность продаж соответственно – 8,4% против 7,1%.

       Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за  2008г. составила 16,3% (2007 г. – 13,1%), рентабельность продаж – 11,4% (2007 г. – 9,5%) [14].

       Таблица 1

Основные  социально-экономические показатели развития

Республики  Беларусь за 2007-2008 годы 

      Наименование показателя 2007г. 2008г.
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 97165 128829
Валовой внутренний продукт, в процентах  к предыдущему году 108,6 110,0
Индекс  потребительских цен (декабрь к  декабрю предыдущего года; в процентах) 112,1 113,3
Индекс  цен производителей промышленной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) 116,8 116,4
Численность населения (на конец года), тыс. человек 9690 9672
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек 4477 4594
Численность безработных, зарегистрированных органами государственной службы занятости (на конец года),

тыс. человек

44,1 37,3
в процентах  к экономически активному населению 1,0 0,8
Денежные  доходы населения, млрд. руб. 58670 75305
Реальные  денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 113,2 111,8
Продукция промышленности, млрд. руб. 95515 130830
  в процентах к предыдущему году 108,7 111,5
Производство  потребительских товаров, млрд. руб. 22964 29298
  в процентах к предыдущему году 108,7 113,2
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. 18102 25052
  в процентах к предыдущему году 104,4 108,6
Инвестиции  в основной капитал, млрд. руб. 26053 37202
  в процентах к предыдущему году 116,2 123,5
Ввод  в действие общей площади жилых  домов, тыс. м2 4665 5103
Розничный товарооборот, млрд. руб. 38168 50651
  в процентах к предыдущему году 114,8 119,2
Платные услуги населению, млрд. руб. 9988 12608
  в процентах к предыдущему году 111,5 113,9

 Источник: [14]. 
 
 

3. Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества 
 
 

     Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого  развития в решающей степени зависит  от качественного расширения ее связей с внешним миром. Это обусловлено  ориентацией важнейших отраслей производства и сферы услуг на внешний рынок и существенной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта. 
Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество является стратегической задачей. Внешнеторговая политика строится на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовекторности и либерализации внешнеторговых связей.

     Основная  цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь – эффективное  участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений.

     В связи с этим важнейшими задачами должны стать:  
- создание политических, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта;

- расширение торгово-экономических связей с различными странами, региональными союзами и международными экономическими организациями;  
- участие страны в международном сотрудничестве по решению проблем перехода к устойчивому развитию.

     Для их решения в прогнозируемый период до 2020 г. необходимо осуществить комплекс основных мероприятий:

     · активизировать участие Республики Беларусь в организации международного партнерства по решению проблем  перехода к устойчивому развитию и в разработке мер, способствующих снижению антропогенного воздействия на биосферу;

     · продолжить курс на либерализацию внешней  торговли при условии обеспечения  экономической безопасности и защиты социально-эколого-экономических интересов  страны во внешнеэкономической деятельности;

     · проводить в рамках общепринятых процедур политику разумного протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей при сохранении адекватной конкурентной среды;

     · обеспечить реализацию конкурентных преимуществ  страны при осуществлении внешней торговли;

     · создать условия для привлечения  зарубежных и отечественных инвестиций в перспективные программы и  проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной  наукоемкой продукции, соответствующей  международным нормам и экологическим  стандартам;

     · способствовать приоритетному развитию тех форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический  и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, в том числе по выпуску экологически чистой продукции, экспорт услуг, совместные НИОКР, лизинг оборудования и пр.);

     · разработать меры по более широкому привлечению международного сообщества к решению долгосрочных социально-экономических, научно-технологических и медицинских  проблем страны, а также к участию в реализации международных проектов, направленных на развитие энергетики, транспорта, информационных и коммуникационных технологий, минимизацию последствий чернобыльской катастрофы, сохранение, защиту и восстановление экосистем;

     · развивать инфраструктуру внешней торговли, включающую товаропроводящие сети, современные системы информационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли, глобальные телекоммуникационные сети.

     В ближайший период (до 2010 г.) потребуется  осуществить следующие меры:

     - приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами;

     - совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции;

     - снижение ресурсо-, энерго- и материалоемкости продукции на основе использования современных технических идей и решений;

     - развитие систем сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами; установление требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения;

     - повышение уровня информированности национальных товаропроизводителей об изменениях конъюнктуры мировых рынков; 
рационализация импортных закупок и развитие импортозамещающих экологически чистых производств.

     Интеграции  Беларуси в систему мирохозяйственных  связей будет способствовать ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), но не любой ценой, а с учетом интересов национальной экономики. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях. Участие в ВТО создает дополнительные возможности для экспорта и импорта, расширения рынков сбыта белорусских товаров, будет способствовать улучшению инвестиционного климата, привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт отрасли белорусской экономики, удешевлению кредитов.

     Вместе  с тем, членство в ВТО ограничивает свободу государства в применении тех или иных эффективных на нынешнем этапе мер регулирования внешнеэкономической  деятельности, особенно ограничивающих импорт, усиливает экспансию иностранных товаропроизводителей на внутреннем рынке, что будет иметь отрицательные последствия для белорусских предприятий, особенно сельского хозяйства. 
В соответствии с реализацией принципа многовекторности в международном сотрудничестве определены следующие приоритеты:

     · углубление сотрудничества с интеграционными  объединениями стран Содружества  Независимых Государств, в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, Евразийского Экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание Единого экономического пространства в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ); 
· включение страны в качестве равноправного, суверенного и независимого государства в общеевропейский процесс интеграции в связи с расширением Евросоюза;

     · активизация внешнеэкономических  связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской  Америки. 
В настоящее время Европейский Союз является вторым по величине торговым партнером Беларуси после России: его доля во внешнеторговом обороте страны в 2003 г. составила 18,9%, а со странами вне СНГ – 50,6%. ЕС – это основной кредитор белорусской экономики и один из главных источников поступления в страну твердой валюты и высоких технологий. Внутренняя и внешняя экономическая политика Беларуси в отношении Евросоюза должна быть направлена на решение важнейшей задачи – создание благоприятной среды для продвижения белорусских товаров на рынки ЕС и реализацию национальных конкурентных преимуществ. 
В этой связи, стратегическими мерами во внешнеэкономической политике Беларуси с ЕС должны стать:

Информация о работе Внешнеэкономическая политика и проблемы экономического роста