Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
ведение………………………………………………………………... 3
1. Понятие, факторы и источники экономического роста………………. 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы……….. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста………………………… 6
2. Принципиальная позиция Республики Беларусь во внешне инвестиционной и внешнеэкономической политике государства в регулировании экономического роста………………………………… 8
2.1. Сущность и цели государственного регулирования экономического роста, эго методы и формы…………………………………………….. 8
2.2. Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь…………………………………………………...
10
2.3. Система индикаторов оценки экономического роста и основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………
20
3. Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества………………………………………………………….
25
Заключение……………………………………………………………... 32
Список литературы…………………………………………………….. 34
Объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса из расчета в фактических ценах составил 142,7% к уровню 2007 года, в том числе экспорт – 142,3%, импорт – 143,2%.
В
2008г. сальдо внешней торговли товарами
и услугами по методологии платежного
баланса сложилось
Экономический рост способствовал сохранению в 2008 году тенденции опережающего роста реальных денежных доходов населения.
Реальные денежные доходы населения (скорректированные на индекс потребительских цен) 2008г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. увеличились на 12,3%.
На
потребительском рынке
Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в 2008 г. увеличился на 19,2%, в 2007 г. – 114,8%.
Одним
из важнейших направлений
Темп роста реализации платных услуг населению через все каналы реализации в 2008 г. обеспечен на уровне 113,9%. При этом организациями государственной формы собственности оказано платных услуг населению 56,4 процента от общего объема.
В 2008 году сводный индекс потребительских цен, характеризующий инфляцию, составил 113,3% или 101% в среднем за месяц. Для сравнения этот показатель в Российской Федерации составил также 113,3%, в Украине – 122,3%.
Финансовые результаты работы организаций реального сектора экономики республики характеризуются следующими показателями.
По итогам 2008 года в целом по народному хозяйству рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 14,9% против 12,2% за соответствующий период 2007 г., рентабельность продаж соответственно – 8,4% против 7,1%.
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за 2008г. составила 16,3% (2007 г. – 13,1%), рентабельность продаж – 11,4% (2007 г. – 9,5%) [14].
Таблица 1
Основные
социально-экономические
Республики
Беларусь за 2007-2008 годы
Наименование показателя | 2007г. | 2008г. |
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. | 97165 | 128829 |
Валовой внутренний продукт, в процентах к предыдущему году | 108,6 | 110,0 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) | 112,1 | 113,3 |
Индекс цен производителей промышленной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) | 116,8 | 116,4 |
Численность населения (на конец года), тыс. человек | 9690 | 9672 |
Среднегодовая
численность занятых в |
4477 | 4594 |
Численность
безработных, зарегистрированных органами
государственной службы занятости (на
конец года),
тыс. человек |
44,1 | 37,3 |
в процентах к экономически активному населению | 1,0 | 0,8 |
Денежные доходы населения, млрд. руб. | 58670 | 75305 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | 113,2 | 111,8 |
Продукция промышленности, млрд. руб. | 95515 | 130830 |
в процентах к предыдущему году | 108,7 | 111,5 |
Производство потребительских товаров, млрд. руб. | 22964 | 29298 |
в процентах к предыдущему году | 108,7 | 113,2 |
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. | 18102 | 25052 |
в процентах к предыдущему году | 104,4 | 108,6 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. | 26053 | 37202 |
в процентах к предыдущему году | 116,2 | 123,5 |
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 | 4665 | 5103 |
Розничный товарооборот, млрд. руб. | 38168 | 50651 |
в процентах к предыдущему году | 114,8 | 119,2 |
Платные услуги населению, млрд. руб. | 9988 | 12608 |
в процентах к предыдущему году | 111,5 | 113,9 |
Источник:
[14].
3.
Активизация внешнеэкономической
политики и международного
сотрудничества
Продвижение
Республики Беларусь по пути устойчивого
развития в решающей степени зависит
от качественного расширения ее связей
с внешним миром. Это обусловлено
ориентацией важнейших отраслей
производства и сферы услуг на
внешний рынок и существенной зависимостью
белорусского сырьевого рынка от импорта.
Углубление интеграции Республики Беларусь
в мировое сообщество является стратегической
задачей. Внешнеторговая политика строится
на основе международных норм и демократических
стандартов, соблюдения международных
договоренностей, многовекторности и
либерализации внешнеторговых связей.
Основная
цель внешнеэкономической политики
Республики Беларусь – эффективное
участие в международном
В
связи с этим важнейшими задачами
должны стать:
- создание политических, экономических
и правовых условий для закрепления позиций
белорусских товаропроизводителей на
имеющихся и новых рынках сбыта;
- расширение
торгово-экономических связей с различными
странами, региональными союзами и международными
экономическими организациями;
- участие страны в международном сотрудничестве
по решению проблем перехода к устойчивому
развитию.
Для их решения в прогнозируемый период до 2020 г. необходимо осуществить комплекс основных мероприятий:
· активизировать участие Республики Беларусь в организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию и в разработке мер, способствующих снижению антропогенного воздействия на биосферу;
·
продолжить курс на либерализацию внешней
торговли при условии обеспечения
экономической безопасности и защиты
социально-эколого-
·
проводить в рамках общепринятых
процедур политику разумного протекционизма
в отношении отечественных
· обеспечить реализацию конкурентных преимуществ страны при осуществлении внешней торговли;
·
создать условия для
·
способствовать приоритетному развитию
тех форм международного сотрудничества,
от которых зависит технико-
·
разработать меры по более широкому
привлечению международного сообщества
к решению долгосрочных социально-экономических,
научно-технологических и
· развивать инфраструктуру внешней торговли, включающую товаропроводящие сети, современные системы информационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли, глобальные телекоммуникационные сети.
В ближайший период (до 2010 г.) потребуется осуществить следующие меры:
- приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами;
- совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции;
- снижение ресурсо-, энерго- и материалоемкости продукции на основе использования современных технических идей и решений;
- развитие систем сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами; установление требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения;
-
повышение уровня информированности национальных
товаропроизводителей об изменениях конъюнктуры
мировых рынков;
рационализация импортных закупок и развитие
импортозамещающих экологически чистых
производств.
Интеграции Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), но не любой ценой, а с учетом интересов национальной экономики. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях. Участие в ВТО создает дополнительные возможности для экспорта и импорта, расширения рынков сбыта белорусских товаров, будет способствовать улучшению инвестиционного климата, привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт отрасли белорусской экономики, удешевлению кредитов.
Вместе
с тем, членство в ВТО ограничивает
свободу государства в
В соответствии с реализацией принципа
многовекторности в международном сотрудничестве
определены следующие приоритеты:
·
углубление сотрудничества с интеграционными
объединениями стран
· включение страны в качестве равноправного,
суверенного и независимого государства
в общеевропейский процесс интеграции
в связи с расширением Евросоюза;
·
активизация
В настоящее время Европейский Союз является
вторым по величине торговым партнером
Беларуси после России: его доля во внешнеторговом
обороте страны в 2003 г. составила 18,9%, а
со странами вне СНГ – 50,6%. ЕС – это основной
кредитор белорусской экономики и один
из главных источников поступления в страну
твердой валюты и высоких технологий.
Внутренняя и внешняя экономическая политика
Беларуси в отношении Евросоюза должна
быть направлена на решение важнейшей
задачи – создание благоприятной среды
для продвижения белорусских товаров
на рынки ЕС и реализацию национальных
конкурентных преимуществ.
В этой связи, стратегическими мерами
во внешнеэкономической политике Беларуси
с ЕС должны стать:
Информация о работе Внешнеэкономическая политика и проблемы экономического роста