Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:35, лекция
Начало экономических вкладов в теорию 20 века открывает Сергей Юльевич Витте (1849–1915.) – крупный государственный деятель, известный в роли активного сторонника индустриального преобразования России, основу которого видел в упрочении финансовой системы, железнодорожном строительстве.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАННЕГО СОЦИАЛИЗМА.
Эпохой раннего социализма принято считать первую треть XIX века. Именно в это время сформировалось несколько направлений социалистической мысли. Они различались представлениями о будущем идеальном обществе, его экономической и социальной организации, но их объединяло критическое отношение к капиталистической системе хозяйства. Одна из социалистических экономических концепций выросла из английской классической школы, а именно из учения Рикардо. К этому направлению социалистов принадлежали Уильям Томпсон (1785—1833), Томас Годскин (1787—1869), Джон Грей (1798—1850), Джон Френсис Брей (1809—1895). Исходным пунктом для социалистов-рикардианцев была трудовая теория стоимости. Поскольку богатство, т. е. стоимость, создается только трудом, капитал не имеет никаких прав на ее присвоение. Рабочий вынужден безвозмездно отдавать часть своего труда, за счет чего формируются прибыль капиталистов, рента землевладельцев и другие нетрудовые доходы. Утверждавшаяся эпигонами классической школы идея производительности капитала социалистами-рикардианцами категорически отвергается. Социалистическое общество эти рикардианцы представляют как общество коллективной трудовой собственности при сохранении рыночных отношений. Другая ветвь социалистических учений связана с именем французского мыслителя Клода Анри Сен-Симона (1760—1825), Для концепции Сен-Симона характерен последовательный историзм. История человечества — это процесс смены одного общественного строя другим, более прогрессивным. По сравнению с первобытным обществом благодетельным было рабство; прогрессом был переход от рабства к феодализму; прогрессивен и переход к промышленному строю. Этот последний процесс еще не завершился. У власти оказались пока не промышленники, а непроизводительная, паразитическая буржуазия. Современный ему период Сен-Симон считал переходным, критическим. На смену существующим экономическим порядка неизбежно придет новый строй. Сен-Симон называет его индустриализмом, ибо в основе его будет лежать крупная индустрия. Главным пороком капиталистического общества Сен-Симон считает раздробленность и анархию производства. Эта анархия — неизбежное следствие экономической свободы, которая базируется на индивидуализме частных собственников. В обществе индустриалов крупная промышленность будет управляться из единого центра, функционировать по единому плану, разрабатываемому учеными. Планирование охватит как производство, так и распределение продукции в масштабе страны. Сен-Симон не выдвигал требования замены частной собственности общественной. В его системе сохраняется частная капиталистическая собственность, существует централизованно выделяемая из общественного продукта доля на вознаграждение за капитал. Обязательные для капиталистов условия — личный труд, участие в производстве и подчинение общему плану. Ученик Сен-Симона Сент-Аман Базар (1791—1832) пошел дальше учителя. Он считает невозможным централизованное планирование без отмены частной собственности. Распределение произведенных благ должно происходить только по труду. У Базара находит дальнейшее развитие идея Сен-Симона, что зародышем новой системы организации труда в масштабах страны являются банки. Более того. Базар говорит об организации труда в мировом масштабе, о всемирной ассоциации трудящихся. Духом историзма проникнуто и учение другого французского социалиста Шарля Фурье (1772—1837). Для Фурье очевидна связь исторических эпох со ступенями развития производства. Фурье осуждает капитализм прежде всего за противоречие между интересами богатого меньшинства и нищего большинства. Существующий строй, по его мнению, не способен обеспечить благополучие всего населения, ибо частная собственность рождает анархию, конкуренцию, что влечет за собой неслыханное расточительство сил и средств. Важнейшим объектом критики для Фурье является торговля. Торговля через конкуренцию ведет к монополии, а господство монополий — это«торговый феодализм». Эксплуатацию рабочих он видит прежде всего в их обмане как покупателей. С бедностью основной массы покупателей и сосредоточением товаров в руках кучки богачей-предпринимателей, действующих в условиях хозяйственной анархии, Фурье связывает экономические кризисы. Будущее общество Фурье представляет себе как ряд самоуправляющихся небольших общин (до 2 тысяч человек), которые он называет фалангами. Решающую роль в фаланге играет земледелие, промышленность же служит ей дополнением. В рамках фаланги ликвидируется частная собственность на средства производства, все работы выполняются по плану. Исчезает порабощающее человека закрепление за определенным видом труда. Люди будут работать специально организующимися для каждой работы сериями (группами), Меняя виды работ несколько раз в день. На смену конкуренции, при которой выигрыш одного есть проигрыш всех остальных, придет соревнование. Требуемые для организации фаланг средства должны дать капиталисты, которые, войдя в число членов фаланги, одновременно станут ее акционерами. Весь произведенный продукт в связи с этим делится между трудом, акционерным капиталом и знаниями в отношении 5:4:3. Продукция служит прежде всего для удовлетворения потребностей членов фаланги и лишь ее излишки поступают в обмен между фалангами. Само будущее общество пройдет в своем развитии три стадии, которые Фурье называет гарантизмом или полуассоциацией, социантизмом или простой ассоциацией и гармонизмом или сложной ассоциацией. Выдающимся представителем раннего социализма в Англии был Роберт Оуэн (1771—1858). Он так же, как и социалисты-рикардианцы, опирался на трудовую теорию стоимости, но, в отличие от них, считал, что в существующем обществе эта теория не реализуется, закон стоимости не действует. Стоимость при капитализме измеряется не трудом, а деньгами. Деньги не отражают истинной стоимости и это приводит к тому, что человек, производящий ценности, не получает за них справедливого вознаграждения. Деньги должны быть заменены квитанциями, удостоверяющими, сколько труда затратил работник на изготовление товара. Такую квитанцию производитель получит, сдав свой товар на «базар справедливого обмена» — на общественный склад, где за эту квитанцию подберет себе равноценный по трудовому содержанию другой товар. Попытку организации базара справедливого обмена Оуэн предпринял практически. Она закончилась крахом. В отличие от Фурье и Сен-Симона, Оуэн — принципиальный противник частной собственности, выделения капиталу его доли и т. п. Частная собственность вредна для всех, в том числе и для богатых. Принцип личной заинтересованности, считает Оуэн, уже изжил себя. В основу нового общества должно положить общий труд, общую собственность, равенство в правах и обязанностях. Оуэн видит пороки применения машин в капиталистической системе. Общество поставлено перед выбором: либо согласиться с вымиранием тех, кого машина выбрасывает за ворота производства, либо отказаться от машин, либо коренным образом изменить организацию работ, т. е. экономический строй. Если избрать третий путь, можно сохранить все Преимущества фабричной системы. Оуэн называл пропагандируемый им экономический строй социализмом. Его ячейкой он считал кооперативную общину. В организации кооперативов большую роль должны сыграть тред-юнионы, выкупая предприятия у частных владельцев и передавая их добровольцам-кооператорам. Государство же не должно выступать как собственник; его задача — помочь кооперативам предоставлением льготных кредитов. Со временем, по Оуэну, кооперативы докажут свою высокую эффективность и охватят всю страну.
Информация о работе Вклад российских ученых в экономическую теорию хх века