Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:35, лекция
Начало экономических вкладов в теорию 20 века открывает Сергей Юльевич Витте (1849–1915.) – крупный государственный деятель, известный в роли активного сторонника индустриального преобразования России, основу которого видел в упрочении финансовой системы, железнодорожном строительстве.
Австрийская школа - (иногда её называют Венской), субъективно-психологическое направление в буржуазной политической экономии. Возникла в Австрии в 80-х гг. 19 в. как реакция на появление 1-го тома «Капитала» К. Маркса, распространение марксистского экономического учения и рост революционного рабочего движения. Австрийская школа стремилась противопоставить марксизму систему буржуазной теоретической политэкономии, отвечающую новым задачам буржуазной апологетики. Основателем Австрийская школа был К. Менгер. В конце 19 и начале 20 вв. Австрийская школа возглавляли К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк, Э. Сакс. В 20-е гг её преемницей стала «молодая австрийская школа», представленная Л. Мизесом, Ф. Хайеком, Р. Штиглем, О. Моргенштерном, П. Розенштейн-Роданом, Г. Хаберлером, сыгравшими впоследствии видную роль в развитии современной буржуазной политической экономии. Одновременно с Австрийская школа подобные положения были выдвинуты и развиты У. С. Джевонсом и А. Маршаллом в Англии, Л. Вальрасом в Швейцарии и Дж. Б. Кларком и Э. Селигменом в США.
Методологические принципы
Австрийская школа разработала
теорию предельной полезности
благ — субъективно-
Главная модель предельной полезности — «шкала Менгера» — представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщения потребности в нём. В этой модели различаются абстрактная полезность различных категорий благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т. п.) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (например, 1-го, 2-го, 3-го и т. д. килограмма хлеба; 1-й, 2-й, 3-й и т. д. пары обуви), причём виды потребностей располагаются в нисходящем порядке — от более важных к менее важным; внутри же каждого вида благ полезности конкретных единиц данного блага тоже располагаются в нисходящем порядке. Эта модель призвана иллюстрировать оптимальный потребительский выбор по принципу уравнения предельных полезностей благ разного рода, но она не отражает истинных процессов, происходящих на капиталистическом рынке.
Неспособность Австрийская школа вывести из субъективной ценности рыночную цену как равнодействующую получила своё выражение и в модели ценообразования Бём-Баверка, построенной по принципу образования равнодействующей оценок различных пар продавцов и покупателей и показывающей, что «высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами». Модель оставляет открытым основной вопрос — обусловленность субъективных оценок и их различий платёжеспособностью покупателей и издержками производства продавцов, т. е. объективными условиями товарного производства, в которых цена определяется не субъективными оценками, а стоимостью товаров. При этом в рыночной конкуренции, вызывающей отклонения цены от стоимости, участвуют все покупатели и продавцы, вследствие чего цена тяготеет не к оценкам их «предельных пар», а к общественно необходимым затратам труда. Только в том случае, если указанные предельные оценки совпадают с уровнем общественно необходимых затрат, они могут соответствовать действительно рыночным ценам. Как и шкала Менгера, модель Бём-Баверка может иллюстрировать индивидуальные мотивы поведения отдельных агентов рынка, но не причины, вызывающие эти мотивы. Никакого самостоятельного значения для теории ценообразования обе эти схемы иметь не могут.
Используя субъективно- психологическую теорию ценности, Австрийская школа выдвинула буржуазно-апологетическую теорию процента и прибыли, непосредственно противопоставляемую марксистскому учению о прибавочной стоимости. Источник процента усматривается в разнице, возникающей между более высокой субъективной оценкой потребительских благ как благ настоящего и менее высокой оценкой средств производства как благ будущего («благ отдалённого порядка»). Труд рассматривается как благо будущего и поэтому в каждый данный момент он должен оплачиваться ниже ценности его продукта. Т. о. полностью отрицается наличие капиталистической эксплуатации.
Последующей
модификацией теории предельной полезности,
получившей развитие в Англии, США
и других странах, явилось учение
о т. н. предельной производительности
факторов производства, отрицающее создание
прибавочной стоимости трудом и
объясняющее прибыль «
Австрийская
школа положила начало применению теории
предельной полезности также в построении
буржуазных концепций социалистической
экономики и планирования. Ф. Визер,
И. Шумпетер, рассматривая предельную
полезность как чистую экономическую
логику и считая её основой для оптимального
распределения ресурсов, пытались использовать
её для построения теории социалистического
хозяйства. Австрийский профессор А. Шеффле,
выработавший схему центрального планирующего
органа при социализме, считал невозможным
применение в социалистической экономике
трудовой теории стоимости. Эти взгляды
развивают в 60-е гг. теоретики т. н. немарксистского
социализма (Р. Кэмпбелл, А. Лернер и др.),
утверждающие, что экономическая наука
социалистических стран должна перейти
на позиции маржинализма.
Л. Б. Альтер.
Информация о работе Вклад российских ученых в экономическую теорию хх века