Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа
Предпринимательскую деятельность можно осуществлять, используя достаточно большое количество организационно-правовых форм, а также их "подвидов" - видов статуса предприятия. Попробуем разобраться, какую же форму предприятия лучше выбрать для оптимизации бизнеса.
Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность предприятий.
1.1 Понятие предпринимательства……………………………………….....5
1.2 Признаки классификации предприятий……………………………….10
1.3 Виды предприятий. Классификация предприятий………………..…..13
1.4 Цель создания и функционирования предприятия…………………...17
2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Типы предприятий в рыночной экономике.
2.1 Коммерческие и некоммерческие организации………………………20
2.2 Полное товарищество…………………………………………………...23
2.3 Коммандитное товарищество…………………………………………..25
2.4 Общество с ограниченной ответственностью………………………...27
2.5 Акционерные общества..……………………………………………….29
2.6 Кооперативы ……………………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………..35
-
торговые предприятия, которые
сами не производят товары, но
выполняют дистрибьюторские
-
транспортные предприятия,
-
страховые организации,
Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.
Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:
-
Ориентация на материалы - с
целью снижения транспортных
расходов на материалы, это
особенно важно для
-
Ориентация на трудовые
-
Ориентация на продажу товаров
и налоги - в случаях, когда
в разных регионах действуют
различные системы
-
Ориентация на транспортные
-
Ориентация па источники
- Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.
-
Ориентация на потребителя
- Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.
-
Ориентация на зарубежных
Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основною капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.
По количеству работников выделяют:
- малые (до 50 человек);
- средние (50 - 500 человек);
- крупные (более 500 человек), в том числе особо крупные (более 1000 человек).
Также
различают предприятия
На сегодняшний
день важным критерием различия предприятий
стала принадлежность капитала. Выделяют
национальные, иностранные, совместные
предприятия.3
______________________________
3 Грибов В.Д. Экономика: Учеб. пос.- М.:Статистика, 2006. – С. 37.
1.4. Цель создания и функционирования
предприятия
На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.
Под
самостоятельным предприятием понимается
производственная единица, обладающая
производственно-техническим
Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Цель деятельности предприятия - удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. В дореформенной России основной целью предприятия называлось удовлетворение общественных потребностей. В настоящее время в условиях рыночной экономики цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, следует согласиться с тем, что бизнес - это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все возрастающие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства.
Важным качеством любого предпринимателя современного предприятия является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников, надо быть готовым к конкурентной борьбе. Нужно четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.
Современное предприятие – сложная организационная структура. В рыночных условиях возрастает значение трех основных направлений организации промышленного предприятия:
*
научной организации
* научной организации труда;
*
научной организации
Научная организация производства имеет целью создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это надежно и эффективно функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.
Задача научной организации труда (НОТ) – построение здоровых формальных отношений в коллективе работников, включающее систему мер по созданию условий для высокопроизводительного, эффективного творческого труда. 4
______________________________
4Задоя
А.А., Петруня Ю.Е Основы экономики: Учеб.
Пособие.- К.: Высш. шк.- Знания, 2003.- С. 67.
Из
вышеизложенного следует, что предприятие
есть: обособленная целостная система
технологических, социальных и экономических
отношений, выступающих в качестве хозяйственной
единицы — производителя, продаваемых
потребителям продуктов или услуг;
комплекс средств производства, обладающих
технологическим единством, приспособленный
для изготовления определенного продукта
или оказания услуг; коллектив людей, связанный
определенными социально-экономическими
отношениями и интересами.
Глава 2. Организационно-правовые
формы предпринимательской
деятельности. Типы
предприятий в рыночной
экономике.
В зависимости
от организационных отношений
Существенное значение имеет законодательное закрепление некоммерческого характера организации для некоторых организационно-правовых форм юридических лиц. Что касается остальных организационно-правовых форм, то здесь, по видимому, не обязательно жесткое закрепление за формой юридического лица его коммерческого (или некоммерческого) характера. К примеру, для хозяйственных товариществ в статье 58 ГК РК определено, что эти организации являются коммерческими. Однако, на наш взгляд, должна существовать свобода учредителей в определении в учредительных документах некоммерческого характера организации, и если мы говорим о либерализации экономики и всей общественной жизни, то участники (учредители) хозяйственного товарищества должны иметь возможность самостоятельно решать, смогут ли они распределять доход между собой или предпочтут отказаться от распределения дохода. Лишение участников возможности самостоятельно определить коммерческий или некоммерческий характер своей организации, по всей видимости, необоснованно. При этом, несмотря на то что хозяйственное товарищество будет некоммерческой организацией, оно не перестает являться таковым. Кроме того, возможна и вероятна практическая целесообразность существования некоммерческих организаций. являющихся хозяйственными товариществами. И тогда законодательство может предусматривать, что для фирм, осуществляющих определенные виды деятельности, обязателен некоммерческий характер организации, при этом организационно-правовая форма организаций либо не определяется и предоставляется на выбор учредителей, либо определяется любой из форм. К примеру, возможно обязательное условие для таких организаций – субсидиарная ответственность участников юридического лица по обязательствам последнего, и, соответственно, выбор будет между полным товариществом, товариществом с дополнительной ответственностью и коммандитным товариществом. Таким образом, коммерческий характер организации можно не считать определяющим признаком хозяйственного товарищества, возможно его исключение из соответствующих норм законодательства.
То же самое можно отнести и к другим формам юридических лиц, будь то производственный кооператив, государственные предприятия или акционерные общества. И даже для объединения юридических лиц в форме ассоциации не представляется обязательным жесткое определение некоммерческого характера организации. А для потребительского кооператива такое определение некоммерческого характера даже нецелесообразно, так как это существенно сужает возможности для удовлетворения материальных потребностей участников. Так, для всех этих организаций коммерческий или некоммерческий характер не должен определять организационно-правовую форму юридического лица и возможно приведение законодательства в соответствие с этим.
Таким образом, если для ряда организационно-правовых форм юридических лиц необходимо четкое определение некоммерческого характера организации именно нормами, определяющими эти организационно – правовые формы, то для остальных форм нет необходимости установления коммерческого или некоммерческого характера организации в нормах, определяющих организационно – правовую форму юридического лица. Поэтому один из разделов параграфа юридических лицах в Общей части Гражданского кодекса отдельно содержит в себе те организационно-правовые формы, которые могут быть только некоммерческими юридическими лицами. Остальные организационно-правовые формы не объединяются единым разделом как коммерческие организации. Соответственно этому принципу необходимо и в статье 34 ГК РК выделять организации, которые могут быть только некоммерческими, примерно следующим образом: юридическое лицо, созданное в форме учреждения, общественного объединения, общественного фонда, религиозного объединения может являться только некоммерческой организацией. Тогда ограничения предпринимательской деятельности в статье 34 ГК РК распространялись бы на указанные организации, а не на всякие некоммерческие организации.
В результате некоммерческий характер организаций был бы признаком, определяющим организационно-правовую форму лишь для указанного ряда организаций. Для остальных форм юридических лиц некоммерческий или коммерческий характер организаций не является определяющим признаком, и возможно существование эти юридических лиц как в качестве коммерческой организации, так и качестве некоммерческой.5
______________________________
5 Камаева В.Д. « Экономическая
теория ». Изд. «Владос», 1998. – С. 78.