Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
Введение……………………………………………………………………….….. 3
1. Рыночный механизм и его функции………………………………………..5
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка…………………………5
1.2 Функции рынка………………………………………………………………8
1.3 Рыночная экономика……………………………………………………….10
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка………………………………..11
2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме.12
2.1 Виды рынков………………………………………………..………………12
2.2 Рынок совершенной конкуренции……………………………………..….17
2.3 Рынок чистой монополии…………………………………..……………...20
2.4 Рынок монополистической конкуренции……………..………………….24
2.5 Рынок олигополии………………………………………………………….27
3. Эффективность и фиаско рынка…………………………………...………29
3.1 Эффективность конкурентных рынков………………………………...…29
3.2 Фиаско рынка……………………………………………………………….33
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры………..40
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………..44
Монополистическая
конкуренция (см. рис. 2.4.1.) - тип рыночной
структуры, где обладающие рыночной
властью фирмы-продавцы дифференцированного
товара конкурируют за объем продаж,
при этом ни одна из них не обладает
всей полнотой власти по контролю рыночной
цены. Рыночная власть - способность производителя
(или потребителя) оказывать влияние на
рыночную цену экономических благ.
Рис.
2.4.1 Модель рынка монополистической конкуренции
Монополистическая
конкуренция похожа на ситуацию «чистой
монополии» и в то же время на
«совершенную конкуренцию». Американский
экономист Эдуард Чемберлин в
книге «Теория
Рынок монополистической конкуренции наиболее конкурентен и наименее монополизирован — это рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).
Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции — нисходящая, эластичная. Факторы эластичности спроса – число конкурентов; степень дифференциации продукта.
Особенности
рынка монополистической
Уровень производства товара монопольно-конкурентной фирмой меньше, чем уровень производства фирмами, не являющимися монопольными конкурентами, но действующими при эффективном масштабе производства.
Дифференцировать товар - это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д. Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль. Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем при эффективном масштабе производства.
Эффективный масштаб производства - это объем выпуска, минимизирующий АТС. Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (AQ). AQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска).
Наличие
избыточной мощности говорит о том,
что покупатели потребляют не максимально
возможное количество товара и не
по самой низкой цене (Р* > МС). Это
означает, что монополистическая
конкуренция — менее
Рис.
2.4.2
В
краткосрочном периоде каждая фирма
на рынке монополистической
Источники
получения прибыли фирмой при
монополистической конкуренции: вывод
на рынок уникального товара; благоприятное
расположение фирмы; маркетинговые
барьеры; применение передовой технологии.
В долгосрочном периоде прибыль притягивает
конкурентов в отрасль, а убытки поощряют
выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается
до тех пор, пока экономическая прибыль
не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация
аналогична совершенной конкуренции:
ни прибыли, ни убытков.
Рис.
2.4.3
Графически долгосрочное равновесие выглядит так (см. рис. 2.4.3). Точка А — точка долгосрочного равновесия. Кривая D— касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.
Характеристика рыночного равновесия монополистической конкуренции в долгосрочном периоде:
а).
Цены выше минимальных средних
б). Цены выше предельных издержек производства, т.к. фирмы реализуют рыночную власть. Все это приводит к потере эффективности, связанной с потерями, во-первых, из-за недоиспользования мощностей; во-вторых, из-за присвоения фирмами части излишков потребителя. Однако потери эффективности компенсируются расширением ассортимента благ.
Современная
рыночная экономика — это экономика
преимущественного господства рынков
монополистической конкуренции, ибо совершенно
конкурентные рынки, также как и полностью
монополизированные рынки, в чистом виде
не существуют.
2.5 Рынок олигополии
Олигополия - рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену. Олигополистический рынок имеет черты и конкурентного и монополистического рынков, в зависимости от способа поведения его участников и особенностей выпускаемого товара. Рынок олигополии - это рынок взаимодействия небольшого количества взаимозависимых крупных производителей (продавцов). Как правило, на долю производителя-олигополиста приходится значительная часть рыночного предложения, что позволяет ему оказывать влияние на рыночную цену. Характерные черты олигополии:
Последствия
всеобщей взаимосвязи олигополистов:
нельзя точно оценить спрос; нельзя
точно определить MR; нельзя определить
Р* (равновесная цена) и Q* (равновесный
объем продаж).
Рис.
2.5.1
Модель "Ломаной кривой спроса" (см. рис. 2.5.1.) объясняет негибкость цен. Форма кривой спроса олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она повысит цену, так как конкуренты не будут повышать свои цены в ответ (D2). Если же фирма понизит свои цены, то спрос станет неэластичным, так как конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены (D1). Результат — ломаная кривая спроса у фирмы (D2PD1). Р — установленная цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D2. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится.
Кривая MR имеет вертикальный разрыв А-В. Из-за разрыва в величинах MR объем выпуска не будет оказывать воздействия на цену товара при изменении предельных издержек (МС).
Ценообразование на рынке олигополии.
а) Картельное соглашение.
Тайный сговор - форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель - группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.
Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены втайне от других. Это разрушает картель.
Препятствия для тайного сговора: различия в спросе и издержках; число фирм в отрасли; внезапный спад деловой активности; возможное вступление в отрасль других фирм; мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.
б)
Лидерство в ценах (молчаливый сговор)
- это соглашение между олигополистами
о ценах на свою продукцию. Смысл
в том, что фирмы отрасли
Тактика лидера при корректировке цен: корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках; о надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ; ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.
в). Практика сдерживания цен. Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.
Механизм такой практики - фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.
г).
Ценообразование по принципу
«издержки плюс» означает, что при определении
цены олигополист сначала оценивает свой
средний уровень издержек при некотором
плановом уровне производства, а затем
добавляет к ним «накидку» в размере определенного
процента прибыли. Накидка должна быть
достаточной, чтобы покрыть издержки и
обеспечить нормальную прибыль.
3. Эффективность
и фиаско рынка
3.1. Эффективность конкурентных рынков
Важнейшей особенностью рыночной экономики является конкуренция. Эффективность рыночной экономики тем выше, чем сильнее развита в ней конкуренция.
Еще
А. Смит говорил, что каждый индивид
стремится к своей собственной
выгоде, и в этом, как и во многих
других случаях, им движет невидимая
рука, обеспечивающая результат, о котором
он и не думал. "Невидимая рука
провидения" А. Смита - это и есть
конкуренция. Конкуренция в понимании
А. Смита характеризуется
Экономисты,
принадлежащие к новым
Конкуренция определяет степень влияния отдельного продавца на рыночную цену (т. е. степень свободы ценообразования на рынке). Конкурентность характеризует такое поведение индивидуальных производителей и потребителей, которое заставляет их соперничать друг с другом за более выгодные продажи и покупки.