Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
Введение……………………………………………………………………….….. 3
1. Рыночный механизм и его функции………………………………………..5
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка…………………………5
1.2 Функции рынка………………………………………………………………8
1.3 Рыночная экономика……………………………………………………….10
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка………………………………..11
2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме.12
2.1 Виды рынков………………………………………………..………………12
2.2 Рынок совершенной конкуренции……………………………………..….17
2.3 Рынок чистой монополии…………………………………..……………...20
2.4 Рынок монополистической конкуренции……………..………………….24
2.5 Рынок олигополии………………………………………………………….27
3. Эффективность и фиаско рынка…………………………………...………29
3.1 Эффективность конкурентных рынков………………………………...…29
3.2 Фиаско рынка……………………………………………………………….33
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры………..40
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………..44
Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:
С
учетом функций рынка его элементами
выступают: производители и потребители;
цены; спрос и предложение; конкуренция
("невидимая рука провидения",
по А. Смиту).
1.3 Рыночная экономика
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.3
Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
Рыночной экономике необходима инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) – комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Иными словами, инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
В
кредитно-расчетную базу входят отдельные
банковские и страховые системы,
крупные самостоятельные
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.
Важной
частью инфраструктуры рынка является
разветвленная система
2. Типология
рынков. конкуренция
и монополия в
рыночном механизме
2.1 Виды рынков
Итак,
по определению рынок – это организованная
структура, в которой существуют производители
и потребители, продавцы и покупатели,
где в результате взаимодействия спроса
потребителей (спросом называется количество
товара, которое потребители могут купить
по определенной цене) и предложения производителей
(предложение – это количество товара,
которое производители продают по определенной
цене) устанавливаются и цены товаров,
и объемы продаж.4 Существуют множество
видов рынков, главные из которых можно
сгруппировать по следующим четырем признакам5:
Таблица2.1.1 Основные виды рынков
по виду продаваемого товара | по масштабам охвата территории | с точки зрения соответствия действующему законодательству | по уровню конкуренции |
1 | 2 | 3 | 4 |
-
рынок сырья;
- рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производства; - рынок недвижимости; - рынок
потребительских товаров и - рынок
информационного и - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы |
- мировой рынок
- зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране) |
- легальный
(официальный) рынок
- нелегальный (теневой, чёрный…) рынок |
- рынок совершенной
конкуренции (высококонкурент- - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии (закрытый) |
В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства».
Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.6
Рыночная структура - набор технологических, рыночных и институциональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей (psoneo - от греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько; poly - много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.
Таблиц2.1.2 Матрица рыночных структур
Покупатели
(psoneo) Продавцы (poleo) |
Много
=poly= |
Несколько =oligos= | Один
=топо= |
много
=poly= |
1.Двусторонняя
поли-полия (совершенная |
2. Олигопсония | 3. Монопсония |
несколько
=otigos= |
4. Олигополия | 5. Двусторонняя олигополия | 6. Олигополия, огра-ниченная монопсонией |
один
= mono= |
7. Монополия | 8. Монополия, огра-ниченная олигопсонией | 9. Двусторонняя монополия |
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.