Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
Введение……………………………………………………………………….….. 3
1. Рыночный механизм и его функции………………………………………..5
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка…………………………5
1.2 Функции рынка………………………………………………………………8
1.3 Рыночная экономика……………………………………………………….10
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка………………………………..11
2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме.12
2.1 Виды рынков………………………………………………..………………12
2.2 Рынок совершенной конкуренции……………………………………..….17
2.3 Рынок чистой монополии…………………………………..……………...20
2.4 Рынок монополистической конкуренции……………..………………….24
2.5 Рынок олигополии………………………………………………………….27
3. Эффективность и фиаско рынка…………………………………...………29
3.1 Эффективность конкурентных рынков………………………………...…29
3.2 Фиаско рынка……………………………………………………………….33
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры………..40
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………..44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
экономической теории
и основ предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Виды
и структура рынка»
Выполнил: студентка 2 курса
факультета заочного обучения
специальность ЭУП (с)
Акчурина И.Т.
зачетная книжка №: 10-3-8-902
Проверил: стар. преп.
Беляева
С.В.
Воронеж
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме.12
3. Эффективность и фиаско рынка…………………………………...………29
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………..44
Введение
Современная
экономика - это постоянное движение
массовых товаров, денег и доходов,
перемещающихся навстречу друг другу.
Товары производятся и доставляются
в самые отдаленные точки, где
люди способны противопоставить им либо
другие товары, либо денежные доходы, получение
от продажи своих товаров. Эти
потоки перемещаются навстречу друг
другу с целью взаимного
Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.
Актуальность
темы заключается в том, сто рынок представляет
собой не только общеэкономическую категорию,
присущую в той или иной степени всем этапам
развития цивилизации, но это одновременно
сложное социально-философское понятие.
Оно вовсе не ограничивается экономической
сферой. Как результат естественноисторического
развития человеческого общества рынок
включает исторические, национальные,
культурные, религиозные, психологические
особенности развития народов, вобравших
в себя все богатства многовековых традиций
совместного устройства культурной и
экономической жизни. Это определяет особенности
современного рынка и рыночной системы
в различных странах. Рынок имел место
во всех цивилизациях, но его роль в них
значительно различается. Тот факт, что
рыночные отношения и сегодня далеки от
совершенства, возможно, объясняется тем,
что в природе совершенство вообще недостижимо.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1).
Определить следующие понятия:
рынок, функции рынка,
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3).
Определить критерии
4). Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.
Объектом исследования являются рынок и его виды.
Предметом исследования является механизм деятельности различных видов рынка.
Структура исследования определена его целью и задачами.
Работа состоит
из введения, трёх глав, заключения, списка
использованной литературы.
Рынок - одно из достижений человеческой цивилизации. Рынок возник более 6 тыс. лет назад и прошел длительный путь развития - от простейших форм к сложным. Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.
Категория
«рынок» в экономической теории
имеет широкую и узкую
В узком смысле рынок – это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок2"
На заре цивилизации, с первого общественного разделения труда - отделения пастушеских племен от земледельческих - люди начали обмениваться результатами своей деятельности. В период разложения первобытнообщинного строя обмен между общинами становится регулярным и приобретает форму товарного обмена. Возникают и развиваются товарно-денежные отношения, обусловленные двумя предпосылками: общественным разделением труда и обособленностью производителей. Общественное разделение труда - постоянно развивающийся процесс. Всякое его углубление приводит к возникновению новых отраслей, а, значит, к расширению многообразия потребностей и способов их удовлетворения. Параллельно развивается обмен результатами хозяйственной деятельности. Однако для возникновения товарно-денежных отношений одного общественного разделения труда мало. Продукты труда становятся товарами только тогда, когда они производятся независимыми, самостоятельными, обособленными друг от друга производителями. Экономическая обособленность означает, что решение о производстве того или иного товара принимает сам производитель, руководствуясь собственным видением, опытом и навыками. В принятии такого решения ему никто не мешает. Однако результат производства признается обществом только на рынке. Значит, начиная процесс производства, производитель уже в определенной степени зависит от рынка, ориентируясь на него, изучая конъюнктуру и другие факторы спроса.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика). Специализация в настоящее время достигла такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.
Важной
причиной возникновения рынка является
естественная ограниченность производственных
возможностей человека. Даже самый
способный человек может
Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.
В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме
того, причина становления рынка
кроется и в возможности (свободе)
для каждого экономического субъекта
обеспечивать свои интересы. Рынок
предполагает свободу конкурентного
поведения, свободу хозяйствования,
защиту интересов конкретного