Виды и структура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….. 3
1. Рыночный механизм и его функции………………………………………..5
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка…………………………5
1.2 Функции рынка………………………………………………………………8
1.3 Рыночная экономика……………………………………………………….10
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка………………………………..11
2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме.12
2.1 Виды рынков………………………………………………..………………12
2.2 Рынок совершенной конкуренции……………………………………..….17
2.3 Рынок чистой монополии…………………………………..……………...20
2.4 Рынок монополистической конкуренции……………..………………….24
2.5 Рынок олигополии………………………………………………………….27
3. Эффективность и фиаско рынка…………………………………...………29
3.1 Эффективность конкурентных рынков………………………………...…29
3.2 Фиаско рынка……………………………………………………………….33
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры………..40
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 105.11 Кб (Скачать)

     В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:

  1. совершенная (чистая) конкуренция;
  2. монополия;
  3. монополистическая конкуренция;
  4. олигополия.

     В теории строения рынков исследуют следующие  основные факторы, определяющие рыночную структуру (см. приложение 1 – стр. 37): количество фирм в отрасли и их размеры; количество покупателей; тип  производимой фирмами продукции (однотипная (стандартная) или дифференцированная); возможность для входа в отрасль  и выхода из неё других фирм; тип  конкуренции (ценовая или неценовая); информированность продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения.

         2.2 Рынок совершенной конкуренции

     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция - по А.Смиту - поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

     Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность – монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.7

 

     

     Рис. 2.2.1. Классификация рыночного соперничества 

     Совершенная конкуренция - рынок, где множество  фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.

     Рыночную  структуру совершенной конкуренции определяют 6 основных характеристик:

  1. Множество фирм и их незначительные размеры в отрасли (фирмы являются «ценополучателями»).
  2. Множество покупателей.
  3. Однотипная (стандартизированная) продукция.
  4. Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
  5. Отсутствие ценовой конкуренции между продавцами.
  6. Полная информированность всех участников рынка относительно изменения цен и свойств товаров.

     График  спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию D = MR = AR, т.к. в условиях совершенной конкуренции имеется множество фирм, каждая из которых производит лишь небольшой объем производства продукции и поэтому каждая их них в отдельности не может влиять на установление цены на рынке. Другими словами, фирма в условиях совершенной конкуренции является «ценополучателем», т.е. получает цену на продукцию с рынка и вынуждена продавать каждую единицу продукции по определенной рыночной цене.

     Итак, фирма в условиях совершенной конкуренции: не способна оказать влияния на рыночную цену; принимает рыночную цену как данную; сталкивается с абсолютной эластичностью спроса на свою продукцию.

     Средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а графики среднего и предельного дохода совпадают с графиком спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения объема продаж.

     Максимизация  прибыли фирмой в краткосрочном  периоде

     Существует  два подхода к максимизации прибыли.

     Первый  основан на сравнении средних и предельных величин (рис. 2.2.2.). В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль или минимизирует убытки, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС) при условии, что цена (Р) превышает минимальное значение средних переменных издержек (Р > AVC). Точка e — точка оптимального выпуска.  

       

     Рис. 2.2.2 

     
  1. Если Q > Q*, то МС > MR и невыгодно увеличивать  объем выпуска.
  2. Если Q < Q*, то MR > МС, а это стимул для роста производства.
  3. В точке e, МС - MR = Р или МС - Р.

     Второй  подход состоит в том, что фирма  сравнивает получаемый ею валовой доход (TR) при различных объемах выпуска  с валовыми издержками (ТС). Фирма выберет вариант, когда разница между TR и ТС будет максимальной, т.е. когда будет достигнут максимальный объем прибыли.

     До F1 и после F2 ТС > TR — производство убыточно и нецелесообразно.

     Но  и в этой, казалось бы, идеальной  модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения  ресурсов в конкурентной экономике:

     а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

     б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

     в) отрасль с чистой конкуренцией может  мешать применению лучшей из известных  производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;

     г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых  продуктов.8

     Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Ее можно рассматривать  как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим  для понимания принципов функционирования рыночного механизма. 

     2.3 Рынок чистой монополии

     Существуют  рынки, где в той или иной степени  возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей  рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных  рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.

     В зависимости от степени ограничения  конкуренции выделяют несколько  видов несовершенных рынков: монополия, олигополия и монополистическая  конкуренции.

     Монополия — исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Рыночная власть — это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия — это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия — это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.

     Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

     Барьеры для входа в отрасль — это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).

     Источники монопольной власти:

  1. Исключительные права (авторские права, патенты, лицензии, франчайзинг).
  • Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).
  • Контроль над ресурсами (местонахождение, источники сырья).
  • Эффект масштаба (оптимальный объем выпуска при удовлетворении всего рыночного спроса).

     Виды  монополий:

  • Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
  • Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.

     3) Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).

     Общественные  издержки монопольной власти — это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. Предельные издержки – затраты на производство дополнительной единицы продукции. Показатель Лернера монопольной власти — L = (Р - МС)/Р, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. 0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

     Индекс  Херфиндаля-Хиршмана определяет степень концентрации рынка: Н = Р* + Р* + ... + Р* , где Н — показатель концентрации, Рп — процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении.

     Ценовая дискриминация — разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затратами на его производство. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) — наличие особой цены для каждого покупателя. Ценовая дискриминация второй степени (по объему продаж) — назначение цены в зависимости от объема покупки. Ценовая дискриминация третьей степени (сегментированная ценовая дискриминация) — назначение разных цен для разных групп покупателей. 

Рис 2.3.1 

     Кривая  предельного дохода монополиста  лежит ниже кривой спроса. Для увеличения объёма продаж монополист снижает цену на каждую дополнительную единицу продукции. Кривая спроса на продукт чистой монополии имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) — MR < Р. График MR проходит ниже кривой спроса (см. рис. 2.3.1). Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR). Когда спрос эластичен, значение MR положительно и общий доход растет. Когда спрос не эластичен, MR < 0 и TR падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, MR = 0, a TR — максимальный, монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса. 

     2.4 Рынок монополистической  конкуренции

Информация о работе Виды и структура рынка