Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение проблем занятости населения России в условиях формирования рыночных отношений. Цель предусматривает решение следующих задач: исследование теоретических аспектов безработицы; исследование анализа современных тенденций сложившихся на рынке труда.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА Ι ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Понятие и сущность безработицы…………………….................…….5
1.2 Виды, причины безработицы……………………..........................…….6
1.3 Определение уровня безработицы……………........................………13
ГЛАВАΙΙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СЛОЖИВШИХСЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1 Анализ занятости населения Республики Бурятия.............................15
2.2 Факторы, способствующие безработицы в России. Минимизация их воздействия………................................................................................................20
2.3 Последствия безработицы………………………….............................22
2.4 Пути сокращения безработицы. Основные пути решения проблем занятости населения Республики Бурятия………………..................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………........................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....34
2.3 Последствия безработицы.
Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны.
Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы. С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, миннинизировать социальную цену радикальных реформ .
При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:8
1.
Безработица ведет к не
2.
При продолжительной
3.
Рост безработицы приводит к
снижению жизненного уровня, следствием
чего является подрыв
• снижение покупательного спроса.
• сокращение сбережений.
• снижение инвестиционного спроса.
• сокращение предложения, спад производств.
4.
Рост числа безработных служит
благоприятным фактором для
Также по данным опроса 18% считают, что безработица усиливает социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе. А 5,2% - что безработица ведет к снижению заработной платы, вследствие конкуренции на рынке труда.
Оценки мужчин и женщин примерно одинаковы, однако женщины более остро реагируют на снижение жизненного уровня и утрату квалификации и менее болезненно на усиление социальной напряженности и политической нестабильности.
В России законы по социальной помощи более либеральны, они позволяют получать от 45-70% от средней заработной платы в течение года.
При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты:9
-Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики; |
-Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду; |
-Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования; |
-Стимулирование роста интенсивности и производительности труда; |
-Повышение социальной
-Увеличение личного
-Возрастание свободы выбора места работы;
-Увеличение социальной
Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а кроме того создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот аспект отметило 14% от опрошенных в Санкт-Петербурге. Респонденты также отмечали что:
• 75,2% -устраивает статус безработного т.к. он увеличивает личное свободное время.
• 13% -безработица стимулирует овладение новыми специальностями. Каждый 7 респондент считает, что безработица воспитывает ответственность и самостоятельность.
В
силу отмеченных причин, умеренная
безработица (от3-7% от числа занятых)
считается необходимым
Степень
негативного воздействия
Подобные
исследования представляют несомненный
интерес для России, поскольку позволяют
более четко обозначить границы проблемы
и наметить пути выхода из кризисной ситуации,
сообразуясь с особенностями социального,
экономического и политического развития
страны на современном этапе. Поскольку
определенное своеобразие ситуации в
экономической и социальной сферах в России
свидетельствует о невозможности механического
переноса и копирования применяемых за
рубежом методов, требуется определенное
логическое переосмысление предлагаемых
методов исследования, а также использование
адаптированных методов исследования
социально-экономических последствий
безработицы в России переходного периода.
2.4 Пути сокращения безработицы. Основные пути решения проблем занятости населения Республики Бурятия
Несмотря
на объективный характер безработицы,
социально-экономические потери, которые
она порождает, очевидны. Во-первых, не
производится какая-то часть товаров и
услуг которые могли бы быть произведены,
если бы человек работал. Во-вторых, снижаются
налоговые поступления: работающий получает
доход (заработную плату), который облагается
налогом. В-третьих, снижается уровень
жизни семьи безработного так как пособие
по безработице меньше, чем заработная
плата. В-четвёртых, ухудшается психологическое
состояние безработного, становятся частыми
конфликты в семье, и т.д.
В этой связи одной из функций государства
становится регулирование занятости,
устранение негативных последствий безработицы.
В частности, в каждом городе или районе
созданы центры занятости, которые выполняют
следующие функции: выплачивают пособия
по безработице, помогают безработным
найти работу, ведут переобучение новым,
пользующимся спросом профессиям. В этих
центрах оказывается и психологическая
помощь людям, оставшимся без работы. Государство,
кроме того, может оказывать финансовую
поддержку тем предприятиям, где планируется
массовое увольнение, с целью сохранения
или модернизации рабочих мест. Далее,
государство может вводить налоговые
льготы для тех предприятий, которые принимают
на работу наименее защищенные группы
населения (инвалиды, многодетные матери,
"чернобыльцы", "афганцы").
Напряжённое состояние рынка труда предполагает
проведение антикризисных мероприятий,
а также неизбежное привлечение федеральных
финансовых ресурсов для вывода его из
кризисного состояния.
Первая группа мероприятий предусматривает
создание дополнительных, а также сохранение
и поддержку экономически целесообразных
рабочих мест, развитие временной занятости.
Реализация этих мероприятий возможна
на основе использования средств местных
(а в случае исключительной остроты ситуации
- и федерального) бюджетов для финансирования
инвестиционных проектов, проведения
конкурсов работодателей на получение
средств из ФЗН в целях организации рабочих
мест, предоставления налоговых льгот
работодателям, создающим и сохраняющим
рабочие места, финансирования общественных
работ и стимулирования самозанятости
населения.
Вторая группа предполагает содействие
миграции трудоспособного населения на
работу за пределы региона.
Третья группа должна способствовать
организации системы непрерывного образования
(включая образование с продленными сроками
обучения), которой можно охватить часть
лиц, ищущих работу.
К последней, четвертой, группе мероприятий
относится расширение масштабов досрочного
пенсионирования (в том числе временного),
однако это требует значительных средств,
и такой способ будет иметь ограниченное
распространение.
Несколько более простой представляется
антикризисная программа в том случае,
если напряженная ситуация на региональном
рынке труда сложилась в результате миграции
в регион трудоспособного населения. Необходимо
принять меры, которые противодействовали
бы социально-экономической адаптации
трудоспособных беженцев и вынужденных
мигрантов в трудоспособном возрасте
в регионе с напряженной ситуацией на
рынке труда по сравнению с регионами,
в которых имеются благоприятные условия
для приема и размещения, трудоспособных
мигрантов. Такую цель можно достичь путем
непредоставления дополнительных (сверх
предусмотренных федеральным законодательством)
социальных, трудовых и иных гарантий.
В исключительных случаях федеральные
органы власти могут принимать прямые
административные запреты на расселение
беженцев и вынуж-денных мигрантов в таком
регионе или формировать для них специальные
компактные пункты проживания и финансировать
последние из федерального бюджета.
Устранить последствия неблагоприятной
для состояния рынка труда региона отраслевой
структуры возможно лишь в относительно
отдаленной перспективе в связи с необходимостью
осуществления крупномасштабных инвестиционных
проектов. В этих целях целесообразно
рекомендовать региональным администрациям
широко использовать дифференциацию ставок
местных налогов для создания привлекательного
инвестиционного климата на их территории.
В качестве текущих мер будут полезны
также: прекращение подготовки кадров
по специальностям, не пользующимся спросом
на рынке труда; досрочное пенсионирование
находящихся в предпенсионном возрасте
представителей таких трудовых групп;
развитие системы непрерывного образования.
В тех случаях, когда, несмотря на все принятые
меры, основным фактором роста напряженности
на рынке труда региона становится банкротство
предприятий, мероприятия антикризисной
программы должны быть направлены в первую
очередь на социальную поддержку лиц,
неконкурентоспособных на рынке труда,
а также на поиск инвесторов для быстрого
и эффективного с точки зрения состояния
рынка труда перепрофилирования обанкротившихся
предприятий. В этом случае местным администрациям
следует активизировать проведение инвестиционных
торгов, конкурсов, подготовку вариантов
инвестиционных предложений (включая
предложения по разукрупнению предприятий
и продаже их отдельных производственных
подразделений, представляющих наибольший
интерес для потенциальных инвесторов).
И, наконец, в случае возникновения напряженной
ситуации на рынке труда в результате
действия природных или антропогенных
факторов стихийного характера реализация
соответствующих антикризисных программ
должна способствовать широкому спросу
на рабочую силу, чтобы обеспечить работой
местных жителей. Данную задачу можно
решить прежде всего путем привлечения
последних к аварийно-восстановительным
работам, а также (в случае необходимости)
организации их профессиональной подготовки
и переподготовки для заполнения ими восстанавливаемых
или создаваемых заново рабочих мест.
Оценивая безработицу как социально-экономическое
явление, нельзя однозначно утверждать:
хорошо это или плохо. С точки зрения человека,
оставшегося без работы, это может оказаться
трагедией. Однако с точки зрения экономической
динамики данное явление - объективная
необходимость. Другое дело, что государство
должно "амортизировать" её негативные
последствия, а работники должны быть
готовы к профессиональной и трудовой
мобильности ради получения работы.
Основные пути решения проблем занятости населения Республики Бурятия.10 Особенности занятости и функционирования рынка труда в регионе обусловлены спецификой формирования экономики активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определятся приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, из обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Сегодня многие предприятия столкнулись с основательно подзабытой проблемой – дефицитом рабочих кадров. «Новый» дефицит существенно отличается от «старого». Полтора десятилетия назад формальной нехватки рабочей силы в стране насчитывался многочисленный контингент квалифицированных промышленных рабочих. Сегодня же найти за воротами предприятия готовых квалифицированных рабочих стало трудно. Многие из них перешли в торговлю, бытовое обслуживание, сферу бизнеса и отнюдь не рвутся оттуда в заводскую среду. Другие утратили квалификацию или, что еще хуже, потеряли себя, выпали из общества. И хотя в стране по-прежнему мало официально зарегистрированных безработных, далеко не все они могут и хотят занимать вакансии квалифицированных промышленных рабочих. В условиях экономического роста основной проблемой становится структурный дисбаланс рынка труда при котором соискатели рабочих мест не обладают профессиональными качествами, необходимыми работодателям. Общество в этой ситуации вполне может болеть одновременно двумя, казалось бы несовместимыми недугами – дефицитом кадров и безработицей.
В создавшейся ситуации многое зависит от того, как поведут себя профессиональные училища, колледжи, ВУЗы, другие учреждения профессионального образования. Но далеко не факт, что они легко найдут общий язык с предприятиями. Связи между предприятиями и учреждениями профессионального образования изрядно ослабленные вначале реформы, сейчас понемногу восстанавливаются, но по-прежнему не имеют достаточно прочной институциональной основы. Пытаться сегодня реанимировать существовавшую в советский период систему государственного управления трудовыми ресурсами – дело безнадежное и вредное, но государству не пристало и становиться в позу стороннего наблюдателя, безучастного к тому, что происходит в сфере занятости. Стратегия государства в сфере занятости абсолютно необходима, вопрос в том, какой быть этой стратегии.
Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия, на 2011год:11
Задачи программы:
1.Повышение
конкурентоспособности на
2.Стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
3.Расширение сферы занятости.
Основные мероприятия программы:
1.Опережающее
профессиональное обучение
2.Организация
общественных работ,
3.Содействие
развитию малого
4.Организация
стажировки выпускников
5.Организация
опережающего
6.Содействие трудоустройству инвалидов.
Объемы и источники финансирования Программы составит всего 537102,0 тыс. руб, их них:
-503602,0тыс.руб.-
-33500,0 тыс.руб.- средства республиканского бюджета
Целевые индикаторы и показатели:
1.Сдерживание
зарегистрированной
2.Доля
трудоустроенных граждан от
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: Обеспечение занятости 13680 тыс.чел., в том числе за счет:
-организация общественных работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан-8260 чел.;
Информация о работе Виды безработицы и их обусловленность динамикой общественного разделения труда