Виды безработицы и их обусловленность динамикой общественного разделения труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение проблем занятости населения России в условиях формирования рыночных отношений. Цель предусматривает решение следующих задач: исследование теоретических аспектов безработицы; исследование анализа современных тенденций сложившихся на рынке труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА Ι ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Понятие и сущность безработицы…………………….................…….5
1.2 Виды, причины безработицы……………………..........................…….6
1.3 Определение уровня безработицы……………........................………13
ГЛАВАΙΙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СЛОЖИВШИХСЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1 Анализ занятости населения Республики Бурятия.............................15
2.2 Факторы, способствующие безработицы в России. Минимизация их воздействия………................................................................................................20
2.3 Последствия безработицы………………………….............................22
2.4 Пути сокращения безработицы. Основные пути решения проблем занятости населения Республики Бурятия………………..................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………........................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....34

Работа содержит 1 файл

К.Р по эконом теории безработица (Автосохраненный).doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     Состав  безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения республики на 1 октября 2009 года

     Таблица 16

  человек %
По  образованию:
Высшее  профессиональное                         2621 21,5
Среднее профессиональное 2422 19,9
Начальное профессиональное 2436 20,0
Общее среднее 3375 27,7
Не  имеющие общего среднего 1341 10,9
По  полу:
Женщины 6684 54,8
Мужчины 5511 45,2
По  отдельным категориям:
Инвалиды  1206 9,9
Предпинсионного возраста 935 7,7
Стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) периода 3135 25,7
В том  числе:  
От 1 года до 2лет 794 6,5
Более 2 лет 2341 19,2
По  причинам увольнения:
По  собственному желанию 5746 47,1
Ликвидация  организации либо сокращение  численности  или штата работников                  2890 23,7
Выпускники  учебных и профессиональных учреждений 1099 9,0
не  приступали к трудовой деятельности          251 2,1
Другие причины (по состоянию здоровья и т.д.)                      2209 18,1

По оценке, до конца 2009 года количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, составит не более 4 тыс. ед., что на 12,6% ниже количества вакансий за 2008 год.

     Уровень регистрируемой безработицы на 1 октября 2009 года составил 2,4% и по сравнению  с декабрем 2008 года вырос на 0,9%.

Влияние кризиса на рынок труда проявляется, прежде всего, в сокращении рабочих  мест, особенно неэффективных, в перераспределении работников по секторам экономики.

Информация  о предполагаемом увольнении работников из организаций Республики Бурятия и численность обратившихся в органы службы занятости из данных организаций с октября 2008 года по 1 октября 2009 года.

Таблица 2

  Количество организаций Численность работников, предполагаемых к увольнению, чел Обратятся в  органы службы занятости (по оценке)
г.Улан-Удэ 249 2833 51697
г.Гусиноозерск 68 800 3918
г.Северобайкальск 31 704 3868
Баргузинский 29 293 1907
Бичурский 46 133 1103
Джидинский 39 218 1914
Еравнинский 11 137 352
Заиграевский 55 835 2302
Закаменский 51 309 2133
Иволгинский 42 336 2668
Кабанский 76 1333 11600
Кижингинский 28 204 1332
Курумканский 20 120 661
Кяхтинский 42 990 2619
Муйский 33 473 4550
Мухоршибирский 38 672 5338
Прибайкальский 34 334 9432
Северо-Байкальский 31 119 2443
Тарбагатайский 15 135 583
Тункинский 24 123 1598
Хоринский 35 227 1834
Итого 997 11328 113844
 

Из таблицы  видно, что большая численность  работников, предполагаемых к увольнению в г.Улан-Удэ, а меньшая в Северо –Байкальском районе. 

Основная  доля предполагаемых к высвобождению  работников по видам экономической  деятельности приходится на государственное  управление, обеспечение военной  безопасности (16,0%), транспорт и связь (14,1%), добыча полезных ископаемых (5,0%), образование (11,0%), здравоохранение (4,0%), сельское хозяйство (4,0%), предоставление услуг (7%), финансовая деятельность (5,0%), строительство (5,0%) и 28,9% приходится на прочие виды деятельности.

     По  оценке, до конца декабря 2009 года численность зарегистрированных безработных граждан, безработицы не более 3,4 процента.

     В Республике Бурятия удовлетворение потребностей в трудовых ресурсах осуществляется также за счет привлечения иностранной  рабочей силы. Следует отметить, что в 2008 году совокупная доля иностранной рабочей силы в численности занятых в экономике составляет 3,0% и в конечном итоге не оказывает значительного влияния на рынок труда республики.

     Предложения по объемам квот привлекаемой иностранной рабочей силы, планируемая к привлечению работодателями в 2010 году, формировались с учетом положения на региональном рынке труда, прогноза социально-экономического развития республики и наличия объемов работ, выполнение которых не обеспечено региональной рабочей силой, Методикой оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17.09.2007 № 604.

     Определение потребности в привлечении иностранных  работников и формирование квот осуществлялось в целях поддержки оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом анализа ситуации на рынке труда, содействия приоритетного трудоустройства российских граждан, а также учитывая наличие в регионе равноценной рабочей силы, перераспределения трудовых ресурсов внутри Республики Бурятия или между субъектами Российской Федерации. В результате рассмотрения заявок работодателей с учетом вышеперечисленных факторов сформирована сводная заявка на привлечение иностранных работников на 2010 год от Республики Бурятия в количестве 1500 чел.

     В целях стабилизации ситуации на региональном рынке труда была разработана  и действует Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда  Республики Бурятия, на 2009 год, утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.02.2009 № 46.

     Для реализации Программы дополнительных мероприятий утверждены средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии (383,8 млн. рублей), и средства республиканского бюджета (30,5 млн. рублей).7

     В рамках реализации Программы заключено  около 700 договоров на проведение общественных работ. Согласно заключенным договорам  направлено на общественные работы 15,5 тыс. человек, из них граждан, находящихся  под угрозой увольнения, - 6766 человек. Для сохранения трудового потенциала предприятий на опережающее обучение было направлено 387 чел., за которыми сохранены рабочие места.

     Оказано содействие развитию малого предпринимательства  и самозанятости 2935 безработным  гражданам в виде организационно-консультационных услуг. В органах Налоговой службы зарегистрировано в качестве индивидуальных предпринимателей 1866 чел. Безвозмездные субсидии на организацию собственного дела получили 1698 граждан, или 91% из числа зарегистрированных в органах Налоговой службы.

     Реализация  мероприятий Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, стала  сдерживающим фактором роста безработицы.

     2.2 Факторы, способствующие безработицы  в России.

      Проблему  безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

      В соответствии с уже накопленным  службой занятости опытом и мнением  экспертов увеличение числа безработных  в РФ будет способствовать наличие  следующих факторов:

      -подавление  безработицы (досрочные  проводы   на  пенсию мужчин в 58, женщин  в 53);

      -частичная  принудительная безработица (сокращенный  рабочий день, сокращенная рабочая  неделя, удлинение отпусков);

      -условная  безработица (непостоянная работа);

      -временная  безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);

      -потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

      -безработица  в связи с высвобождением женщин  из производства с вредными и опасными условиями труда;

      -безработица  структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

      -вынужденная  безработица (вследствие отсутствия  сырья, энергии, комплектующих,  приведшего к остановке предприятия);

      -безработица  вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;

      -безработица  вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;

      -безработица  членов семей военнослужащих  и военных советников, возвращающихся  в РФ из-за рубежа;

      -безработица  в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;

      -первичная  безработица (выпускники школ, ПТУ,  техникумов, ВУЗов);

      -безработица  молодежи, отчисленной из учебных  заведений или прекратившей обучение  по собственному желанию;

      -безработица  вследствие недостаточной профессиональной  квалификации;

      -безработица  субъективная вследствие нежелания  или неспособности переквалифицироваться  и получить иную профессию;

      -безработица  вследствие вынужденной миграции (беженцы)

      -безработица  специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;

      -безработица  возвращающихся из мест лишения  свободы;

      -безработица  тех, кто после длительного  перерыва хочет возобновить работу;

      -безработица  вследствие стихийных бедствий  и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение  предприятий и учреждений в  результате взрывов или военных  действий);

      -безработица  в связи с невозможностью без  нарушения паспортного режима  и утраты жилья перемещаться  из мест с избытком трудовых  ресурсов в регионы с избытком  рабочих мест.

      Здесь перечислены далеко не все реально  существующие пути пополнения армии  потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

Информация о работе Виды безработицы и их обусловленность динамикой общественного разделения труда