Валютный рынок и денежно кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить валютный рынок, его структуру, виды, основные функции, определение основных видов операций, совершаемых на валютном рынке, уяснить сущность бирж и их влияние на динамику спроса и предложения валюты, способы и методы регулирования валютного рынка, установить их влияние на экономику нашего государства. Данные вопросы рассматриваются поочерёдно в каждой главе, и на основе изученных данных и в процессе представления материала проводится его анализ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 556.22 Кб (Скачать)

Таблица  1. Итоги торгов иностранными валютами в 1 полугодии  2010 г.

     
Валюта  
Котировки      
Спрос Предложение Объём торгов
тыс. ед.

валюты

тыс. ед.

валюты

тыс. ед.

валюты

млн. рублей
российский  рубль 115 40 428 703 43 047 054 42 854 768 4 306 935,754
доллар  США 119 4 393 182 2 937 825 4 451 881 13 141 971,009
евро 118 1 526 781 1 225 367 1 605 147 6 309 279,318
шведская  крона 12 2 202 3 993 3 993 1 584,979
швейцарский франк 76 5 312 11 604 12 329 33 670,876
фунт  стерлингов 44 209 195 247 1 122,272
злотый 29 596 85 647 642,827
иена 7 238 429 240 160 240 160 7 688,367
 

Примечание. Источник: Фондовый рынок - № 7, июль – 2010. 

     В таблице 2 видим рейтинг участников биржевых торгов по объёмам заключения сделок. Первые три места занимают Национальный банк Республики Беларусь, ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Приорбанк». 
 
 

Таблица 2. Рейтинг по объёмам  заключения сделок среди  участников биржевых торгов иностранной  валютой в ОАО  «Белорусская валютно-фондовая биржа» в 1 полугодии 2010г. 

      Место Наименование  участника торгов
      1 Национальный  банк Республики Беларусь
      2 ОАО «АСБ Беларусбанк»
      3 ОАО «Приорбанк»
      4 ОАО «Белагропромбанк»
      5 ЗАО «АКБ БЕЛРОСБАНК»
      6 ОАО «Банк Москва-Минск»
      7 ЗАО «Банк ВТБ»
      8 ОАО «БПС-Банк»
      9 ОАО «Белинвестбанк»
      10 ОАО «Белгазпромбанк»
 

Примечание. Источник: Фондовый рынок - № 7, июль – 2010. 

     Государственная регистрация акций

     За 6 месяцев 2010 года количество акционерных  обществ увеличилось по сравнению  с 01.01.2010 на 103 и на 01.07.2010 составило 4394, из них 2002 – открытых акционерных  обществ, 2391 закрытых акционерных обществ. Общая сумма изменения эмиссии  акций акционерных обществ с 01.01.2010 по 01.07.2010 составила 6093,7 млрд. рублей.

     Объём эмиссии акций действующих эмитентов  по состоянию на 01.07.2010 увеличился по сравнению с 01.01.2010 на 14,8% и составила 46589,7 млрд. рублей. В том числе, эмиссия акций открытых акционерных обществ – 11018,7 млрд. рублей. 

     Динамика  объёма эмиссии акций представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика объёма эмиссии акций

Примечание. Источник: Фондовый рынок - № 9, сентябрь – 2010. 
 
 

     Государственная регистрация облигаций

     В 1 полугодии 2010 года зарегестрировано 138 выпусков корпоративных облигаций 58 эмитентов ( из них 46 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии 4 691,97 млрд. рублей, в том числе по видам валют: 2 870,7 млрд. белорусских рублей, 261,4 млн. долларов США, 107,0 млн. евро.

     Из  общего объёма зарегистрированных выпусков облигаций облигации банков составляют 84,8 % (3 976,85 млрд. рублей), небанковских организаций – 15,2 %  (715,12 млрд. рублей).

     По  состоянию на 01.07.2010 на обращении  находилось 350 выпусков корпоративных  облигаций 89 эмитентов (из них 71 небанковская организация) на общую сумму эмиссии 9 665,16 млрд. рублей. Из них 11 выпусков биржевых облигаций 5 эмитентов на сумму эмиссии 789,68 млрд. рублей.

     Из  общей суммы эмиссии облигаций, находящихся в обращении, облигации  банков составляют 87,9 % ( 8 500,03 млрд. рублей), небанковских организаций – 12,1 % ( 1 165,13 млрд. рублей).

     По  состоянию на 01.07.2010 сумма эмиссии  находящихсяв обращении облигаций  небанковских организаций увеличилась  на 89,9 %  по сравнению с указанным  показателем на 01.01.2010.

     В обращении находятся облигации  таких предприятий как РУП  «БМЗ», ОАО «Белкоммунмаш», ОАО «Криница», РУП «Витебскэнерго», ОАО «Гродно  Азот», РУП  «Белпочта», РУП  «Гомельский  завод литья и нормалей», РУП  «Гомсельмаш», СЗАО «Стеклозавод Елизово», ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Гродненский мясокомбинат», ООО «Заславский  лакокрасочный завод», ОАО «Универмаг Гомель», ОАО « Минский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Брестхлебопродукт», ГТПУП «Белрыба», РУП «Толочинский консервный завод», ОАО « Птицефабрика Слонимская», ОАО «Свинокомплекс Борисовский», КУПП «Коммунальник», ОАО «Луч МО»  и др.

       В разрезе валют информация предсталена на графиках 2.1 и 2.2.

График 2.1 – Зарегистрированные выпуски корпоративных облигаций в I полугодии 2010 года

Примечание. Источник: Фондовый рынок - № 9, сентябрь – 2010.

График 2.2 – Корпоративные облигации в обращении на 01.07.2010

Примечание. Источник: Фондовый рынок - № 9, сентябрь – 2010. 
 

     Из  данной информации и из графиков видим, что наибольший процент облигаций приходится на белорусский рубль, что в некоторой степени способствует его укреплению. Но на графике 4 видим, что облигаций в обращении находится меньше чем было зарегистрировано. Это говорит о том, что не все зарегистрированые облигации скупаются, что возможно является причиной недоверия к белорусскому рублю.

     Итак, биржи являются найважнейшим элементом  инфраструктуры валютного рынка, так  как их задача отчасти состоит  в мобилизации временно свободных  валютных ресурсов из одних отраслей экономики в другие, что будет  способствовать развитию слабой стороны  экономики. Именно благодаря биржам можно выявить рыночноую цену иностранной валюты, так как именно биржа является связывающим звеном между огромных количеством резидентов желающим купить или продать валюты. В результате этого устанавливается спрос и предложение валюты, а следственно и её цена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3

       Основные направления регулирования валютного рынка в РЕспублике Беларусь 

     В любом государстве валютное регулирование  должно жестко увязываться с потребностями национальной экономики, особенностями ее развития в конкретный период. Методы и формы валютного регулирования должны быть адекватны ситуации, складывающейся в национальной экономике на со временном этапе.

     Основным  законодательным актом в области  валютного регулирования является Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-3 «О валютном регулировании и  валютном контроле» (далее Закон), который  устанавливает основы валютного  регулирования и валютного контроля. Органами валютного, регулирования, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, являются Совет Министров  Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь. Полномочия Национальго банка как органа валютного регулирования определены в ст. 21 Закона, а также дополнены  Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования [                  ].

     Под государственным контролем будем  понимать всевозможные формы воздействия  государства на рынок, которые позволяют  сохранять непосредственно отношения  капитала, или отношения частной собственности на капитал [           ].

     Так в Законе Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле»  даётся следующая трактовка понятию  «валютное регулирование». Валютное регулирование - деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими [   ]. 

     Центральный банк использует три основных метода денежно-кредитного регулирования: 

     ─ изменение учетной (дисконтной) ставки; 

     ─ операции на открытом рынке; 

     ─ изменение нормы обязательных резервов. 

     Все эти инструменты призваны воздействовать на денежную массу, то сжимая ее, то расширяя (т.е. то удорожая кредит, то удешевляя  его). Центральный банк, таким образом, регулирует поток инвестиций, уровень  инфляции, курс национальной валюты, а, в конечном счете, рост валового внутреннего  продукта и уровень занятости  населения.

     Учетная политика основана на регулировании  рынка ссудных капиталов путем  изменения учетной ставки Центрального банка. По этой ставке осуществляется переучет векселей коммерческих банков, может предоставляться им ломбардный кредит (под залог ценных бумаг). Повышая ставку по кредитам, Центральный  банк побуждает другие кредитные  учреждения сократить заимствования. Это затрудняет пополнение резервных  счетов, ведет к росту процентных ставок по коммерческим кредитам и, в  конечном счете, к сокращению кредитных  операций в стране. Если Центральный  банк снижает учетную ставку, он облегчает для коммерческих банков пополнение ресурсов и тем самым  поощряет кредитную экспансию.

     Другой  метод денежно-кредитной политики Центрального банка – операции на открытом рынке. Это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности  и кредитных вложений банков путем  размещения государственного долга, он широко применяется в развитых странах. Центральный банк по поручению правительства  на аукционах (первичный рынок) проводит размещение государственных или  корпоративных (при государственной  гарантии) ценных бумаг среди официальных  дилеров. Правительство, получая денежные средства, использует их для покрытия дефицита государственного бюджета  или для других целей. Центральный  банк, то покупая, то продавая государственные  ценные бумаги, регулирует их доходность, следовательно, стимулирует коммерческие банки и население покупать или  продавать эти бумаги, а значит, уменьшать или увеличивать свои кредитные ресурсы, направляя потоки кредитов на те или иные рынки.

Информация о работе Валютный рынок и денежно кредитная политика