Устойчивое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд и определено как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Существует единодушное мнение, что устойчивое развитие является трехмерным понятием и включает следующие аспекты:

Работа содержит 1 файл

глава 1.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Поэтому, если развитые выше представления помогут пониманию и дадут возможность предложить некоторую общую для человечества канву его развития и перспективу времени, картину, пригодную для антропологии и демографии, социологии и истории, а медикам и политикам позволят увидеть системные предпосылки нынешнего переходного периода как источника стрессов для отдельного человека и критического состояния для безопасности мирового сообщества, автор будет считать опыт этого междисциплинарного исследования оправданным [14,с.22-23].

 

 

1.2 Устойчивое развитие зарубежных стран

 

В каждой стране мира существует своя специфика проблем развития. Это в полной мере отражают национальные стратегии устойчивого развития. К началу XXI в. национальные стратегии устойчивого развития разработали десятки государств, которые относят к трем основным группам стран современного мира: развитым, развивающимся и странам с переходной экономикой.

Разработка национальных и региональных стратегий устойчивого развития в развитых странах. Особый интерес представляет стратегия устойчивого развития США (1996г.), самой мощной и авторитетной страны современного мира. Стратегия устойчивого развития США носит двуединый характер: на международной арене она предусматривает упрочение позиций лидирующей страны в решении глобальных проблем современности и рассматривается как один из важнейших инструментов американского воздействия на всю систему международных отношений, на национальном уровне – ориентирована на мобилизацию национального потенциала повышения эффективности функционирования экономики и социальных институтов.

В американской стратегии устойчивого развития определены десять целей: одна цель отражает международную ответственность США в просвещении глобальной политики устойчивого развития, остальные девять целей посвящены внутренним проблемам страны. Среди них: стремление к стабилизации численности населения США (демографическая составляющая устойчивого развития); поддержание экономического процветания США и рационального хозяйствования (экономическая составляющая устойчивого развития); сохранение природной среды и природных ресурсов (экологическая составляющая устойчивого развития), но ведущее место в стратегии имеет социальная составляющая устойчивого развития, включающая четыре цели: обеспечение социальной справедливости и устойчивости социальной среды, равный доступ к образованию, вовлеченность граждан в процесс принятия решений по проблемам устойчивого развития. В социальном блоке целей устойчивого развития США кульминационной идеей является социальная справедливость, пронизывающая всю концепцию.

Концепция устойчивого развития США – это политика дальнейшего процветания и глобального лидерства. США не принимая на себя никаких обязательств по улучшению глобальной экологической ситуации (хотя именно американская экономика – крупнейший потребитель природных ресурсов « главный источник загрязнения природной среды), претендуют на роль мирового лидера, обеспечивающего решения глобальных экологических проектов в других странах, т.е. не собираясь отдавать свой экологический долг человечеству, США перекладывают решение проблем на другие страны.

Таким образом, концепция устойчивого развития для США – процветание и социальная справедливость для американцев и американской экономики, для других, прежде всего, стран развивающегося мира – нищета, отсутствие средств для решения экологических проблем, т.е. политика двуединых стандартов.

Вне международного контекста, стратегия устойчивого развития США - глубоко проработанная программа действий, направленная  на повышении качества жизни населения посредством согласования и сбалансированных экономических, социальных и экологических процессов в стране и привлечение к этому образованных и обученных людей, движимых сознанием своей ответственности.

Концепция устойчивого развития Канады также представляет большой интерес для всего мирового сообщества и, прежде всего, в силу того что Канада – одна из стран, обладающих наилучшими стартовыми условиями для устойчивого развития (70% территории – ненарушенные экосистемы, высокий уровень социально-экономического развития). Кристального внимания мировой общественности требует опыт Канады в управлении переходом к устойчивому развитию. Канада с 1990 г. одной из первых стран в мире стала реализовывать национальную стратегию устойчивого развития – «Зеленый план». Стратегии устойчивого развития имеет каждое канадское федеральное ведомство, отраслевые стратегии устойчивого развития Канады координирует Министерство окружающей среды, которое ответственно и за разработку национальной стратегии устойчивого развития [15,с.33-34].

Федеральное правительство, правительства провинций и территорий имеют консультативные органы – «Круглые столы по вопросам охраны окружающей среды и экономическому развитию». Каждый круглый стол объединяет в своем составе представителей правительства, бизнеса, профсоюзов, образовательных учреждений, экологических групп и коренного населения. Программа управления территорией р. Фрейзер – опыт регионального подхода к реализации стратегии устойчивого развития бассейна реки, в пределах которого проживает более 2 млн чел. Программа объединяет правительственные учреждения федерального, провинциального, и частного уровня, широкие слои местного и коренного населения. Сотни поселков и местных общин по всей Канаде разрабатывают планы и стратегии устойчивого развития.

На фоне Канады своей активной деятельностью по реализации основных положений устойчивого развития выделяется провинция Манитоба. В провинции принят Закон об устойчивом развитии. В центре провинции г. Виннипег действует неправительственный Международный институт устойчивого развития (International Institute for Sustainable Development). В Виннипеге находится и постоянно действует секретариат Совета министров окружающей среды (СМОС) Канады. Основная цель СМОС – координация деятельности министерств окружающей среды канадских провинций.

Решение институциональных проблем перехода к устойчивому развитию, основанное на широком привлечении к обсуждению и принятию соответствующих решений широких слоев общественности – важный опыт Канады, который имеет значение для многих стран мира.

В странах Европы основными целями устойчивого развития является высокое качество жизни, за счет эффективного решения экологических проблем и поддержания уровня жизни на уровне высоких социальных стандартов.

Отличительная особенность европейских стран в реализации концепций устойчивого развития – значительная активность в создании местных Повесток дня на XXI в. широких слоев общественности, работников муниципальных органов, общественных организаций. Более 60% муниципалитетов Швеции и Дании, 20-60% муниципалитетов Великобритании, Нидерландов, Финляндии и Норвегии уже к 1998 г. имели собственные стратегии устойчивого развития. Пристальное внимание к местным проектам уделяется в странах Европы в силу того, что реализация программ устойчивого развития – действенный механизм предотвращения социального недовольства, позволяющий эволюционным путем решать возникающие проблемы и конфликты, а местные сообщества обладают наиболее полноценной информацией о проблемах развития, касающихся своей территории.

В европейских странах признается необходимость передачи ряда властных полномочий и административных обязанностей местной администрации. Этот процесс получил название деволюции. 

Деволюция или локальная демократия – приближение правительств к нуждам местного населения, что полностью согласуется с задачами устойчивого развития. В большинстве стран Европы наблюдается интегрирование политики управления на национальном, региональном и локальном уровнях. Это сочетается с активным формированием общественного мнения, направленного на реализацию идей устойчивого развития путем средств массовой информации.

В 1998 г. была принята стратегия устойчивого развития стран Балтийского региона «Балтийская Повестка 21». Подобная стратегия стала одной из первых межстрановых стратегий устойчивого развития. В разработке и peaлизации стратегии принимают участие: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Швеция и северо-западные регионы России.

Устойчивое развитие в Японии стало органическим развитием экофильного природопользования, сложившегося в этой стране под воздействием экофильных религиозных представлений буддизма и синтоизма. Однако Япония, подобно США и странам Западной Европы, осуществляя эффективную социально-экономическую и экологическую политику (в стране действует более 14 тыс. экологических стандартов), стремится максимально использовать ресурсы других стран. На национальном уровне «локомотив» устойчивого развития в Японии -транспортно-ориентированное развитие. Планирование хозяйства, строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры и новых городов ориентировано на железнодорожные магистрали. Железнодорожный транспорт рассматривается как экологически дружественный вид транспорта. Скоростной железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в экономическом развитии Японии, обеспечивая высокий уровень развития информационных и обменных (товарных, интеллектуальных) процессов, и тем самым обеспечивая высокий уровень культурной однородности страны.

Специфика реализации идей устойчивого развития в Австралии заключается в пристальном внимании правительства к политике сбалансированного регионального развития – путем пересмотра сложившихся демографических, экономических и диспропорций в размещении населения и производительных сил страны. Такой подход к устойчивому развитию нацелен на более полное освоение территории и более равномерное размещение производительных сил. Особое внимание в Австралии уделяется центрам устойчивого развития сельской местности.

Такие центры организованы практически по всей стране в городках с населением около 1000 чел. В таких городках развивается разветвленная социальная инфраструктура, проводятся ярмарки и фестивали, праздники, работают психологи, юристы. Центры устойчивого развития выступают как центры местного самоуправления и обеспечивают демократизацию общества [15,с. 37].

 

8

 



Информация о работе Устойчивое развитие