Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа
Объектом курсовой работы является уровень и качество жизни населения.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ уровня и качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения России.
Введение………………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты оценки качества и уровня жизни населения………5
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты………5
1.2 Качество жизни, как критерий оценки социального благополучия населения…………………………………………………………………………8
1.3 Показатели и интегральные свойства качества жизни……………………12
2 Методологические аспекты оценки уровня и качества жизни населения…18
2.1 Индикаторы уровня жизни населения………………………………….…..18
2.2 Виды и сущность индикаторов качества жизни населения………………22
2.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов………………………………………………25
3 Анализ и пути решения проблем в сфере социально-экономического развития РФ……………………………………………………………………..28
3.1 Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения России…………………………………………………………………………….28
3.2 Проблемы населения РФ в социально-экономической сфере……………33
3.3 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы…………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...44
Разрушены многие отрасли социальной сферы и сократилась доля расходов населения на платные услуги. Снизилось качество медицинского обслуживания, образования. Полноценные лечение и отдых за пределами постоянного места жительства стали недоступны для значительной части населения.
Усилились
межрегиональные и
Дифференциация российских регионов по количеству наборов прожиточного минимума, который можно купить, достигает 10 раз. К наиболее обеспеченным относятся регионы, являющиеся финансовыми центрами (Москва) или связанные с топливно-энергетическим комплексом (Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа). Наименее обеспеченными являются Республика Ингушетия, Пермский край, республики Тыва, Дагестан, Читинская область. Сокращение межрегиональной дифференциации реальных доходов населения является одним из важнейших направлений в политике доходов и заработной платы.
Межрегиональная дифференциация в доходах и заработной плате связана с безработицей. Hиже среднего уровня безработица в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, а в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах - примерно средняя. В то же время в депрессивных регионах уровень безработицы значительно превышает средний: в Республике Ингушетия - почти в 5 раз, в Республике Дагестан - почти в 2 раза, в Республике Тыва, Пермском крае и Читинской области - в 1,5 раза.
Тесная связь дифференциации доходов и безработицы свидетельствует о том, что в современных условиях повышение занятости население приобретает важнейшее значение в политике доходов и заработной платы[5, c. 45].
Эти и другие рыночные явления негативно влияют на качество и уровень жизни населения нашей страны. Рынок в настоящее время не является единственным регулятором экономики, необходимо в ряде случаев активное вмешательство государства. Бытующее же пока суждение о ненужности и даже вредности государственного вмешательства в экономику и в первую очередь в ценообразование и тарифную политику в условиях глобального кризиса является несостоятельным и весьма опасным.
3.3 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы
В настоящее время социальная
защита населения является
В
числе приоритетных задач в 2009 году
была и остается поддержка людей,
оказавшихся в трудной
Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством понимается государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. В статье 7 Конституции Российской Федерации указывается также, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Для решения поставленных задач необходимо, чтобы главными условиями предоставления социальной помощи населению считалось не только малообеспеченность и наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не смог справиться самостоятельно, используя все доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на оценку гражданами своего положения и уровня жизни.
Целями программы являются:
-
содействие гражданам,
-
содействие улучшению условий
жизни пожилых людей и
- содействие активному участию ветеранских организаций края в общественной жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.
Реализация основной цели Программы достигается решением следующих задач:
-
предоставление единовременной
адресной материальной помощи
гражданам, находящимся в
- предоставление единовременной адресной материальной помощи социально незащищённым семьям, проживающим в домах с печным отоплением, требующим ремонта;
-
оказание дополнительных мер
социальной поддержки для
-
компенсация расходов на
-
создание условий для участия
ветеранских организаций в
Реализация долгосрочной целевой программы позволит экономично распределять денежные средства бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае, что в свою очередь обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан в необходимой мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной программы, должно стать снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между территориями края[10, c. 4].
Таким образом, из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:
-
качество и благосостояние
-
по индексу развития
-
государством принимаются
Заключение
Качество
жизни населения определяется жизненными
потенциалами общества, входящих в
него социальных групп, отдельных граждан
и соответствием характеристик
процессов, средств, условий и результатов
их жизнедеятельности социально-
Категорию «качество жизни» сводят к семи интегральным свойствам: качество жизни и благосостояние - это основные составляющие, условия жизни населения, информированность населения, социальная безопасность, качество окружающей среды и природно-климатические условия, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.
Наиболее общим и популярным показателем и индикатором качества жизни и уровня развития стран мира является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который зависит от трех показателей: продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения.
Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально - экономических проблем любого уровня.
Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от статистических, социологических, экономико-математических факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.
Что касается индекса развития человеческого потенциала, то можно сказать, что хотя Россия и находится на 71 месте по своему рейтингу, она все же достигла отметки 0,8 и стала относиться, по принятой классификации, к странам с высоким уровнем развития. Но отметка хоть и достигнута, государству все же необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, чтобы Россия могла подняться выше по рейтингу.
На качество жизни населения влияет государственная политика регулирования экономических процессов.
Повышение уровня качества жизни - важнейшее направление в политике доходов и заработной платы. Уровень и качество жизни взаимосвязаны. Уровень жизни характеризует социально-экономические результаты развития общества.
Уровень и качество жизни измеряются системой индикаторов - интегральных и частных, натуральных и стоимостных. Для разработки политики доходов и заработной платы важно учитывать не только общие характеристики уровня и качества жизни в стране, но и их дифференциацию по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения, по регионам, сельской и городской местности.
Потеря работы значительным количеством людей, обесценивание рубля, повышение цен на товары потребительского спроса, застой в промышленности и в сельском хозяйстве - все это указывает на то, что экономика РФ находится в сложном состоянии и требует поддержки со стороны государства. В этой связи, как никогда возросла потребность в более действенном социальном обеспечении населения страны.
Информация о работе Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, состояние в современной России