Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, состояние в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является уровень и качество жизни населения.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ уровня и качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты оценки качества и уровня жизни населения………5
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты………5
1.2 Качество жизни, как критерий оценки социального благополучия населения…………………………………………………………………………8
1.3 Показатели и интегральные свойства качества жизни……………………12
2 Методологические аспекты оценки уровня и качества жизни населения…18
2.1 Индикаторы уровня жизни населения………………………………….…..18
2.2 Виды и сущность индикаторов качества жизни населения………………22
2.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов………………………………………………25
3 Анализ и пути решения проблем в сфере социально-экономического развития РФ……………………………………………………………………..28
3.1 Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения России…………………………………………………………………………….28
3.2 Проблемы населения РФ в социально-экономической сфере……………33
3.3 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы…………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Уровень и качество жизни.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

    Разрушены многие отрасли социальной сферы и сократилась доля расходов населения на платные услуги. Снизилось качество медицинского обслуживания, образования. Полноценные лечение и отдых за пределами постоянного места жительства стали недоступны для значительной части населения.

    Усилились межрегиональные и межотраслевые  различия в доходах и заработной плате. По сравнению со средней заработной платой в российской экономике самая низкая заработная плата в отраслях социальной сферы - образовании, здравоохранении, культуре, науке, сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности и машиностроении. Значительно превышает среднюю заработную плату оплата труда в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, цветной металлургии.

    Дифференциация  российских регионов по количеству наборов  прожиточного минимума, который можно  купить, достигает 10 раз. К наиболее обеспеченным относятся регионы, являющиеся финансовыми центрами (Москва) или связанные с топливно-энергетическим комплексом (Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа). Наименее обеспеченными являются Республика Ингушетия, Пермский край, республики Тыва, Дагестан, Читинская область. Сокращение межрегиональной дифференциации реальных доходов населения является одним из важнейших направлений в политике доходов и заработной платы.

    Межрегиональная дифференциация в доходах и заработной плате связана с безработицей. Hиже среднего уровня безработица в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, а в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах - примерно средняя. В то же время в депрессивных регионах уровень безработицы значительно превышает средний: в Республике Ингушетия - почти в 5 раз, в Республике Дагестан - почти в 2 раза, в Республике Тыва, Пермском крае и Читинской области - в 1,5 раза.

    Тесная  связь дифференциации доходов и  безработицы свидетельствует о том, что в современных условиях повышение занятости население приобретает важнейшее значение в политике доходов и заработной платы[5, c. 45].

    Эти и другие рыночные явления негативно  влияют на качество и уровень жизни  населения нашей страны. Рынок  в настоящее время не является единственным регулятором экономики, необходимо в ряде случаев активное вмешательство государства. Бытующее же пока суждение о ненужности и даже вредности государственного вмешательства в экономику и в первую очередь в ценообразование и тарифную политику в условиях глобального кризиса является несостоятельным и весьма опасным.

    3.3 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы  

       

      В настоящее время социальная  защита населения является одной  из немногих отраслей, объемы  которой постоянно возрастают, охватывая  все большую часть населения,  постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.

    В числе приоритетных задач в 2009 году была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение  качества жизни населения, обеспечение  высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.

    Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.

    Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.

    Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством понимается государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. В статье 7 Конституции Российской Федерации указывается также, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Для решения поставленных задач необходимо, чтобы главными условиями предоставления социальной помощи населению считалось  не только малообеспеченность и наличие  трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не смог справиться самостоятельно, используя все доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на оценку гражданами своего положения и уровня жизни.

    Целями  программы являются:

    - содействие гражданам, проживающим  на территории России, в поддержании уровня жизни, создании условий для выхода из трудной жизненной ситуации;

    - содействие улучшению условий  жизни пожилых людей и повышение  ее качества;

    - содействие активному участию  ветеранских организаций края  в общественной жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.

    Реализация  основной цели Программы достигается  решением следующих задач:

    - предоставление единовременной  адресной материальной помощи  гражданам, находящимся в трудной  жизненной ситуации;

    - предоставление единовременной адресной материальной помощи социально незащищённым семьям, проживающим в домах с печным отоплением, требующим ремонта;

    - оказание дополнительных мер  социальной поддержки для повышения  качества жизни граждан пожилого  возраста (материальная помощь на ремонт жилья одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, компенсация расходов труженикам тыла на установку стационарных телефонов, адресная социальная помощь вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны, умерших до 12 июня 1990 года, на установку (замену) памятника, надгробия;

    - компенсация расходов на проезд  по территории Российской Федерации  один раз в год реабилитированным  лицам);

    - создание условий для участия  ветеранских организаций в жизни  общества, в организации и проведении консультативной и иной работы с ветеранами и пенсионерами посредством оказания социальной помощи.

    Реализация  долгосрочной целевой программы  позволит экономично распределять денежные средства бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае, что в свою очередь обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан в необходимой мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора.

    Конечным  результатом мероприятий, реализуемых  в рамках данной программы, должно стать снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между территориями края[10,  c. 4].

    Таким образом, из проведенного анализа, можно  сделать следующие выводы:

    - качество и благосостояние населения  как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря  различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.

    - по индексу развития человеческого  потенциала Россия по своему  рейтингу отходит все дальше  и дальше от стран с высоким  уровнем данного показателя. Следовательно,  государству необходимо задуматься  о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и  ВВП на душу населения, которые и используются при расчете индекса.

    - государством принимаются различные   меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Качество  жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в  него социальных групп, отдельных граждан  и соответствием характеристик  процессов, средств, условий и результатов  их жизнедеятельности социально-позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

    Категорию «качество жизни» сводят к  семи интегральным свойствам: качество жизни и благосостояние - это основные составляющие, условия жизни населения,  информированность населения, социальная безопасность, качество окружающей среды и природно-климатические условия, которые  составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.

    Наиболее  общим и популярным показателем  и индикатором качества жизни  и уровня развития стран мира является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который зависит от трех показателей: продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения. 

    Проблема  качества жизни является приоритетной для решения социально - экономических  проблем любого уровня.

    Анализ  показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от статистических, социологических, экономико-математических  факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

    Что касается индекса развития человеческого  потенциала, то можно сказать, что хотя Россия и находится на 71 месте по своему рейтингу, она все же достигла отметки 0,8 и стала относиться, по принятой классификации, к странам с высоким уровнем развития. Но отметка хоть и достигнута,  государству все же необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и  ВВП на душу населения, чтобы Россия могла подняться выше по рейтингу.

    На  качество жизни населения влияет государственная политика регулирования  экономических процессов.

    Повышение уровня качества жизни - важнейшее направление  в политике доходов и заработной платы. Уровень и качество жизни взаимосвязаны. Уровень жизни характеризует социально-экономические результаты развития общества.

    Уровень и качество жизни измеряются системой индикаторов - интегральных и частных, натуральных и стоимостных. Для разработки политики доходов и заработной платы важно учитывать не только общие характеристики уровня и качества жизни в стране, но и их дифференциацию по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения, по регионам, сельской и городской местности.

    Потеря  работы значительным количеством людей, обесценивание рубля, повышение  цен на товары потребительского спроса, застой в промышленности и в сельском хозяйстве - все это указывает на то, что экономика РФ находится в сложном состоянии и требует поддержки со стороны государства. В этой связи, как никогда возросла потребность в более действенном социальном обеспечении населения страны.

Информация о работе Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, состояние в современной России