Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, состояние в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является уровень и качество жизни населения.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ уровня и качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты оценки качества и уровня жизни населения………5
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты………5
1.2 Качество жизни, как критерий оценки социального благополучия населения…………………………………………………………………………8
1.3 Показатели и интегральные свойства качества жизни……………………12
2 Методологические аспекты оценки уровня и качества жизни населения…18
2.1 Индикаторы уровня жизни населения………………………………….…..18
2.2 Виды и сущность индикаторов качества жизни населения………………22
2.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов………………………………………………25
3 Анализ и пути решения проблем в сфере социально-экономического развития РФ……………………………………………………………………..28
3.1 Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения России…………………………………………………………………………….28
3.2 Проблемы населения РФ в социально-экономической сфере……………33
3.3 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы…………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Уровень и качество жизни.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

Реферат 

    Тема  данной курсовой работы – «Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, состояние в современной России». Объем курсовой работы составляет 46 страниц. Ее структура представлена в виде 3 глав, в состав каждой из которых входит по 3 подпункта, также имеется 3 таблицы, 1 рисунок, 2 приложения.

    Объектом  курсовой работы является уровень и  качество жизни населения.

    Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ уровня и  качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения России.

    По  результатам проведенных исследований можно сделать выводы, что:

    - качество и благосостояние населения  как свойства, составляющие среду  и систему обеспечения жизнедеятельности  населения, начинает постепенно  повышаться благодаря  различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.

    - по индексу развития человеческого  потенциала Россия по своему  рейтингу отходит все дальше  и дальше от стран с высоким уровнем данного показателя. Следовательно, государству необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и  ВВП на душу населения, которые и используются при расчете индекса.

    - государством принимаются различные  меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения. 
 

 

    

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..…3

1 Теоретические аспекты оценки качества и уровня жизни населения………5

1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты………5

1.2 Качество жизни, как критерий оценки социального благополучия населения…………………………………………………………………………8

1.3 Показатели и интегральные свойства качества жизни……………………12

2 Методологические аспекты оценки уровня и качества жизни населения…18

2.1 Индикаторы уровня жизни населения………………………………….…..18

2.2 Виды и сущность индикаторов качества жизни населения………………22

2.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов………………………………………………25

3 Анализ и пути решения проблем в сфере социально-экономического развития РФ……………………………………………………………………..28

3.1 Анализ  современного состояния уровня  и качества жизни населения  России…………………………………………………………………………….28

3.2 Проблемы населения РФ в социально-экономической сфере……………33

3.3 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы…………………………………………37

Заключение……………………………………………………………………….41

Список  использованной литературы…………………………………………...44

Приложение  А – Список терминов и определений…………………………46

Приложение  Б - Показатели качества и уровня жизни населения Центрального ФО………………………………………………………………..47

Приложение  В - Межрегиональное неравенство в уровне и качестве жизни (2010 г.) …………………………………………………………………………..48 
 

    Введение 

    Качество  и уровень жизни - это целостные характеристики уровня развития и удовлетворения потребностей людей, соотнесенных с социальными стандартами и ресурсными возможностями общества.

    Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  необходимо государственное регулирование уровня и качества жизни населения России. Это может  реализоваться через систему социальной политики государства, и посредством проведения государственной экономической политики. Без преодоления общесистемного экономического кризиса Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В тоже время, общество, большинство граждан которого существует на грани бедности, рискует приобрести такие вечные спутники нищеты как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей.

    Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ уровня и качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения России.

    В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

    - дать основные понятия уровня и качества жизни населения;

    - определить основные индикаторы  уровня жизни населения;

    - определить основные индикаторы  качества жизни населения;

    - провести анализ уровня и качества жизни населения России;

    - выявить основные проблемы бедности населения России;

    - изучить систему государственного регулирования уровня и качества жизни населения России;

    - рассмотреть перспективы повышения уровня и качества жизни населения России.

    Объектом  курсовой работы является уровень и  качество жизни населения.

    Предметом курсовой работы являются индикаторы уровня и качества жизни населения.

    При написании курсовой работы были использованы учебники: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика, Аверин А.Н. Социальная политика государства, Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика, Мироедов, А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития и др., а так же интернет ресурсы, в том числе официальный сайт ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Теоретические аспекты оценки качества и уровня жизни населения 

    1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты 

    Конечной  целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.

    Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

    Социальные  гарантии - система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

    Социальная  защита - система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.

    Эти компоненты характеризуются количественными  показателями , индикаторами и индексами  и оформляются в систему показателя уровня жизни[11, c.98].

    В процессе воспроизводства взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и другие. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства - эффективность труда.

    ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни - показатель социального развития.

    Сложившееся понимание сущности «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.

    Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием  таких величин как: потребительская  корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни  страны или региона по средней  продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)

    Уровень жизни необходимо рассматривать  во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни - доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.

    Необходимо  выделять компоненты уровня жизни - определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.

    Из  них формируется система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей , характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение и другие.

    От  уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной обще производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперед или вспять.

    Во  многих странах для оценки уровня жизни используют показатель « благосостояния общества» , который символизирует  минимальный уровень потребления  и является показателем черты  бедности.

    Прожиточный минимум - стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» дает структуру потребления , расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально - экономического развития страны и принят принципом распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллиона граждан России (30) находится далеко за чертой бедности [17, c.315].

    При существующем уровне производства не только не может повысить планку черты бедности, но и восполнить разницу между «дном» и минимальным потребительским бюджетом.

    Потребительский бюджет - баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся.

    Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум ,исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.

    Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной  корзины.

    Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, калориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания.

Информация о работе Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, состояние в современной России