Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, состояние в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является уровень и качество жизни населения.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ уровня и качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты оценки качества и уровня жизни населения………5
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты………5
1.2 Качество жизни, как критерий оценки социального благополучия населения…………………………………………………………………………8
1.3 Показатели и интегральные свойства качества жизни……………………12
2 Методологические аспекты оценки уровня и качества жизни населения…18
2.1 Индикаторы уровня жизни населения………………………………….…..18
2.2 Виды и сущность индикаторов качества жизни населения………………22
2.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов………………………………………………25
3 Анализ и пути решения проблем в сфере социально-экономического развития РФ……………………………………………………………………..28
3.1 Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения России…………………………………………………………………………….28
3.2 Проблемы населения РФ в социально-экономической сфере……………33
3.3 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы…………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Уровень и качество жизни.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

    На  основе выбранных индикаторов можно  провести ранжирование федеральных  округов по мере снижения в них  качества и уровня жизни населения: Уральский, Северо-Западный и Центральный, Приволжский и Сибирский, Дальневосточный, Южный.

    Ниже  приведены основные социальные индикаторы качества и уровня жизни, рассчитанные для Центрального федерального округа (см. приложение Б)[25].

    В целом в субъектах Центрального округа социальные индикаторы качества и уровня жизни населения сложились на «среднем» и «ниже среднего» уровнях. В Москве, Белгородской и Липецкой областях уровень ИРЧП и душевого ВРП (по ППС) характеризовался как «высокий», а во Владимирской и Ивановской областях сложились низкая покупательная способность денежных доходов (менее 2 БПМ) и высокий уровень бедности населения по доходам (более чем в 2 раза превышали общероссийский уровень). В Москве покупательная способность денежных доходов составляла шесть наборов товаров и услуг, входящих в прожиточный минимум, находилась на среднем уровне и была самой высокой в стране.

    Таблица 1 - Индикаторы неблагополучия и количество неблагополучных регионов России 

Индикатор Количество  регионов
2009 г. 2010 г.
Покупательная способность денежных доходов населения ниже восстановительного потребительского бюджета (ВПБ) (менее 2БПМ) 12 21
Доля  населения с денежными доходами ниже БПМ, превышающая среднероссийский уровень в 2 и более раз 9 8
Валовой региональный продукт (ВРП) ППС ниже уровня «высокий средний» (ниже 3250 долл.) 1 2
Высокий уровень социально-экономического неравенства (коэффициент Джини) в сравнении с размерами душевого ВРП (по ППС) 52 41
 

    Количество  регионов с покупательной способностью денежных доходов населения ниже ВПБ (2 БПМ) в 2010 г. заметно снизилось - с 21 до 12. В их составе сохранились те регионы, которые находились среди неблагополучных по данному индикатору в 2009 г. В девяти субъектах Федерации в 2010 г. доля населения с денежными доходами ниже БПМ превышала среднероссийский уровень в 2 и более раз.

    Количество  регионов, в которых доля населения  с денежными доходами ниже БПМ  превышала среднероссийский уровень  в 2 и более раз, в 2010 г. в целом сохранилось. Практически во всех субъектах душевой ВРП, исчисленный по ППС, превышал среднее значение, тяготеющее к низкому - 3250 долл. В регионах России уровень душевого ВРП (по ППС) сложился в диапазоне «высокий средний» - «высокий» (3250 долл. и выше). В 2009-2010 гг. только в двух субъектах значение душевого ВРП не достигло границы 3250 долл. («высокий средний» уровень душевого ВРП по ППС) - Калмыкия и Ингушетия.

    В 52 регионах в 2010 г. уровень социально-экономического неравенства, определяемый на основе индекса Джини, был неадекватно высоким по сравнению с размерами душевого ВРП. Для этого экспертно были определены следующие критерии неблагополучия по данному показателю: при ВРП менее 10 тыс. долл. коэффициент Джини равен более 0,36; от 10 до 20 тыс. долл. - более 0,38; от 20 до 30 тыс. долл. - более 0,36; свыше 30 тыс. долл. - более 0,33[7, c. 5-6]. 

    Таблица 2 - Регионы России с покупательной способностью денежных доходов населения ниже ВПБ (2 БПМ) 

Регион ПС (количество наборов ПМ), 2009 г Регион ПС, ПМ, 2010 г.
Усть-Ордынский  Бурятский 1,01 Ингушетия 1,35
Ингушетия 1,09 Калмыкия 1,37
Эвенкийский 1,09 Ивановская  обл. 1,56
Корякский 1,26 Алтай 1,58
Калмыкия 1,28 Тыва 1,59
Алтай 1,42 Адыгея 1,74
Ивановская  обл. 1,48 Амурская обл. 1,84
Тыва 1,50 Мордовия 1,90
Адыгея 1,55 Еврейская а. о. 1,91
Владимирская  обл. 1,60 Владимирская  обл. 1,92
Амурская обл. 1,61 Марий Эл 1,94
Мордовия 1,70 Кировская обл. 1,96
Марий Эл 1,75    
Чукотский 1,79    
Кировская обл. 1,85    
Пензенская  обл. 1,88    
Хакасия 1,90    
Бурятия 1,93    
Еврейская а. о. 1,94    
Россия 2,90   3,26
 
 
 

    Таблица 3 - Доля населения с денежными доходами ниже БПМ, превышающая среднероссийский уровень в 2 и более раз, (%) 

Регион 2009 г.  Регион 2010 г.
Усть-Ордынский  Бурятский 65,3 Ингушетия 51,2
Калмыкия 53,3 Калмыкия 41,8
Ингушетия 52,8 Алтай 34,7
Эвенкия 49,6 Тыва 33,7
Тыва 39,2 Адыгея 31,4
Ивановская  обл. 37,0 Ивановская  обл. 30,6
Марий Эл 34,8 Амурская обл. 28,2
Алтай 30,8 Марий Эл 27,3
    Владимирская  обл. 27,3
Россия  15,6   13,4
 

    Заметно возросло количество субъектов, в которых  уровень социально-экономического неравенства был неадекватно высоким по сравнению со значением душевого ВРП. В целом в 2010 г. состав неблагополучных регионов по данному критерию сохранился. Дополнительно в его составе оказались: Чукотский автономный округ, Новгородская обл., Нижегородская обл., Приморский край, Калининградская область, Республика Хакасия, Еврейская автономная область, Рязанская, Саратовская, Костромская, Брянская области, Карачаево-Черкесская Республика. Наоборот, из его состава вышла Северная Осетия - Алания, ранее входившая в число неблагополучных регионов по данному критерию.

    В 2010 г. в 67 регионах России хотя бы один из четырех проанализированных индикаторов свидетельствовал о социальном неблагополучии. В восьми регионах ситуацию можно определить как угрожающую социальной безопасности. Это те регионы, в которых три и более индикаторов превышают предельно допустимые значения: Калмыкия (4 из 4 индикаторов); Ингушетия, Адыгея, Алтай, Тыва, Марий Эл, Ивановская и Владимирская области (3 из 4 индикаторов).

    В результате неравномерности социально-экономического развития отдельных территорий в целом в нашей стране сложились высокие межрегиональные различия качества и уровня жизни населения (см. приложение Б )[5, c. 43].

    Как показывают данные приложения Б, по доле населения с доходами ниже ПМ и душевому ВРП (по ППС) разрывы между регионами являются порядковыми. Столь масштабная социально-экономическая дифференциация представляет, о чем надо прямо сказать, угрозу социальной безопасности страны.

    Проведенный нами анализ, как представляется, свидетельствует о необходимости основательного пересмотра регионального аспекта государственной социальной политики, ближайшим и важнейшим приоритетом которой должно стать значительное сокращение межрегионального неравенства в качестве и уровне жизни населения. 

    3.2 Проблемы населения РФ в социально-экономической сфере 

    Социально-экономическое  положение населения, в целом, по России имеет отрицательную тенденцию.

    Анализ  ситуации в социальной сфере области  позволяет выделить в ней следующие  основные проблемы:

    1. Ухудшение демографической ситуации. На протяжении всего последнего десятилетия наблюдался процесс старения населения, постоянное снижение средней продолжительности жизни (66,47 в 2008 г., 65,73 в 2009 г., 65,03 в 2010 г.), рост общей и высокий уровень детской смертности 19,5 на 1000 чел. в 2010 г. по сравнению с 17,3 в 2008 г.). Стабильная тенденция естественной убыли населения становится все более угрожающей (- 3900 чел. в 2010 г.)[3, c. 76].

    2. Рост заболеваемости и смертности  населения. Неблагоприятная экологическая обстановка, нездоровый образ жизни части населения (распространение наркомании и других социально опасных явлений), снижение степени реальной доступности услуг здравоохранения, которое в первую очередь связано с ростом уровня их фактической платности. Ежегодно в области регистрируется более 800 тыс. случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями с впервые установленным диагнозом. В 2010 г. зарегистрировано 850.4 тыс. случаев заболеваний, в расчете на 1000 населения уровень первичной заболеваемости составил 899.6 случев. Нерациональное использование имеющихся ресурсов в системе здравоохранения ставит проблему улучшения управления[3, c. 77].

    3. Отсутствие адекватных современным  условиям механизмов финансирования  системы образования (всех уровней), приводящее к:

    - распылению ресурсов и хроническому недофинансированию системы общего образования, ведущему к трудовым конфликтам, кадровым проблемам и резкому ухудшению ее материально-технической базы;

    - преимущественно социальной ориентации системы профессионального образования, определенной ее оторванности от потребностей производственной сферы;

    - снижению фактической доступности высшего образования вследствие роста платных учебных мест, неразвитости системы социальной поддержки студентов.

    4. Проблемы в сфере социально-трудовых  отношений. Несмотря на то, что задолженность по заработной плате снижается, тем не менее, проблема со своевременной выплатой заработной платы окончательно не решена. Высокий уровень травматизма на производстве свидетельствует о неудовлетворительной ситуации условий и охраны труда на предприятиях области. Руководители предприятий допускают большое количество нарушений трудового законодательства, что подтверждается результатами проверок и обращений граждан с жалобами.

    5. Недостаточная эффективность системы  социальной поддержки. Система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся.

    За  период 2000-2010гг. уровень и качество жизни в России значительно снизились. Индекс развития человеческого потенциала снизился с 0,848 в 2008г. до 0,7 в 2009г. По этому показателю Россия перешла в группу развивающихся стран. Резко ухудшились частные показатели качества жизни - рождаемость, смертность, продолжительность жизни, заболеваемость, возросло число зарегистрированных преступлений. Ухудшились многие формы социального обеспечения, состояние окружающей среды - атмосферы, воды, почвы.

    О снижении уровня жизни свидетельствует  тот факт, что в структуре расходов населения повысился удельный вес расходов на питание при общем снижении его калорийности. Суточная калорийность питания на душу населения в России составляет 2300 ккал. По этому показателю Россия близка с Молдавией, Индией, Бангладеш, Таиландом, Туркменией, Филиппинами, Боливией. В развитых странах он превышает 3000 ккал (Великобритания, Германия, Финляндия, Нидерланды, США, Канада). К этому уровню приблизились некоторые постсоциалистические страны - Польша, Румыния, Венгрия[3, c. 78].

Информация о работе Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, состояние в современной России