Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:42, контрольная работа
Управление — это социальный феномен, характерный абсолютно для всех сфер человеческой жизнедеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, различные общественные объединения и т. Д. Каждый человек в своей жизни в различных ситуациях применяет те или – иные способы воздействия на поведение человека с целью изменить поведение другой личности в нужном для себя направлении. Однако неправильно выбранные методы могут привести к необратимым последствиям, поскольку человек не машина, и «поломки» в душе человека, вызванные неумелым управлением со стороны «пользователя», выражаясь на машинном языке, могут навсегда нарушить характер и структуру межличностных, профессиональных, отношений.
Глава 1. Понятие управления, специфика управленческого труда. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» 3
Глава 2.Технократический и системный подходы к управлению предприятием. Бюрократическая и демократическая системы управления. Партисипативные методы управления. 6
Глава 3.Внутрифирменное планирование, организация, руководство, мотивация, учет и контроль как основные составляющие управления предприятием. 9
Глава 4.Совокупный работник и трудовой коллектив. Управление трудом. Составляющие управления человеческими ресурсами на предприятии. 12
Глава 5.Место и роль заработной платы в управлении трудом. Понятие заработной платы, функции, структура. Виды оплаты труда. 14
Федеральное
агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Ивановский государственный
Экономический
факультет
Кафедра
Экономической теории
Контрольная работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему
«Управление предприятием и заработная
плата»
Выполнил: студент 1 курса
3,5 года обучения
ОЗО специальности
«Бухгалтерский учет анализ и аудит»
на базе
с/спец. Образования
Иваново
2010
Содержание
Управление — это социальный феномен, характерный абсолютно для всех сфер человеческой жизнедеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, различные общественные объединения и т. Д. Каждый человек в своей жизни в различных ситуациях применяет те или – иные способы воздействия на поведение человека с целью изменить поведение другой личности в нужном для себя направлении. Однако неправильно выбранные методы могут привести к необратимым последствиям, поскольку человек не машина, и «поломки» в душе человека, вызванные неумелым управлением со стороны «пользователя», выражаясь на машинном языке, могут навсегда нарушить характер и структуру межличностных, профессиональных, отношений.
Понятие «управление» очень многогранно, поэтому оно используется в ряде научных дисциплин, каждая из которых трактует его в контексте специфики предмета исследования и разрабатываемых ими концепций. Согласно одному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управление представляет собой непрерывный и целе-направленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функ-ционирования и эффективного развития, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс. В плоскости политической экономики управление предприятием – это, с одной стороны, организация нормального протекания кругооборота и оборота капитала фирмы, с другой – согласование интересов участников, то есть собственников, управляющих, рабочего персонала, хозяйственных партнеров, госорганов, например налоговых инспекций. Для целей сравнительного анализа приведем ещё одно определение управления предприятием. Это, во-первых, организация использования в целях фирмы ее активов – физических (зданий, машин и др.), финансовых (наличные деньги, банковские вклады и др.), нематериальных (имущество, не имеющее физической формы, например планеты, торговые знаки), во-вторых, руководство рабочим персоналом, а также контакты с сотрудниками других фирм и организаций, в-третьих, воздействие на внешнюю среду и адаптация предприятий к ней.
Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социологической литературе за термином «управление» утвердилось следующее определение: это «основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую под-систему), в качестве каковой может выступать общество в целом, на отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (орга-низации, предприятия, учреждения и т. П.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели».
Не менее важна роль психологического знания в управленческой деятельности. Ведь, эффективность управления зависит не только от профессиональной компетентности руководителя, но и от его психологической подготовки в области управления — психологической культуры управления. Речь идет о том, что психологическое содержание управленческой деятельности является едва ли не самой главной составляющей структуры социального управления, поскольку только знание психологических особенностей людей, их поведения и взаимодействия, характера и темперамента, их проявления в трудовой и повседневной деятельности, способов воздействия на поведение человека и других психо-логических особенностей людей могут обеспечить руководителю тот уровень и характер работы трудового коллектива, который его (руководителя) устраивает.
Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера(американского учёного австрийского происхождения; экономиста, публициста, педагога, одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века), исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.
Теория управления — это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность принятия управленческих решений и управления вообще.В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук(профессор кафедры государственного управления и права МГИМО, д.ю.н.), в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управления — государство), общественное управления (субъект управления — общество и его структуры), менеджмент (субъект управления — предприниматель, собственник).
Если особо подчеркивать, что управление предприятием осуществляется прежде всего в интересах собственников, то есть с целью извлечения прибыли, то этот термин равноценен понятию менеджмента (рыночного управления предприятием). Менеджмент можно истолковывать как управление с целью извлечения прибыли, поскольку ведущая цель капиталиста – прибыль. В связи с развитием акционерной формы предприятий произошло отделение функции управления собственностью от самой функции собст-венности (под последней понимается сохранение и умножение объектов собственности и получение на их основе дохода при сведении риска деятельности к минимуму). Роль управляющих (менеджеров) в современной экономике велика, поскольку делегируют им важные функции распоряжения и пользования собственностью. Отметим, что в тех компаниях, у которых нет индивидуальных акционеров (в качестве акционеров выступают юридические лица – пенсионные фонды, страховые компании, коммерческие банки и др.) или нет таких групп акционеров, которые обладают контрольным пакетом акций, разработка и реализация политики управления находится в решающей степени в руках менеджеров.
Управленческий труд следует рассматривать как труд специфический, как разновидность труда умственного. Хотя в качестве объекта управления выступает предприятие в целом с учетом его взаимосвязей с внешней средой, сердцевина управления – это управление людьми, осуществляемое посредством согласования интересов всех участников. Между наделенными управленческими обязанностями менеджерами и трудовым коллективом, другими агентами хозяйственной деятельности существуют прямые и обратные связи на основе определенного потока информации, идущей в том и в другом направлении. Это позволяет сделать вывод, что управленческий труд имеет информационную природу, а управляющее воздействие менеджера на людей носит форму управленческого решения, которое принимается на основе творческого, логического анализа имеющейся информации. Бесспорно, что процесс понятия управленческих решений имеет субъективную сторону, поскольку во многом зависит от личности управляющего.
Эффективность
управленческого труда проявляется косвенно
– в результатах деятельности управляемых
объектов. В принятии управленческий решений
необходимо учитывать как внутреннюю,
так и внешнюю среду предприятия. Внутренние
факторы (внутренняя среда предприятия),
на которые направлено воздействие процесса
управления, многообразны: ресурсы, включая
человеческие ресурсы, структура предприятия,
функции (НИОКР, производство, снабжение,
сбыт, финансы, развитие персонала, стратегия
развития), научно-технический потенциал,
социальный потенциал, мотивация участников,
корпоративная культура, организационно-правовая
форма предприятия и структура отношений
прав собственности. Не менее разнообразны
и внешние факторы (внешняя среда предприятия):
рынки, поставщики, покупатели, конкуренты,
научно-техническая среда, госрегулирование,
законодательство, иностранные партнеры.
Ориентированное на прибыль предприятие
обнаруживает тенденцию к согласованию
внутренних и внешних факторов в соответствии
с целевыми установками фирмы (речь идет
о механизмах адаптации предприятий к
меняющейся внешней среде).
Предприятие, компания – первичное, основное звено экономики. Конечно, формы и методы управления, структура органов управления конкретным предприятием существенно зависят от его масштаба и профиля. Но есть и общие черты в управлении любым предприятием. Каждое предприятие производит продукцию, товары, услуги, осуществляет определенную основную деятельность. В этом его главная цель и задача, смысл существования. Отсюда следует, что в основу управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, производятся в компании товары или услуги, знания или информация. Для того чтобы производить любой экономический продукт, нужно, использовать факторы производства, экономические ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырье, материалы, информацию, денежные средства. Следовательно, управление предприятием включает управление работниками, средствами производства, производственными ресурсами, финансами, технологиями.
Менеджмент в последние десятилетия в корне меняет отношение к «человеческим ресурсам». Он постоянно балансирует между технократическим и гуманистическим подходами. Несмотря на огромный потенциал и привлекательность технократического подхода: автоматизация, компьютеризация и «вытеснение» рабочей силы, замена ее машинной техникой, в сфере управления акценты смещаются в сторону опоры на творческий потенциал работников аппарата управления. Это дорогой и конфликтный подход, но он обеспечивает реализацию личных и профессиональных качеств работников, их способность к оригинальным нетрадиционным решениям. Широкое применение компьютеров организационной техники в управлении никоим образом не противоречит высказанным тезисам. На технические средства возлагаются преимущественно рутинные операции, что позволяет в большей степени сосредоточить усилия управленцев на не формализуемых процедурах, анализе и обосновании избираемых, принимаемых решений.
Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке — системного подхода. Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта. Можно также сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.
Основные принципы системного подхода (системного анализа):
-Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
-Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
-Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
-Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Управление социально-экономическими
организациями и процессами в них может
строиться двумя принципиально отличными
методами: бюрократическими
и демократическими.
В основе бюрократических
методов управления лежит теория немецкого
философа, социолога и экономиста Макса
Вебера (1864-1920) о роли бюрократии в управлении
государством и социально-экономическими
организациями. Согласно Веберу, успешное
управление в социальных системах может
осуществлять только особый класс специально
отобранных и подготовленных людей - чиновников-бюрократов.
Теория Вебера это гимн бюрократии. По
его мнению, только бюрократы наделены
способностью успешно управлять людьми.
Основная же масса людей может выступать
лишь в роли подчиненных. Бюрократическая
система управления предполагает строгую
иерархию, управленческую пирамиду (чем
выше уровень, тем меньше начальников
и тем больше власти), линейную централизацию
власти, скрупулезный учет и жесткий контроль.
При бюрократической системе инициатива
может идти только сверху; любая инициатива
снизу подавляется. Основополагающее
значение приобретают официальные руководящие
документы: инструкции, писаные правила,
директивы и т. п. Бюрократизм - это дословно
власть канцелярии, власть бумаги. Целью
работы бюрократа, его главным стимулом
становится служебная карьера. Интересы
дела, существо работы, достижение социально-экономических
целей громогласно декларируются, но на
практике бюрократу не нужны - только мешают
работать. Главное искусство бюрократа-руководителя
- симуляция бурной деятельности, «умение
изображать». Как было кем-то остроумно
замечено, «вся энергия уходит в свисток».
Бюрократическая система
предполагает приоритет политических
и идеологических целей организации над
ее социально-экономическими целями. Одним
из негативных вариантов бюрократической
системы управления является так называемый
«демократический централизм». Формально
допускается некоторая инициатива снизу
при выработке решений, но незыблемым
остается жесткий централизм при проведении
решений в жизнь.
Бюрократическая
система управления рано или поздно начинает
работать «на себя». Руководство организациями
вырождается: начальник подбирает себе
заместителя заведомо глупее, чем он сам
(чтобы не «подсидел»), заместитель заместителя
оказывается еще глупее и т. д. Степень
профессиональной непригодности нарастает,
организация становится неуправляемой.
Бюрократические
методы управления при некоторых своих
преимуществах, описанных М. Вебером, в
целом показали свою низкую эффективность,
ярко описанную в середине XX в. английским
исследователем С. Н. Паркинсоном в таких
ироничных эссе, как «Растущая пирамида»,
«Жизнь и смерть учреждений», «Принципы
отбора кадров» и др., объединенных в широко
известную книгу «Законы Паркинсона»,
обретшую мировую известность.
Однако при всех
отрицательных качествах бюрократического
управления, нельзя не видеть и ряд положительных
сторон, присущих такому способу управленческого
регу-лирования: стремление к порядку,
требование профессионального отбора
и подготовки управляющих и их ответственности
за принимаемые решения, налаженный учет
и контроль и т. д. Эти положительные моменты
начинают играть роль при переходе ко
второй группе методов управления — демократических.
Информация о работе Управление предприятием и заработная плата