Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:27, курсовая работа
Целью исследования является изучение видов безработицы, рассмотрение основных ее причин, выявление социально-экономических последствий безработицы.
Введение.……………………………………………………………...…………………...3
1 Теоретические аспекты трудовой занятости и безработицы ………………………...5
1.1 Понятие, сущность и виды безработицы…………………………………………….5
1.2 Причины безработицы и ее социально-экономические последствия……………...9
1.3 Понятие и особенности занятости………………………………………………….15
1.4 Государственная политика в сфере занятости……………………………………..19
2 Характеристика безработицы в России………………………………………………22
2.1. Характерные черты безработицы в России………………………………………..22
2.2 Пути решения проблемы безработицы……………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………………….29
Библиографический список……………………………………………………………..31
Приложение А……………………….…………………………………………………...33
Приложение Б……………………...…………………………………………………….34
Приложение В……………………………………………………………………………35
До недавнего времени безработица в России не являлась объектом научного познания на протяжении длительного периода в истории СССР, начиная с 30-х годов, безработица считалась как бы не существующей. Она признавалась явлением, присущим лишь «загнивающей» капиталистической экономике, поэтому безработица изучалась в курсе политической экономики и капитализма. Согласно марксистской доктрине, безработица возникла как результат действия всеобщего закона капиталистического накопления и приводила к всеобщему обнищанию трудящихся - относительному и абсолютному. В действительности определенные формы безработицы наблюдались и в советском обществе в условиях господства общественной собственности и централизованного управления экономикой. Например, текучесть рабочей силы, соответственно текучая (фрикционная) безработица имелась и в 30-е годы, и в последующие десятилетия фактическая безработица маскировалась искусственным сокращением излишков рабочей силы на предприятиях, разбухшим военно-полицейским аппаратом и т.д. С переходом к рыночной экономике в конце 80-х начале 90-х годов происходит рост безработицы и превращение ее скрытых форм в открытые [17, стр. 237].
Одной из характерных черт регистрации в России безработицы является тревожный факт роста ее продолжительности.
Самой «безработной» категорией в наше время оказалась молодежь. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.
Большие проблемы у тех, чей возраст приближается к пенсионному, так как в нашем обществе живуче мнение, что они не столь активны и не способны на то, что легко дается более молодым работникам [15, стр. 94].
С момента возникновения в России безработицы, характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 1,5 раза меньше, чем среди общей численности безработных. Проблема женской безработицы, прежде всего, связана с предоставлением женщинам неравных возможностей при приеме на работу и увольнении. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам [1, стр. 4].
Вместе с ростом открытой безработицы происходят изменения в общественном сознании, растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы, потерей своих рабочих мест и социального статуса. По данным социологических исследований среди проблем, вызывающих наибольшую озабоченность россиян, безработица наряду с преступностью и ростом цен занимает одно из ведущих мест. Меняется отношение к безработице и безработным: если в свое время безработные отождествлялись с тунеядцами и люмпенами, то затем они стали считаться «жертвами» стихии рынка, а в последнее время просто людьми, временно попавшими в трудное положение, нуждающимися в социальной защите общества.
Процесс формирования полноценного рынка труда в России тесно связан с этапами перехода от централизованной плановой экономики к рыночной, с проводимыми в стране радикальными экономическими и социальными реформами. Этот процесс не может быть длительным: современный рынок труда унаследовал от предыдущих периодов элементы жесткости. В частности, динамика заработной платы, играющая в развитом рынке труда роль одного из главных регуляторов спроса и предложения на труд, на рынке труда России эту свою функцию выполняет не в полной мере.
Во-первых, заработная плата резко отстала от стоимости воспроизводства рабочей силы. Во-вторых, движение ставок заработной платы искажается инфляционными процессами. В-третьих, не сложилась пока система договорного формирования заработной платы. В-четвертых, сохранились некоторые централизованные способы административного регулирования заработной платы (единая тарифная сетка для бюджетных организаций) [6, стр. 172].
Негибкость рынка труда определяется также отсутствием свободного рынка жилья, институтом прописки (регистрации) и другими ограничителями, оставшимися в наследство от старого режима.
Характерной чертой рынка труда России является наличие в достаточно широких масштабах скрытой (неформальной) занятости.
Всех
занятых в экономике можно
условно разделить на три группы:
занятые в формальном государственном,
формальном негосударственном (частном),
неформальном секторах. К последнему относятся
незарегистрированная в соответствии
с законодательством экономическая деятельность,
занятые в которой не платят налогов. В
России неформальный сектор чрезвычайно
разнообразен, внутри него выделяется
несколько разновидностей занятости:
по профессионально-
теневых доходов [17, стр. 263].
Следует обратить внимание на феномен фиктивной безработицы, когда граждане, официально получившие статус безработного, имеют не контролируемые доходы от индивидуально-трудовой деятельности и не трудовой деятельности, преимущественно торгово-посреднической.
Можно выделить следующие особенности современной безработицы в России:
− наличие наряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной и неполной занятости;
− наличие наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, масштабы которой в несколько раз превышают размеры официальной безработицы;
− наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда);
− неразвитость инфраструктуры рынка труда;
− наличие больших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и
сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм [1, стр. 3].
Росстат опубликовал краткие итоги обследования населения по проблемам занятости. Данные сведения отражены в приложении Б. При сравнении с результатами предыдущего исследования в сфере занятости обнаруживается положительная тенденция.
В частности, в 2007 году из 75 млн. занятых россиян 4,2 млн. человек классифицировались как безработные. По сравнению с 2006 годом численность занятого населения увеличилась на 1,1%, численность безработных сократилась на 1,1%. За аналогичные периоды прошлых лет изменения численности занятого населения были незначительны и составляли менее 1%. Схожая ситуация была и с численностью безработных. Значительное ее снижение происходит в период с 2006 по 2007 год – на 767 тыс. чел. Также происходит и увеличение экономически активного населения. В среднем прирост составляет около 1 млн. человек. Численность мужского населения, занятого в экономике увеличивается ежегодно на 1 млн. человек, а безработных – сокращается [21]. Аналогичная ситуация сложилась и с численностью женщин: количество занятых увеличивается, а безработных – сокращается.
Ситуация на рынках труда в разных субъектах Российской Федерации различна (Приложение В) [21]. К концу 2004 года усилилась дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда. Так, в 2 регионах отмечалось наиболее благоприятное положение на рынке труда, где уровень регистрируемой безработицы был ниже среднероссийского показателя и колебался от 0,7 до 2,5% (Москва и Санкт Петербург).
В
33 регионах уровень регистрируемой
безработицы значительно
В наиболее кризисной ситуации оказались 13 регионов России, где уровень регистрируемой безработицы в 2 раза и более превысил среднероссийский показатель, составляя от 7,3 до 22,8%. Указанные территории отнесены к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда (республика Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Владимирская и другие области).
Анализ состояния региональных рынков труда свидетельствует, что высокий уровень безработицы характерен для территорий с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса, а с также с наличием тех отраслей промышленности, которые подверглись наибольшему спаду в новых экономических условиях (текстильная, легкая, лесная отрасли промышленности, машиностроение).
Уровень безработицы в России в среднем в 2004 году составил 7,8 процента от численности экономически активного населения. Как сообщили в Госкомстате, в январе 1999 года общая численность безработных в России 8,956 млн. человек, половина из которых женщины. Но специалисты считают, что безработица у нас, в основном, скрытая и реальный масштаб превышает официальные показатели во много раз. Анализируя безработицу, следует заметить, что за общими цифрами скрывается тот факт, что ее издержки распределяются неодинаково. Так, например, она значительно выше среди молодежи, чем среди взрослых, уровень безработицы среди лиц некоренного населения тоже, как правило, более высокий. Разнится она и среди мужчин и женщин.
Итак,
безработица в России имеет свои
характерные черты, а именно: рост
ее продолжительности, наличие женской
безработицы, наличие скрытой безработицы
и другие. Безработица охватывает все
слои населения, начиная с выпускников
учебных заведений, не имеющих опыта работы
и заканчивая людьми предпенсионного
возраста.
2.2
Пути решения проблемы безработицы
Правительственная программа содействия занятости должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В
современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в
структурой
хозяйства и
Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально
признанных
безработными, следует рассматривать
как неизбежный результат особенностей
движения рабочей силы и рабочих
мест. Минимизация социально-
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы [14, стр. 186].
Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:
− обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
− регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
− формирование эффективной структуры занятости населения;
− повышение качества создаваемых рабочих мест;
− развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
− создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
− предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы [2, стр. 3].