Теория заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность теории заработной платы, а так же проанализировать структуру и сущность рынка труда.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1) дать определение заработной платы как экономической категории;
2) проанализировать различные научные подходы, которые лежат в основе теорий заработной платы;
3) выяснить формы проявления заработной платы;
4) охарактеризовать структуру и сущность рынка труда;

Содержание

Введение 3
1.Сущность и функции заработной платы 5
2.Роль заработной платы в формировании спроса и предложения на рынке труда 9
3. Мотивация труда 15
4.Основы организации оплаты труда на предприятиях 18
5. Формы и системы оплаты труда согласно положениям ТК РФ 21
5.1.Тарифная система оплаты труда 26
5.2. Бестарифная система оплаты труда 29
6.Фонд оплаты труда. Структура фонда оплаты по категориям фонда и категориям персонала. 33
7. Государственное регулирование заработной платы в рыночной экономике 35
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

моя курсовая 1 (2).doc

— 289.50 Кб (Скачать)

  Учитывая  это обстоятельство, более предпочтительной является упреждаемая индексация. И  практика показывает, что на некоторых  российских предприятиях, где была предусмотрена упреждаемая индексация, был обеспечен более высокий  уровень защиты покупательной способности заработной платы. В этой связи заслуживает внимания опыт предприятий угольной промышленности, на которых в 2009–2010 гг. предусматривалась упреждаемая индексация тарифных ставок и окладов в размере 50% предполагаемого роста потребительских цен в первом квартале.

  Это означает, что если, к примеру, на первый квартал прогнозируется рост потребительских цен на 4%, то с 1 января, или с 1 февраля (в зависимости  от времени подписания соглашения или  коллективного договора) тарифные ставки и оклады увеличиваются на 2%, при условии повышения заработной платы пропорционально росту цен. Затем, по истечении квартала, производится доиндексация с учетом предварительного повышения тарифных ставок, окладов и фактического роста потребительских цен.

  Важным  элементом в системе индексации является ее порог, представляющий собой индекс потребительских цен, при достижении которого производится увеличение заработной платы. Например, в Италии порогом индексации, когда она проводилась автоматически, являлся 1%, в Бельгии – 2%. Законами об индексации доходов, которые были приняты накануне либерализации цен, порог индексации был установлен в Беларуси, Кыргызстане, Украине, Молдове на уровне 5%, в России – 6%, Латвии – 7%. И хотя эти положения законов вследствие высокого уровня инфляции не были реализованы на практике, установленный в них порог индексации является, по нашему мнению, предельным. При этом имеется в виду, что по мере финансовой стабилизации порог индексации следует устанавливать на более низком уровне, с учетом опыта развитых стран.

  Ключевой  вопрос в системе индексации –  обоснование степени компенсации  инфляционного обесценения заработной платы. Опыт стран Восточной Европы показывает, что при решении проблем  стабилизации экономики механизм индексации заработной платы не предусматривал полной компенсации роста цен. Например, в 1991 г. в Венгрии и Чехии увеличение заработной платы компенсировало рост потребительских цен на 70–75%. Однако следует учитывать, что программа финансовой стабилизации была осуществлена в этих странах в кратчайшие сроки.

  Что же касается России, то в 1992 г., когда  была проведена либерализация цен, увеличение заработной платы компенсировало рост потребительских цен всего  на 50%. В 1993–1995 гг. рост заработной платы, хотя и в гораздо меньшей степени, но отставал от индекса потребительских цен, В 1996 и 1997 гг. впервые был обеспечен рост реальной заработной платы, соответственно, на 6,0 и 3,5%. Однако за 1998 г. потребительские цены выросли на 84,4% при увеличении номинальной заработной платы всего на 14,4% (с 1214800 неденоминированных руб. в декабре 1997 г. до 1390,0 руб. в декабре 1998 г.).

  В условиях масштабного падения валового внутреннего продукта и объемов  промышленного и сельскохозяйственного  производства при незначительном сокращении численности работающих практически невозможно обеспечить полную индексацию заработной платы, особенно в течение длительного времени.

  В то же время, чтобы создать минимально необходимые условия для воспроизводства  рабочей силы целесообразно при  применении понижающего коэффициента предусматривать норму, гарантирующую сохранение покупательной способности заработной платы тем работникам, у которых она ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.

  Тарифные  ставки и оклады, установленные на уровне или ниже прожиточного минимума, необходимо индексировать не менее, чем на 100%. Если финансовые возможности предприятия ограничены, то индексацию заработной платы остальных категорий работников можно осуществлять по регрессивной шкале, либо в отдельные периоды устанавливать единые компенсационные выплаты, независимо от занимаемой должности.

  Однако  важно найти оптимальное решение  при установлении взаимосвязи механизма  индексации (степени компенсации  удорожания стоимости жизни) и соотношения  минимального и максимального заработка (оклада) на предприятии. Иначе говоря, действие механизма индексации заработной платы в условиях инфляции не должно приводить к сужению диапазона тарифных ставок (окладов) сверх критической величины, за которой подрывается интерес к тому, чтобы претендовать на должности руководителей и ведущих специалистов, проявляется отрицательное воздействие на материальные стимулы труда.

  Одним из направлений государственного воздействия  на покупательную способность заработной платы является использование системы налогообложения индивидуальных доходов граждан. На этапе реформирования экономики, когда государство испытывает финансовые трудности при решении проблем повышения покупательной способности минимальной заработной платы, своевременной ее индексации, целесообразно пересмотреть ставки налогообложения лиц, имеющих как сверхвысокие, так и необоснованно низкие доходы.

  Таким образом, государственное регулирование  заработной платы должно базироваться на принципах социально-ориентированной  рыночной экономики, строиться с учетом особенностей переходного периода, а также необходимости принять эффективные меры по оздоровлению экономики и устранению накопившихся за последние годы проблем в области оплаты труда. Политика государства должна быть направлена на повышение покупательной способности и обеспечение своевременной выплаты заработной платы, увеличение ее доли в валовом внутреннем продукте и доходах населения, устранение перекосов в ее уровнях по предприятиям и категориям персонала. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

Процесс перехода к рыночной экономике происходит, хотя и не без трудностей, становление нового механизма регулирования заработной платы посредством установления необходимых гарантий и налоговых регуляторов со стороны государства и установления условий оплаты через систему соглашений и коллективных договоров между работниками и работодателями. Выполнение заработной платой своих функций реализуется через ее организацию. Через организацию заработной платы достигается компромисс между интересами работника и работодателя, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики. Основная проблема в организации и формировании оплаты труда в современных условиях заключается в установлении адекватной рыночным отношениям системы оплаты труда. Решить данную проблему достаточно сложно, так как старая система организации нормирования и оплаты труда разрушена, а новая еще, как правило, не создана. Существующие системы организации оплаты труда основаны на старых принципах ее организации, что не отвечает современным требованиям. Чтобы построить новые формы и принципы организации труда, необходимо изучить положительный опыт и на основе этих данных, создать поистине новую структуру организации оплаты труда.

Сейчас же, в  момент, когда не придумана новая концепция, приходиться выбирать из уже имеющихся, хотя и устарелых систем оплаты труда, этот выбор целиком и полностью является прерогативой работодателя. И это, я считаю, неплохо. Ведь каждое предприятие индивидуально, и подход также должен существовать, принципиально индивидуальный. Предприниматель всегда лучше знает, как и по каким принципам развиваться, формировать заработную плату, управлять и т.д. Оплата труда является важнейшим фактором в успешном поступательном прогрессе развития предприятия. От того как предприниматель сумеет организовать ее, зависит его успешность. Ведь оплата труда подвигает работником к высокопроизводительному и высококачественному труду или наоборот парализует эту деятельность. Пока наши руки, человеческие руки, полностью не заменили машины, человеческий фактор будет стоять на первом месте во всех сферах и областях производства, промышленности и т.д. Человек - по своей природе, существо ёмкое, но ленивое, и если его не активизировать, оно не будет таким полезным для общества и для себя, каким могло бы быть. Человеческое эго всегда стремиться к достижению поставленных целей, только цели у всех разные. Непосредственно касаясь оплаты труда, в частности заработной платы, как я говорила выше, люди стремятся к удовлетворению разных потребностей. Но все же вся, работающая масса людей, стремиться к чему-то, ведь если человек работает, он не совсем еще деградировал по отношению к обществу, значит, он хочет еще, как-то поспособствовать его развитию, и это радует. В нашей стране очень большое количество безработных. Но с каждым годом это число уменьшается. Значит, уровень менталитета растет, а когда это случается страна становиться эталоном развития, лидером во всем. А когда живешь в стране, переполненной благополучием, не только хочется зарабатывать средства себе во благо, но и стране очень хочется помочь! Очень скоро, я искренне верю в это, наша страна восстановит свои лидирующие позиции, вновь станет передовой державой: с высоким уровнем жизни населения и со стабильным экономическим ядром. 
 

Список  использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации в 3 ч. : по сост. на 20 апр. 2005 г. - М. : Омега-Л, 2005. - 681 с.
  2. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии (в торговле) : метод. указания / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т; сост. А. М. Смирнова. - Красноярск, 2009. - 26 с.
  3. Смирнова А.М. Тарифный вариант организации заработной платы в торговле: Текст лекций / А.М. Смирнова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2010. - 41 с.
  4. Смирнова А.М. Сущность, функции и регулирование заработной платы в рыночной экономике: Текст лекций /А.М.Смирнова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2010. - 35 с.
  5. Смирнова А. М. Организация оплаты труда в торговле / А. М. Смирнова; Краснояр. го. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2010. - 142 с.
  6. Экономика и организация деятельности торгового предприятия : учеб. пособие. под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М. : Инфра - М, 2009. - 295с.
  7. Экономика организации (предприятия) : учебник / К. А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2011. - 1012с.
  8. Экономика торгового предприятия : торговое дело : учебник / под ред. Л.А Брагина. - М. : Инфра - М, 2010. - 314с.
  9. Экономика труда : учеб. пособие. / Л.П. Владимирова. - М: Дашков и К, 2010 - 220 с.
  10. Экономика предприятия торговли : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Ю. Л. Александров, Э. А. Батраева, И. В. Петрученя и др. ; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск : Изд. центр КГУ, 2011. - 257 с.
  11. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ
 
  1. Основы  рыночной экономики / Камаев В.Д., Домчечко Б.И., Федотова М.А., Горячев М.К. и др. М.-СПб.: МГП «Инфоррекламиздат», 2011. Т. 2. С. 43.
  2. Избранные произведения. Пер. с англ. / Предисл., коммент., сост. А.Г. Худокормов. М.: Экономика, 2010. С. 351.

Информация о работе Теория заработной платы