Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность теории заработной платы, а так же проанализировать структуру и сущность рынка труда.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1) дать определение заработной платы как экономической категории;
2) проанализировать различные научные подходы, которые лежат в основе теорий заработной платы;
3) выяснить формы проявления заработной платы;
4) охарактеризовать структуру и сущность рынка труда;
Введение 3
1.Сущность и функции заработной платы 5
2.Роль заработной платы в формировании спроса и предложения на рынке труда 9
3. Мотивация труда 15
4.Основы организации оплаты труда на предприятиях 18
5. Формы и системы оплаты труда согласно положениям ТК РФ 21
5.1.Тарифная система оплаты труда 26
5.2. Бестарифная система оплаты труда 29
6.Фонд оплаты труда. Структура фонда оплаты по категориям фонда и категориям персонала. 33
7. Государственное регулирование заработной платы в рыночной экономике 35
Заключение 44
Список использованной литературы 46
• выплаты на питание, жилье, топливо;
• выплаты социального характера (оплата путевок, стоимости проезда, страховые платежи, надбавки к пенсиям работающих, единовременные пособия уходящим на пенсию и т.д.).
Фонд оплаты
труда планируется и
1.Определяется прямой (тарифный) фонд заработной платы.
2.Определяются выплаты, доплаты до часового, дневного и месячного фонда и премии в соответствии с системой оплаты труда.
3.Сумма прямого (тарифного) фонда зарплаты, доплат, выплат и премий характеризует основную зарплату (основной фонд оплаты труда).
4.Сумма основной зарплаты и дополнительной зарплаты характеризует общий фонд оплаты труда.
Прямой (тарифный) фонд оплаты труда рассчитывается отдельно для сдельщиков и повременщиков.
Для сдельщиков фонд прямой (тарифный) определяется по формуле:
Зт.сд. = q х R х Кв.н.
Зт.сд. = Тпп х Сч х Кв.н.
Тарифный фонд повременщиков определяется по формуле: Зт.пов. = Сч х Фэ х N.
Фонд оплаты труда ИТР и служащих определяется на основе должностных окладов и числа работников (ИТР и служащих) каждой категории.
ФОТ служ. итр = 1Чслуж.итр х среднемесячный оклад х 12.
Расчет фонда зарплаты завершается определением средней зарплаты по предприятию (фирме).
Средняя заработная плата (Зг) определяется исходя из общего фонда оплаты труда работников списочного состава (включая совместителей) и средней списочной численности работающих.
Зг = ФОТобщ / N.
В
механизме регулирования
В
мировой экономической теории разработаны
различные подходы к
Отсутствие гибкости заработной платы Кейнс объяснил наличием фиксированных в коллективном договоре на определенный срок ставок заработной платы, покупательная способность которых снижается в связи с ростом потребительских цен. В результате движение заработной платы становится неадекватным изменениям рыночной конъюнктуры, что может привести к кризисным явлениям в экономике.
В своей теории Кейнс обосновал возможность избежать кризиса путем регулирования рынка труда государством через механизм воздействия на совокупный спрос. Он писал: «Я рассчитываю на то, что государство, которое в состоянии взвесить предельную эффективность капитальных благ с точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод, будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций». В свою очередь, инвестиции обеспечат увеличение валового национального продукта и будут способствовать повышению занятости и уровня реальной заработной платы. Таким образом, Кейнс отстаивал тезис о том, что государство должно воздействовать на уровень занятости и заработной платы в рыночной экономике
Исторический опыт развитых стран подтверждает целесообразность, а на определенных этапах и необходимость, государственной корректировки механизмов регулирования экономики, в том числе влияющих на формирование заработной платы. При этом необходимо учитывать, что страны с рыночной экономикой проводят различную государственную политику в области оплаты труда в зависимости от уровня экономического развития, политической ситуации, особенностей исторического этапа.
В России в период кризиса экономики, затянувшего становление рынка труда и системы социального партнерства, государство должно проводить активную социально-экономическую политику, в том числе в области регулирования заработной платы.
Прошедшие
годы перестройки экономики
От органов государственной власти зависит и решение такой важной проблемы, как установление оптимальных соотношений при распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, основным из которых является труд. Необоснованно низка доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте, составившая в 2010 г. 48,2% с учетом скрытой заработной платы и отчислений в социальные фонды.
Политика
государства в области
Одной из задач государства является установление таких гарантий в области оплаты труда, которые бы, с одной стороны, обеспечивали социальную защиту наемных работников, а с другой – не допускали ситуации выплаты необоснованно низкого заработка неэффективно работающими предприятиями.
Поэтому
необходимо установление государственного
минимума заработной платы, который
должен обеспечить нормальные условия
для воспроизводства
Минимальная заработная плата является основой установления размера заработной платы, главным элементом государственного механизма регулирования оплаты труда в стране.
Минимальная заработная плата — характеризует нижнюю границу цены рабочей силы, обеспечивает вознаграждение за труд наименьшей сложности, выполняемый в нормальных условиях. Размер минимальной заработной платы должен быть достаточным для удовлетворения самых необходимых потребностей одинокого работника и не несет иждивенческой нагрузки. Минимальная заработная плата должна быть достаточной для удовлетворения наиболее значимых физиологических и социальных потребностей человека, проживающего в данной стране. Поэтому она должна быть равна прожиточному минимуму взрослого трудоспособного человека.
Минимальная заработная плата выполняет роль показателя для расчета минимального уровня большинства социально гарантированных выплат — пенсий, пособий, стипендий и т.п. Минимальная заработная плата устанавливается для всех работников независимо от организационно-правовой формы предприятия. Любому работнику при его работе полный месяц нельзя платить ниже установленного ее уровня. На предприятии может быть установлен свой размер минимальной заработной плата, но не ниже государственного.
Изменения минимального размера оплаты труда приведены в таблице
Минимальный размер оплаты труда | ||
Дата | В целях регулирования оплаты труда | В иных целях |
с 01.06.2011 | 4611 | 100 |
с 01.01.2009 | 4330 | 100 |
с 01.09.2007 | 2300 | 100 |
с 01.05.2006 | 1100 | 100 |
с 01.09.2005 | 800 | 100 |
с 01.01.2005 | 720 | 100 |
с 01.10.2003 | 600 | 100 |
с 01.05.2002 | 450 | 100 |
с 01.07.2001 | 300 | 100 |
с 01.01.2001 | 200 | 100 |
с 01.07.2000 | 132 | 83,49 |
Министерством труда РФ прожиточный минимум определялся как показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума включает также расходы на налоги и другие обязательные платежи.
В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ (по состоянию на 2012 год),(в ред. фз №122-ФЗ от 22.08.2004; №213-ФЗ от 24.07.2009) в конце 1997 г. подготовлен проект Федерального закона «О потребительской корзине в Российской Федерации». Указанный проект закона предусматривает, что минимальные объемы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые входят в потребительскую корзину, устанавливаются в соответствии с физиологическими потребностями различных групп населения Российской Федерации и фактически сложившейся структурой потребления. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. № 192 утверждены Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ.
Индексация заработной платы – это механизм ее увеличения в связи с ростом потребительских цен. Целью индексации является поддержание покупательной способности заработной платы, а также денежных доходов и сбережений граждан.
По времени проведения индексация подразделяется на упреждаемую и ретроспективную. Упреждаемая индексация по времени проведения опережает инфляцию и предусматривает повышение заработной платы с учетом прогнозируемого роста потребительских цен. При ретроспективной индексации заработная плата повышается соответственно росту потребительских цен за прошедший период.
Опыт России и зарубежных стран показывает, что чаще используется ретроспективная индексация, при которой увеличение тарифных ставок, окладов проводится через заранее определенные отрезки времени, либо по достижении предварительно установленного процента роста потребительских цен.
При
обосновании механизма