Теория заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность теории заработной платы, а так же проанализировать структуру и сущность рынка труда.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1) дать определение заработной платы как экономической категории;
2) проанализировать различные научные подходы, которые лежат в основе теорий заработной платы;
3) выяснить формы проявления заработной платы;
4) охарактеризовать структуру и сущность рынка труда;

Содержание

Введение 3
1.Сущность и функции заработной платы 5
2.Роль заработной платы в формировании спроса и предложения на рынке труда 9
3. Мотивация труда 15
4.Основы организации оплаты труда на предприятиях 18
5. Формы и системы оплаты труда согласно положениям ТК РФ 21
5.1.Тарифная система оплаты труда 26
5.2. Бестарифная система оплаты труда 29
6.Фонд оплаты труда. Структура фонда оплаты по категориям фонда и категориям персонала. 33
7. Государственное регулирование заработной платы в рыночной экономике 35
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

моя курсовая 1 (2).doc

— 289.50 Кб (Скачать)

• выплаты на питание, жилье, топливо;

• выплаты социального  характера (оплата путевок, стоимости проезда, страховые платежи, надбавки к пенсиям работающих, единовременные пособия уходящим на пенсию и т.д.).

Фонд оплаты труда планируется и определяется отдельно по тем же группам и категориям, по которым определяется численность работающих. Порядок расчета фонда оплаты труда по категориям фонда следующий:

1.Определяется прямой (тарифный) фонд заработной платы.

2.Определяются выплаты, доплаты до часового, дневного и месячного фонда и премии в соответствии с системой оплаты труда.

3.Сумма прямого (тарифного) фонда зарплаты, доплат, выплат и премий характеризует основную зарплату (основной фонд оплаты труда).

4.Сумма основной зарплаты и дополнительной зарплаты характеризует общий фонд оплаты труда.

Прямой (тарифный) фонд оплаты труда рассчитывается отдельно для сдельщиков и повременщиков.

Для сдельщиков фонд прямой (тарифный) определяется по формуле:

Зт.сд. = q х R х Кв.н.

Зт.сд. = Тпп х Сч х Кв.н.

Тарифный фонд повременщиков определяется по формуле: Зт.пов. = Сч х Фэ х N.

Фонд оплаты труда ИТР и служащих определяется на основе должностных окладов и числа работников (ИТР и служащих) каждой категории.

ФОТ служ. итр = 1Чслуж.итр х среднемесячный оклад х 12.

Расчет фонда  зарплаты завершается определением средней зарплаты по предприятию (фирме).

Средняя заработная плата (Зг) определяется исходя из общего фонда оплаты труда работников списочного состава (включая совместителей) и средней списочной численности работающих.

Зг = ФОТобщ / N.

7. Государственное регулирование заработной платы в рыночной экономике

 

 

  В механизме регулирования заработной платы особую роль играют меры государственного воздействия. Экономист Л. Малкерн отмечает, что «для любой ведущей страны не может быть ничего хуже, чем неправильно определить роль государства в экономике»*. На мой взгляд, это в полной мере может быть отнесено и к вопросам регулирования заработной платы. 

  В мировой экономической теории разработаны  различные подходы к формированию механизмов государственного регулирования  в условиях рыночной экономики. Эти подходы экономисты обычно объединяют в два основных направления. Первое является классическим и основано на признании способности рыночной системы к автоматическому саморегулированию. Второе опирается на теорию Кейнса, в соответствии с которой государство должно воздействовать на уровень заработной платы в стране. Кейнс исходил из того, что заработная плата, установленная в договоре на определенный период, равно как и цены на товары, движется к равновесному положению под воздействием изменяющегося спроса и предложения на рынке труда в замедленном темпе.

  Отсутствие  гибкости заработной платы Кейнс  объяснил наличием фиксированных в  коллективном договоре на определенный срок ставок заработной платы, покупательная  способность которых снижается  в связи с ростом потребительских цен. В результате движение заработной платы становится неадекватным изменениям рыночной конъюнктуры, что может привести к кризисным явлениям в экономике.

  В своей теории Кейнс обосновал  возможность избежать кризиса путем  регулирования рынка труда государством через механизм воздействия на совокупный спрос. Он писал: «Я рассчитываю на то, что государство, которое в состоянии взвесить предельную эффективность капитальных благ с точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод, будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций». В свою очередь, инвестиции обеспечат увеличение валового национального продукта и будут способствовать повышению занятости и уровня реальной заработной платы. Таким образом, Кейнс отстаивал тезис о том, что государство должно воздействовать на уровень занятости и заработной платы в рыночной экономике 

  Исторический  опыт развитых стран подтверждает целесообразность, а на определенных этапах и необходимость, государственной корректировки механизмов регулирования экономики, в том числе влияющих на формирование заработной платы. При этом необходимо учитывать, что страны с рыночной экономикой проводят различную государственную политику в области оплаты труда в зависимости от уровня экономического развития, политической ситуации, особенностей исторического этапа.

  В России в период кризиса экономики, затянувшего становление рынка  труда и системы социального  партнерства, государство должно проводить  активную социально-экономическую политику, в том числе в области регулирования заработной платы.

  Прошедшие годы перестройки экономики показали, что без эффективной государственной  инвестиционной политики сама по себе либерализация экономики не обеспечивает подъема производства, на основе которого только и возможно кардинальное повышение реальной заработной платы. Однако фискальная политика государства может обеспечить в России реальный положительный результат – увеличение эффективного спроса и, соответственно, заработной платы (по теории Кейнса) – только в том случае, если государственные инвестиции будут жестко контролироваться и направляться на развитие реального сектора, а не уходить, как это происходит до сих пор, на валютный рынок, или оседать на неопределенное время в банковских и других структурах.

  От  органов государственной власти зависит и решение такой важной проблемы, как установление оптимальных соотношений при распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, основным из которых является труд. Необоснованно низка доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте, составившая в 2010 г. 48,2% с учетом скрытой заработной платы и отчислений в социальные фонды.

  Политика  государства в области регулирования  заработной платы и доходов должна строиться с учетом не только особенностей кризисного развития экономики России, но и необходимости динамичного формирования рыночных механизмов хозяйствования. От степени развития рынка труда зависят как уровень цивилизованности отношений между объединениями работодателей и профсоюзами, обеспечивающих достойный гарантированный заработок, так и возможность учета изменяющегося спроса и предложения труда при регулировании заработной платы.

  Одной из задач государства является установление таких гарантий в области оплаты труда, которые бы, с одной стороны, обеспечивали социальную защиту наемных работников, а с другой – не допускали ситуации выплаты необоснованно низкого заработка неэффективно работающими предприятиями.

  Поэтому необходимо установление государственного минимума заработной платы, который  должен обеспечить нормальные условия  для воспроизводства работников, занятых простым, неквалифицированным  трудом. Обоснование уровня минимальной  заработной платы требует комплексного подхода, предусматривающего использование ряда критериев, среди которых основным является потребность трудящихся и членов их семей. Чтобы минимальная заработная плата не только поддерживала физическую активность, но и воспроизводила способность к труду и обеспечивала развитие людей, она должна соответствовать потребительской корзине, включающей в себя необходимый набор продуктов, товаров и услуг. Минимально допустимые объем и структуру потребления важнейших благ и услуг определяют с помощью минимального потребительского бюджета (МПБ), или прожиточного минимума (ПМ). 

Минимальная заработная плата является основой установления размера заработной платы, главным элементом государственного механизма регулирования оплаты труда в стране.

Минимальная заработная плата — характеризует нижнюю границу цены рабочей силы, обеспечивает вознаграждение за труд наименьшей сложности, выполняемый в нормальных условиях. Размер минимальной заработной платы должен быть достаточным для удовлетворения самых необходимых потребностей одинокого работника и не несет иждивенческой нагрузки. Минимальная заработная плата должна быть достаточной для удовлетворения наиболее значимых физиологических и социальных потребностей человека, проживающего в данной стране. Поэтому она должна быть равна прожиточному минимуму взрослого трудоспособного человека.

Минимальная заработная плата выполняет роль показателя для расчета минимального уровня большинства социально гарантированных выплат — пенсий, пособий, стипендий и т.п. Минимальная заработная плата устанавливается для всех работников независимо от организационно-правовой формы предприятия. Любому работнику при его работе полный месяц нельзя платить ниже установленного ее уровня. На предприятии может быть установлен свой размер минимальной заработной плата, но не ниже государственного.

Изменения минимального размера оплаты труда приведены в таблице

Таблица 1.2. «Изменения минимального размера оплаты труда (МРОТ)за 2000-2011 гг.»

Минимальный размер оплаты труда
Дата В целях регулирования  оплаты труда В иных целях
с 01.06.2011 4611 100
с 01.01.2009 4330 100
с 01.09.2007 2300 100
с 01.05.2006 1100 100
с 01.09.2005 800 100
с 01.01.2005 720 100
с 01.10.2003 600 100
с 01.05.2002 450 100
с 01.07.2001 300 100
с 01.01.2001 200 100
с 01.07.2000 132 83,49

  Министерством труда РФ прожиточный минимум определялся как показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума включает также расходы на налоги и другие обязательные платежи.

В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года  № 134-ФЗ (по состоянию на 2012 год),(в ред. фз №122-ФЗ от 22.08.2004; №213-ФЗ от 24.07.2009) в конце 1997 г. подготовлен проект Федерального закона «О потребительской корзине в Российской Федерации». Указанный проект закона предусматривает, что минимальные объемы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые входят в потребительскую корзину, устанавливаются в соответствии с физиологическими потребностями различных групп населения Российской Федерации и фактически сложившейся структурой потребления. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. № 192 утверждены Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ.

  Индексация  заработной платы это механизм ее увеличения в связи с ростом потребительских цен. Целью индексации является поддержание покупательной способности заработной платы, а также денежных доходов и сбережений граждан.

  По  времени проведения индексация подразделяется на упреждаемую и ретроспективную. Упреждаемая индексация по времени проведения опережает инфляцию и предусматривает повышение заработной платы с учетом прогнозируемого роста потребительских цен. При ретроспективной индексации заработная плата повышается соответственно росту потребительских цен за прошедший период.

  Опыт  России и зарубежных стран показывает, что чаще используется ретроспективная  индексация, при которой увеличение тарифных ставок, окладов проводится через заранее определенные отрезки времени, либо по достижении предварительно установленного процента роста потребительских цен.

  При обосновании механизма индексации, в зависимости от времени его  проведения, следует учитывать, что между изменением потребительских цен и моментом, когда выплаты могут быть скорректированы, существует временной лаг. Поэтому при высокой инфляции проведение ретроспективной индексации не обеспечивает полной компенсации удорожания стоимости жизни.

Информация о работе Теория заработной платы