Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:07, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные теоретические положения, проблематику темы, а также взгляды ученых в разные периоды времени.
Изучая данную тему, я поставила перед собой прежде всего две задачи:
доказать, что теория предельной полезности живет и поныне и выполняет не самую последнюю функцию;
определить для себя механизм поведения при выборе одного товара из двух.
Введение. 3
1. Теория предельной полезности. 4
1.1. Австрийская школа 4
1.2. Теория Вальраса 9
1.3. Теория У. Джевонса 10
2. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости . 11
2.1. Революция в теории стоимости 11
2.2. Парадокс Смита 13
2.3. Стоимость – общественное явление 14
3. Законы Госсена. Закон убывающей предельной полезности. Максимизация общей полезности 15
3.1. Законы Госсена. 15
3.2. Предельная полезность. 19
3.3. Измерение величины полезности. 27
Заключение . 31
ЛИТЕРАТУРА . 33
Потребитель максимизирует полезность путем выбора такого потребительского набора, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношения предельной полезности к цене одинаковы для всех благ. Это и есть оптимальный набор продуктов.
Максимальная
полезность при покупке продуктов
достигается в том случае, если бюджет
будет распределен таким образом, что
каждый последний доллар, затраченный
на приобретение каждого вида продуктов,
принесет одинаковую предельную (добавочную)
полезность.
Общим является и основной метод анализа – это метод уравнивания предельных значений: если определенное количество чего-либо распределяется между несколькими конкурирующими способами применения, то среди возможных распределений существует некоторое «эффективное», когда каждая единица делимого распределена так, что выгода перемещения ее к одному из способов будет в точности равна потерям из-за отвлечения ее от другого способа. Относим ли мы это к распределению фиксированного дохода между некоторым числом потребительских благ или фиксированных выплат между некоторым числом производственных факторов, или данного количества времени между трудом и досугом, - метод везде остается одним и тем же. Кроме того, одним из условий достижения максимизации при решении проблемы распределения является действие закона убывающей отдачи (в том числе и полезности) единиц делимой величины при передаче их одному-единственному способу потребления.
В
теории поведения потребителя
Отмечая методологические и теоретические изъяны теории предельной полезности, нельзя в то же время не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в ценообразовании, вопросы взаимной связи потребительной стоимости (полезности) и стоимости, соотношения платежеспособного спроса и цен, затронутые в этой теории, являются важными для понимания функционирования товарного производства. Совершенно очевидно, что изучение и прогнозирование спроса и предложения, исследование конкретных рынков является актуальной задачей для экономической науки. С целью решения этой задачи современные буржуазные экономисты используют теорию предельной полезности, усилив внимание к изучению закономерностей потребительского спроса, анализу предложения, исследованию рынков совершенной и несовершенной конкуренции и ценообразования факторов производства на микроэкономическом уровне а современном этапе сложились объективные предпосылки для синтеза трудовой теории стоимости и относительной выделенности. Пока труд является определяющей субстанцией для увеличения общественного богатства, трудовая теория стоимости занимает главенствующее положение. Но по мере того, как эта роль переходит к интеллектуальным способностям человека, т. е. к нетрудовым факторам, на первое место выходит маржинализм, причем трудовая детерминанта остается некоторым базисным ограничителем, который дает о себе знать тогда, когда люди начинают игнорировать эти ограничения. Соответственно, и трудовая теория стоимости становится всего лишь глубинной основой, которая по мере прохождения к постиндустриальному обществу все меньше описывает конкретные экономические реалии, и тогда на первый план выходит теория предельной полезности. Как видим, теория австрийцев продолжает жить и наше время, причем находит применение не только в своем классическом виде, но и, что очень важно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность получить качественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономических процессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полно выполнять свои функции.
Итак товары покупаются на рынке не потому, что кто-то оценил затраты труда на производство товаров как общественно необходимые, а потому, что они обладают определенным полезным эффектом для покупателя, т.е. покупатель ценит этот товар.
Цена,
определяемая предельной полезностью,
помогла разрешить многие загадки
и парадоксы хозяйственной
Подводя
итог, можно сказать, что теория предельной
полезности и теория потребительского
выбора позволяет лучше понять, как
ведет себя на рынке экономический
субъект, а так же произвести более
точный анализ спроса и влияние его количественного
изменения на рыночное равновесие. Эти
теории подчеркивают воздействие на экономическую
систему импульсов, вытекающих из изменений
вкусов и предпочтений потребителей.