Теория предельной полезности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основные теоретические положения, проблематику темы, а также взгляды ученых в разные периоды времени.
Изучая данную тему, я поставила перед собой прежде всего две задачи:
доказать, что теория предельной полезности живет и поныне и выполняет не самую последнюю функцию;
определить для себя механизм поведения при выборе одного товара из двух.

Содержание

Введение. 3
1. Теория предельной полезности. 4
1.1. Австрийская школа 4
1.2. Теория Вальраса 9
1.3. Теория У. Джевонса 10
2. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости . 11
2.1. Революция в теории стоимости 11
2.2. Парадокс Смита 13
2.3. Стоимость – общественное явление 14
3. Законы Госсена. Закон убывающей предельной полезности. Максимизация общей полезности 15
3.1. Законы Госсена. 15
3.2. Предельная полезность. 19
3.3. Измерение величины полезности. 27
Заключение . 31
ЛИТЕРАТУРА . 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

        Оптимальное потребление достигается в точке е. Точка А тоже находится на бюджетной линии, но хуже е (хуже наборов в этой точке), так как она находится на более низкой кривой безразличия U1, т. е. при худшем благосостоянии потребителя, где последний не использует всех возможностей своего бюджета. Набор в точке лучше набора в точке е, но он недостижим для потребителя из-за уровня его дохода при существующих ценах на товары. В точке е бюджетная линия касается кривой безразличия, и наклон кривой безразличия 1 равен наклону бюджетной линии. 

      

      Рис. 4. Равновесие потребителя. 

      Но  теперь можно перейти к денежным единицам. Выше мы говорили о том, что  относительная полезность имеет денежное измерение. В положении равновесия потребитель имеет равную предельную полезность на каждый доллар при покупке любого товара из набора.

      Предельные  полезности на каждый доллар, потраченный на товар А и на товар В в точке равновесия е, равны. Это точка равновесия потребителя. 
 
 

    1. Предельная  полезность.

      Под предельной полезностью понимают добавочную полезность, или удовлетворение, извлекаемое  потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции. За относительно короткий промежуток времени, в течение  которого вкусы потребителей не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы товара будет падать (иногда предельная полезность последующих единиц продукции может возрастать). Например, третья банка пива может доставить больше удовольствия, чем первая или вторая. Но, начиная с определенного момента, следует ожидать, что предельная полезность дополнительных единиц продукции начнет падать. Почему? Потому что потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться. Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного продукта известно под названием закона убывающей предельной полезности. 
       Закон убывания предельной полезности наглядно показывает, что если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии снижения их цены. Потребитель купит, скажем, два гамбургера по цене 1$, но вследствие убывающей предельной полезности дополнительных единиц продукта он предпочтет не покупать больше этого продукта по данной цене, т.к., отдавая деньги, он фактически отказывается от других товаров, т.е. от альтернативных способов получения полезности. Поэтому следующие гамбургеры будут "недостаточно хороши" до тех пор, пока цена не снизится. При отрицательной предельной полезности фирме "Макдональдс" пришлось бы платить клиенту, чтобы заставить его съесть гамбургер. Если взглянуть на дело со стороны продавца, то убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену, для того чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции. Представление об убывающей предельной полезности не только лежит в основе объяснения закона спроса, но и играет ключевую роль в объяснении того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить. Этот вопрос сводится к следующему: какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести, не выходя за пределы своего бюджета, принесет ему наибольшую сумму полезности или удовлетворения. Грубо говоря, правило, в соответствии с которым можно максимизировать удовлетворение потребности, заключается "в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую предельную полезность". Это определение носит название правила максимизации полезности. Если потребитель "уравновесит свои предельные полезности" в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в "состоянии равновесия", но в случае изменения потребительских вкусов, дохода или цен на различные товары, он окажется в худшем положении - совокупная полезность понизится - при любом изменении набора приобретаемых товаров. Правило максимизации полезности можно записать в простой алгебраической форме: предельная полезность в расчете на рубль, затраченный на продукт А - это полезность продукта А, деленная на цену продукта А, а предельная полезность в расчете на рубль, затраченный на продукт В - это полезность продукта В, деленная на цену продукта В. Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны:
 

      

       
 Таким образом, мы выяснили, что если потребитель будет следовать правилу максимизации полезности, то он будет находиться в состоянии равновесия, но любое отклонение от этого правила приведет к уменьшению предельной полезности приобретаемых им товаров.

        Теорией предельной полезности для анализа оценки удовлетворения потребностей использовались разные методы и уровни абстракции. На первом этапе анализа они использовали метод «робинзонады». Этот метод позволяет проводить исследование в максимально «чистом виде», до принятия во внимание процессов обмена и специфических общественных форм хозяйствования. Затем исследование переходит на другую ступень, в анализ включаются товаропроизводители, вступающие в процесс обмена.

      Представители теории предельной полезности выделяли:

  1. абстрактную, или рядовую полезность, т.е. способность блага удовлетворять какие-либо потребности людей;
  2. конкретную полезность, которая означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого блага. Это зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем (степени интенсивности потребности).
 

    Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совершенно бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания поведения покупателя на рынке, если не рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления.

    Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо.

    Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.

    Но  если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя также должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.

    Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие предельная полезность, т.е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

    На  абсциссе отложим количество потребляемого товара Q, на ординате – общую полезность U. По мере увеличения количества потребленного товара общая (суммарная) полезность возрастает, но прирост полезности (не заштрихованные прямоугольники) с каждой новой порцией товара сокращается, пока не дойдет до нуля. Если предположим, что благо можно разделить на бесконечно малые порции, то замедляющийся рост общей полезности может быть изображен не в виде ступенчатой диаграммы, а как непрерывная выпуклая линия. В виде прямоугольников отложена только предельная полезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.

    Таким образом, можно сделать вывод; что  величина предельной полезности зависит  от количества данного товара и степени потребности в нем.

    Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, которые характеризуются различной степенью интенсивности. Хотя оценка интенсивности потребности субъективна, но можно и объективно отделить первичные, неотложные потребности от менее насущных потребностей. Во всяком случае ясно, что каждый человек располагает свои потребности, а следовательно, и свой спрос на рынке в соответствии с определенной шкалой, на которой первые места занимают самые неотложные потребности, за ними располагаются остальные.

    Каково  основное условие равновесия, которое должно быть выполнено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность? При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что в конце концов предельные полезности употребленных благ станут одинаковы.

    Но  человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины.

    Мы  уже отмечали, что в маржиналистской  теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. Что считать таким измерителем, т.е. в каких единицах будут оцениваться и сопоставляться предельные полезности благ? Возможно ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на эти вопросы, сторонники теории предельной полезности разделялись на два направления: кардиналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерителя абсолютных величия предельной полезности. (У. Джевонс, А. Маршалл, Д. Робертсон и др.). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности. Ординалисты же в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили иной подход (В. Парето, Дж. Хикс и др.). Так, В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров.

      Предпочтение  людей есть их оценки товаров и  услуг независимо от цен и собственного бюджета. Предпочтения изменяются со временем. Когда появились синтетические ткани, покупатели предпочитали одежду из них, поскольку ее легко стирать, она не сминается, и не требует глажки. Но по мере того как обнаружились отрицательные свойства синтетических тканей, люди стали предпочитать изделия из натуральных волокон, несмотря на более высокую цену.

      Очень сильно влияют на предпочтения новые  технологии, изменяющие вид продукта или дающие возможность производить новый продукт, который становится преимущественным объектом спроса по сравнению с прежними товарами.

      Закон убывающей предельной полезности.

 

      Как-то измерить полезность товара и услуги для человека нет никакой возможности, прежде всего из-за субъективности оценок полезности. Стоит ли пользоваться таким понятием? Задача определить поведение потребителя заставляет использовать понятие «полезность», которое важно для потребителя (забегая вперед, можно сказать, что в экономической науке найдены такие методы анализа, при которых отпадает необходимость количественного измерения полезности).

      Потребности людей обладают способностью насыщаться. Так, голодный человек может съесть много хлеба, но, когда он утолит голод, каждый дополнительный кусок хлеба будет иметь для него все меньшую ценность. Скорее всего, он предпочтет другую пищу. Таким образом, по мере увеличения количества потребляемых товаров и удовлетворения потребности, как отметилось выше, полезность каждой последующей единицы товара (добавочная полезность) уменьшается. Полезность последней (дополнительной) единицы называется предельной (или маржинальной) полезностью, и она уменьшается по мере насыщения потребности. Эту зависимость в экономической науке называют законом убывающей предельной полезности.

      С увеличением количества потребляемых продуктов их общая (совокупная) полезность растет, хотя и замедляющимся темпов. Предельная полезность есть приращение полезности с каждой новой единицей, и она имеет тенденцию уменьшаться с каждой дополнительной единицей продукта.

      Закон убывающей предельной полезности утверждает, что чем больше товаров и услуг  потреблено в течение данного периода времени, тем ниже их предельная полезность (т. е. полезность каждой новой дополнительной единицы) при неизменности всех других факторов потребления. Этот закон определяет и полезность воды: первый глоток воды (в данный период) абсолютно необходим для сохранения жизни, и его предельная полезность велика, но по мере увеличения количества потребляемой воды она удовлетворяет все более широкие потребности, начинает применяться для полива улиц, садов и т. д. В этом случае полезность каждого нового дополнительного литра много меньше, чем первого.

      Этот  закон ничего не говорит о том, как быстро уменьшается предельная полезность. Здесь норма различна: для пищевых товаров предельная полезность убывает быстро, для других – медленнее. Подобное свойство объясняет парадокс воды и алмаза. Потребление воды происходит на низком уровне предельной полезности, поскольку воды много, а алмазы редки я потребление находится на относительно высоком уровне предельной полезности. И хотя общая полезность воды очень высока, ее предельная полезность низка.

      Когда товаров не хватает, их предельная полезность растет. Во время войны и в первый период после нее в странах, где  был голод, люди обменивали драгоценности на хлеб и картофель.

      Относительные цены отражают предельную полезность. И в этом пункте проявляется связь  между законом убывающей полезности и спросом.

      Рассмотрим  эту связь на примере индивидуального  потребителя, который потребляет всего лишь 2 товара – пиво и хлеб. Допустим, что потребитель в некоторых единицах полезности может измерять степень своего удовлетворения товаром (пиво). Первая единица дает самое большое удовлетворение (40 ед.) и имеет самую большую полезность (предельная полезность совпадает с общей). Полезность второй единицы несколько меньше – 30 ед., третьей – 20 ед.

      Общая полезность всех потребленных продуктов  составит 40+30+20 = 90 ед. Таким же путем (но в других пропорциях) складывается предельная полезность и по хлебу. Как же потребитель распределит имеющийся в его распоряжении ограниченный бюджет между двумя товарами – хлебом и пивом? На эти вопросы отвечает теория потребительского выбора. Выбор потребителя обусловлен рядом ограничений:

      - размер бюджета, которым он располагает;

      - уровень цен покупаемых товаров;

      - вкусы, которые ранжируют товары  для потребителя. Потребительский  бюджет и цены определяют, какой набор продуктов предпочтет потребитель. Если покупатель ведет себя рационально, то он должен извлечь максимальную пользу из имеющихся в его распоряжении денег, т. е. он предпочтет такое сочетание пива и хлеба, чтобы получить максимальное удовлетворение. Максимум достигается тогда, когда нельзя найти лучшего сочетания. И если купить чуть больше одного товара и чуть меньше другого, то удовлетворение покупателя будет меньшим. Это происходит в том случае, если последняя денежная единица дохода, потраченная на единицу каждого продукта, принесет одинаковую дополнительную (маржинальную) полезность. В противном случае если 1 дол., потраченный на товар А, принесет покупателю большую полезность, чем 1 дол. на товар В, покупатель, естественно, предпочтет приобрести товар А и будет это делать до тех пор, пока предельная полезность на каждый доллар, потраченный на разные товары, не сравняется. Когда потребитель достигает этого, он находится в состоянии равновесия.

Информация о работе Теория предельной полезности