Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:07, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные теоретические положения, проблематику темы, а также взгляды ученых в разные периоды времени.
Изучая данную тему, я поставила перед собой прежде всего две задачи:
доказать, что теория предельной полезности живет и поныне и выполняет не самую последнюю функцию;
определить для себя механизм поведения при выборе одного товара из двух.
Введение. 3
1. Теория предельной полезности. 4
1.1. Австрийская школа 4
1.2. Теория Вальраса 9
1.3. Теория У. Джевонса 10
2. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости . 11
2.1. Революция в теории стоимости 11
2.2. Парадокс Смита 13
2.3. Стоимость – общественное явление 14
3. Законы Госсена. Закон убывающей предельной полезности. Максимизация общей полезности 15
3.1. Законы Госсена. 15
3.2. Предельная полезность. 19
3.3. Измерение величины полезности. 27
Заключение . 31
ЛИТЕРАТУРА . 33
Равновесие потребителя наступает, когда он тратит весь доход таким образом, что предельная полезность на каждый потраченный доллар равна по любому купленному товару. В этом состоянии потребитель не склонен что-либо изменять в своем потреблении, пока какие-либо другие факторы (цены, доход, предпочтения) неизменны.
Условия равновесия потребителя показывают, что не имеет значения, в каких единицах измеряется полезность. Значение имеет лишь относительная величина предельной полезности.
Эффект замены (субституции). Когда цена товара падает, то возможны различные ситуации. Во-первых, покупатель может больше покупать товаров и услуг. Это будет равнозначно увеличению дохода, так как круг потребления теперь при снизившихся ценах расширяется. Во-вторых, более дешевые товары теперь приносят большую маржинальную (предельную) полезность на доллар. Потребитель теперь может максимизировать удовлетворение, заменяя подешевевший продукт другими продуктами, что получило название эффекта замены (субституции).
Когда цена на товары падает, люди покупают больше товаров, так как:
1)
снижение цены расширяет
2)
потребитель в этом случае
имеет тенденцию заменять
В реальной жизни, разумеется, люди не составляют таблицы и графики, чтобы выбрать способ рационального поведения, распределяя свой доход между товарами в каждом случае. Но в целом в среднем случае они это делают. Когда покупатель стоит перед выбором, имея ограниченный доход, он всегда будет выбирать наиболее рациональный (оптимальный) вариант.
Реальный процесс принятия решений каждым участником рыночных отношений несравненно более сложен, чем это следует из теории предельной полезности. Люди могут вести себя по-разному, кроме того, они выбирают не из двух, а из гораздо большего числа продуктов. Индивидуальные примеры могут дать любые случаи неразумного поведения. Но в среднем поведение потребителя рационально и соответствует законам спроса. Поэтому теория способна предвидеть поведение покупателя как общую тенденцию, как средний случай миллионов частных случаев.
До сих пор речь шла об индивидуальном покупателе. На рынке же действуют многие. Рыночный спрос поэтому представляет собой совокупный спрос, предъявленный всеми покупателями на рынке данного товара по данной цене. Если цены снижаются, рыночный спрос возрастает как из-за эффекта дохода, описанного выше, так и благодаря появлению новых покупателей, которые теперь могут позволить себе покупать продукт по более низкой цене. Если цены растут, происходит сокращение рыночного спроса.
Выгода потребителя: когда потребитель максимизирует свое потребление, потребление каждого продукта поднимается до той точки, где предельная полезность на каждый доллар (тv/р) одинакова для всех продуктов. Теория потребительского спроса показывает, что цена отражает предельную полезность.
Когда
потребитель находится в
Потребитель за каждую единицу товара платит одинаковую рыночную цену, соответствующую предельной полезности последней единицы, т. е. равную предельной полезности. Но первая единица и все последующие значат для него гораздо больше, чем последняя (и предельная полезность выше). Следовательно, на каждой единице товара потребитель получает выгоду, равную разнице предельной полезности каждой единицы товара и последней единицы (рис. 1). Поэтому чем ниже цена, тем выше выгода потребителя. Высокие цены сводят эту выгоду на нет. Потребительская выгода на каждой единице есть превышение того, что товар стоит потребителю (как он его оценивает), над тем, что он за него платит. Общая выгода потребителя равна сумме «выгод» по каждому покупаемому продукту.
Закон убывающей предельной полезности объясняет закон спроса, но он содержит в себе «слабое место» - предполагает, что потребители как-то могут подсчитать «полезность», которую они получают при потреблении различных товаров и услуг. Поскольку этого сделать невозможно, был найден другой метод определения поведения потребителя – кривые безразличия.
Этот
подход (метод) не требует, чтобы потребитель
оценивал полезность каждой отдельной
единицы потребления.
Все
точки зрения по поводу измерения
полезности можно объединить в две
группы. Одни экономисты используют так
называемый кардиналистский подход. Они
пытаются ввести различные количественные
единицы измерения полезности – денежные,
специальные, например, ютиль (от англ.
«utility» — полезность). Другие экономисты
используют ординалистский подход (от
нем. Diе Ordnung – порядок). Они полагают, что
поскольку категория предельной полезности
носит сугубо субъективный характер, т.е.
для каждого отдельного потребителя полезность
любого товара теоретически всегда индивидуальна,
то ее невозможно измерить. С их точки
зрения, целесообразно ввести «ординальную,
т.е. порядковую» величину полезности,
с помощью которой можно выяснить, уменьшилась
или увеличилась степень удовлетворения
потребности. Полезность обладает свойством
порядковой измеримости, когда альтернативные
товары могут быть ранжированы. Выбирая,
потребитель присваивает первый ранг
товару с большей для него полезностью.
Затем идет второй, третий и другие ранги.
Рассмотрим пример количественного измерения
полезности в единицах, которые называются
«ютили». Для количественного измерения
полезности предполагается, что каждый
потребитель имеет в своей голове некий
измеритель полезности – «пользометр»,
который позволяет измерить, насколько
потребитель удовлетворен. В табл.
1 представлена предельная полезность
яблок для потребителя X. Совокупная
полезность определяется сложением совокупной
полезности первой единицы (далее второй
и т.д.) и предельной полезности следующей
единицы.
Таблица
2. Количественное
измерение предельной
полезности яблок с
помощью ютилей
Единица продукта | Предельная
полезность -
MU (ютили) |
Совокупная
полезность -
U (ютили) |
Первая
Вторая Третья Четвертая Пятая |
10
6 2 0 -5 |
10
16 18 18 13 |
Итак, совокупная полезность, например, трех яблок определяется как 10+6+2=18 ютилей или совокупная полезность двух яблок плюс предельная полезность третьего яблока, т.е. 16+2=18 ютилей.
В данном примере прослеживается закон убывающей предельной полезности. Он начинает действовать с первого яблока. Каждая следующая единица обладает все меньшей полезностью сравнению с предыдущей.
Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха. В теории предельной полезности XX в., сделавшей своим основным содержанием проблему выбора потребителя, преобладающим стал ординалистский подход. Одним из его основоположников является итальянский экономист В. Парето.
В. Парето (1848—1923) исследовал проблему предельной полезности с иных позиций, чем представители австрийской школы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. В учение о предельной полезности Парето ввел ряд новых моментов. Если А. Маршалл считал еще возможным измерение предельных полезностей, то Парето выдвинул тезис о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими (или одних комбинаций товаров по сравнению с другими комбинациями товаров), выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложены кривые безразличия.
Широкое
распространение идеи ординализма
получили после появления работ
английского экономиста Дж. Хикса – «Стоимость
и капитал» (1939) и «Ревизия теории спроса»
(1956). Дж. Хикс, подобно В. Парето, считал
необходимым отказаться от абсолютного
измерения предельных полезностей и сконцентрировать
внимание на предпочтении одних товаров
другим. В. Парето и Дж. Хикс исходили из
наличия у потребителя определенной субъективной
шкалы предпочтений. В случае с двумя товарами
эти предпочтения принимают форму кривых
безразличия.
Денежный доход индивида ограничен. Поэтому потребитель будет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задача потребителя – найти такую комбинацию продуктов, которая в рамках бюджета обеспечивала бы для него максимальную полезность. На выбор потребителя влияет не только величина предельной (добавочной) полезности, содержащейся в следующих единицах, например, продукта А, но и от скольких долларов (следовательно, от скольких единиц альтернативного товара В) ему придется отказаться ради приобретения этих дополнительных единиц товара А. Например, вы предпочитаете посещение кафе с предельной полезностью в 36 ютилей просмотру кинофильма, предельная полезность которого для вас составляет 24 ютили. Но если посещение кафе стоит 12$, а билет в кино – 6$, то выбор будет сделан в пользу кино. Почему? Потому что предельная полезность в расчете на затраченный доллар составит 4 ютили в случае просмотра кино (4=24:6) и лишь 3 ютили в случае посещения кафе (3=36:12). Вывод: чтобы добавочные (предельные) полезности товаров, продаваемых по разным ценам, были сравнимы между собой, необходимо рассматривать предельные полезности в расчете на один затраченный доллар. Отношение МU/P показывает величину предельной полезности в расчете на 1 $.
Пример
(табл.2). Комбинация продуктов А
и В, максимизирующая полезность при
доходе в 10 $. Продукт А: цена = 1 $. Продукт
В: цена = 2 $.
Таблица
3. Количественное
измерение предельной
полезности яблок с
помощью ютилей
|
В какой последовательности и в какой комбинации должен купить потребитель товары А и В, чтобы максимально полезно использовать свои 10$?
Сначала следует потратить 2$ на покупку товара В, так как первая его единица имеет предельную полезность в расчете на 1$ 12 ютилей. Затем первую единицу А и вторую В. Итак, 5$ мы уже потратили. Смотрим дальше. Покупаем третью единицу товара В (предельная полезность на 1$ = 9). На оставшиеся 3 долл. покупаем вторую единицу товара А (предельная полезность на 1$ = 8) и четвертую товара В (предельная полезность на 1$. = тоже 8). Комбинация товаров, максимизирующая полезность для данного потребителя, достигается при покупке 2 единиц товара А и четырех единиц товара В.