Теория потребительского выбора

Автор: d*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности и основных особенностей теории потребительского выбора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теорию потребительского выбора и рассмотреть мотивы и поведение потребителей.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теория потребительского выбора. 5
1.1 Приоритеты и выбор потребителя. Полезность товара и ее особенности.6
1.2 Анализ кривых безразличия. 9
1.3 Бюджетная линия потребителя, состояние равновесия. Кривая "потребление-доход", "потребление-цена". 11
Глава 2. Моделирование поведения потребителя. 16
2.1 Мотивация потребителя и ее результаты. 17
2.2 Поведение потребителя и его моделирование. 25
Заключение. 27
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия теория потребительского выбора.docx

— 61.06 Кб (Скачать)

Негативные  побочные эффекты:

  • Эскалация стимулирования – успеха одной компании по мотивационным акциям достаточно, чтобы появились последователи. В дальнейшем при появлении новых акций, потребители могут отойти от вашего продукта.
  • Ослабление торговой марки – типичное представление потребителя: хороший продукт и без мотивации продастся. Чрезмерное стимулирование приводит к ослаблению спроса.
  • Спекуляция – потребители будут откладывать покупки до следующей акции.
  • Затрудненное сравнение цен – повсеместная практика мотивационных акций приводит к затруднению сравнения цен и рушит стратегию ценообразования производителя.
  • Нематериальная мотивация потребителя основывается на быстром и качественном их обслуживании, так же на отношении к ним сотрудников торговых компаний. Основным критерием контроля мотивационных программ потребителей является процент суммы, вложенной в акции от суммы дополнительно полученной прибыли.
 
 
 
 
 
 

2.2 Поведение  потребителя и его моделирование. 

     Каждый  экономический субъект в процессе своей жизнедеятельности рано или  поздно сталкивается с проблемой  доходности, под которой понимается финансовая способность приобретать  необходимые товары и услуги. Потребители, осуществляя свой выбор на рынке  готовой продукции, ориентируются  на собственные потребности, предпочтения и вкусы. Именно они, а также структура  дохода и уровень цен определяют состав потребительской корзины.

     Таким образом, поведение потребителя  можно представить как экономически сложный процесс обобщения и  анализа потенциальных потребностей и привычек, которые так или  иначе формируют величину спроса и оказывают значительное влияние  на структуру предложения на потребительском  рынке.7 Следует отметить, что экономически человек – существо рациональное, поэтому он ищет наибольшую выгоду от сделок, т. е. стремится сделать такую покупку, которая удовлетворила бы его потребности и в то же время подходила по цене. Здесь не последнюю роль играет система относительных цен. Это означает, что потребитель между двумя товарами, одинаковыми по всем качественным характеристикам, но различающимися по цене, непременно выберет более дешевый.

     Полезность  блага характеризует его важность, необходимость в приобретении для  экономического субъекта. Соответственно товары, которые направлены на удовлетворение первичных потребностей, наиболее полезны. Но по закону Г. Госсена получается, что, осуществляя процесс потребления, экономический субъект первоначально  получает наибольшую полезность и удовлетворение, а затем с каждой дополнительной единицей блага – все меньше и  меньше, и в момент насыщения полезность составляет величину, равную нулю.

В связи  с этим можно сказать, что потребительское  поведение может быть изучено  с точки зрения определенных факторов. Это позволит составить общую  модель рационального потребителя:

     1) субъект всегда стремится к  рациональности на основании  существующих потребностей, он принимает  решение, ставит цель и пытается  извлечь максимальную пользу  из своих действий;

     2) экономический выбор осуществляется  исключительно на основе потребительских  предпочтений и возможностей, и  как факт, совершаются торговые  сделки на рынке товаров и  услуг;

     3) наличие бюджетных ограничений.  Покупатель, приобретая товары и  услуги, рассчитывает только на  денежную сумму своего дохода  или сбережений. Порой эта величина  сильно ограничивает субъекта  в выборе, особенно если заработная  плата или другие факторные  доходы не соответствуют динамике  цен в стране и уровню жизни; 

     4) важным условием покупки является  ее доступность по цене, а также  существующее противоречие между  ценой и качеством. Стремление  купить более дешевый товар  не всегда оборачивается выгодой  для потребителя, поскольку такой  товар может иметь отрицательные  характеристики, вредные для здоровья. Однако существует ряд случаев,  когда цена не отвечает за  качество, например, распродажи, скидки  и другие программные акции  фирм-производителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Овладеть  умением понимать и управлять  поведением потребителя, "узнать покупателя" не так просто. Потребитель нередко  говорит о своих желаниях и  потребностях одно, а, оказавшись в  супермаркете, покупает нечто совершенно другое. Покупатель просто не осознает побудительных мотивов такой  покупки, может передумать в последнюю  минуту.

     Изучение  потребительского выбора - сложная наука. В своей работе я изложила основные  принципы теории потребительского выбора.

     Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических  факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность  покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и  покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое  указывает, что общий расход должен быть равен доходу.

     Бюджетная линия показывает все возможные  комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены  потребителем при данном уровне цен  на товары или услуги и при фиксированной  величине денежного дохода.

     Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество  потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя  и выбор среди которых бесполезен для потребителя.

     Точка пересечения линии ограничения  по бюджету и кривой безразличия  называется равновесной точкой, которая  показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.

     Под мотивацией понимается совокупность процессов, побуждающих, направляющих и поддерживающих поведение. Мотивация является самым эффективным способом, способствующим продвижению товаров на рынок и развитию компании. Это тот фактор, который не дает останавливаться предприятию на месте. Основной целью мотивации потребителей является изменение поведения с целью потребления товаров и услуг.

     Поведение потребителей определяется как действия, которые предпринимают люди во время  приобретения, потребления товаров  и услуг, а также освобождения от них.

     Таким образом, можно смело сказать, что  по данной теме курсовой работы извлечены  ключевые моменты, которые дают нам  наиболее четкую картину о проблемах, с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведениепотребителя под влиянием каких-то определенных факторов и чем мотивируется его  выбор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

     
  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт  – Издат, 2007.
  2. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». №6 / 2002
  3. Журнал "Управление Сбытом" №1 январь 2007 года. Мотивация: виды, методы и контроль.

     4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб.- 3-е изд., испр. – М.: Дело.

     5. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). М., 2004.

     6. Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008

     7. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учеб.пособие. - М., 2005.

     8. Малышев Б.С. Теория предельной полезности (потребитель на рынке товаров и услуг): Учебное пособие / Амурский гос. ун. – Благовещенск, 2008.

     9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Издательство НОРМА, 2002.

     10. Савин К.Н. Экономическая теория: введение в экономический анализ: Курс лекций. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.

     11. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2 и 3. Микроэкономика: Учеб.пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2004.

     12. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА»,

     13. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2006.s

     14. Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред. акад. В.И. Видябина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003.

     15. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: ИНФРА-М, 2005.

     16. http://www.study-economics.ru/

Информация о работе Теория потребительского выбора