Теория потребительского выбора

Автор: d*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности и основных особенностей теории потребительского выбора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теорию потребительского выбора и рассмотреть мотивы и поведение потребителей.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теория потребительского выбора. 5
1.1 Приоритеты и выбор потребителя. Полезность товара и ее особенности.6
1.2 Анализ кривых безразличия. 9
1.3 Бюджетная линия потребителя, состояние равновесия. Кривая "потребление-доход", "потребление-цена". 11
Глава 2. Моделирование поведения потребителя. 16
2.1 Мотивация потребителя и ее результаты. 17
2.2 Поведение потребителя и его моделирование. 25
Заключение. 27
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия теория потребительского выбора.docx

— 61.06 Кб (Скачать)
 
 

Кафедра  экономики и управления 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ     РАБОТА

 
 

По  дисциплине: «Экономическая теория» 

На  тему: « Теория потребительского выбора» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 

Введение. 3

Глава 1. Теория потребительского выбора. 5

     1.1 Приоритеты и выбор потребителя.  Полезность товара и ее особенности.6

     1.2 Анализ кривых безразличия. 9

     1.3 Бюджетная линия потребителя,  состояние равновесия. Кривая "потребление-доход", "потребление-цена".                                                               11 

Глава 2. Моделирование поведения потребителя.                                                 16

     2.1 Мотивация потребителя и ее  результаты.                                               17

     2.2 Поведение потребителя и его  моделирование.                                      25

Заключение.                                                                                                              27

Список  используемой литературы.                                                                        29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В данной курсовой работе будет рассмотрена  тема "Теория потребительского выбора".

     Потребительский выбор в качестве ведущего показателя уровня жизни по своему содержанию являются процессам не только упорядочивания, но и ограничения средств удовлетворения потребности. Потребительский выбор  является процедурой устранения неопределённости отношений потребителей к множеству  товаров и услуг, которые предлагаются производством. Поэтому потребительский  выбор может быть охарактеризован  перечнем и соотношением выбираемых товаров и услуг. Как процесс  устранения неопределенности потребительский  выбор характеризуется определённым разнообразием или информацией. Поэтому потребительский выбор  является одновременно специфической  деятельностью, которая может быть охарактеризована рядом информационных характеристик, таких как разнообразие выбора, избыточность выбора, свобода  выбора.

     Актуальность  выбранной темы состоит в том, что проблема потребительского выбора в рыночной экономике одна из центральных. Она непосредственно связана  с изучением поведения потребителя  и того влияния, которое потребительский  выбор оказывает на принятие предпринимательских  решений в условиях ограниченности ресурсов и необходимости их эффективного использования для удовлетворения растущих потребностей. В этом смысле теория потребительского выбора служит исходным пунктом микроэкономического  анализа как основы принятия жизненно важных решений. К их числу можно  отнести , например, принятие решений  по вопросам: что из множества товаров  и услуг можно производить  и потреблять, как, сколько и для  кого производить и т.д.

     Теория  потребительского выбора исследует  компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее  количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей.

     Целью работы является исследование сущности и основных особенностей теории потребительского выбора.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  изучить  теорию потребительского выбора и рассмотреть  мотивы и поведение потребителей.

     Работа  состоит из двух глав: Теория потребительского выбора; Моделирование поведения  потребителя .

     В первой главе исследуется понятие  потребительского спроса и приоритеты и выбор потребителя. Полезность товара и ее особенности, анализ кривых безразличия, бюджетная линия потребителя, состояние равновесия, кривая "потребление-доход", "потребление-цена".           

     Во  второй рассматривается мотивация  потребителя и ее результаты, а  так же поведение потребителя  и его моделирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теория потребительского выбора. 

     В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить  ту или иную потребность. Каждый индивид  имеет свои собственные предпочтения. Рыночный спрос суммирует эти  индивидуальные предпочтения, так как  потребители выражают свои желания  путем распределения своих доходов  между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения  на рынке. Такая способность потребителя  воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя. Суверенитет  потребителя - способность воздействия  потребителя на производителя путем  свободного выбора товара на рынке.

     Свобода потребительского выбора очень важна. Ее ограничение может лишить возможности  покупателя приобрести конкретный товар  на рынке и повлиять на его производство. Решения будет приниматься административным путем и могут привести к кризису. Свобода выбора может быть искажена в результате:

  • следования потребителя за большинством покупателей;
  • стремления потребителя выделиться из общей среды;
  • настойчивой демонстрации престижного потребления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Приоритеты  и выбор потребителя. Полезность товара и ее особенности.
 

     Как рациональный экономический субъект  потребитель основной целью своей  хозяйственной деятельности ставит максимизацию полезности потребления  в условиях ограниченности ресурсов, в том числе и дохода. Он всегда стремится получить как можно  больше благ для собственного потребления, имея при этом минимальные издержки. Рациональный выбор потребления  – основа потребительской теории. При реализации принятого решения, касающегося состава потребительской  корзины, экономический субъект  всегда обращает внимание на современную  рыночную ситуацию, поэтому руководствуется  следующими факторами.

     1. Потребительские предпочтения. Покупатель  в своем выборе прежде всего  опирается на собственные предпочтения, вкусы и желания, поскольку  именно они в первую очередь  определяют состав его потребительской  корзины. Однако такая встроенная  структура рынка, как реклама,  способна вызывать искусственные  потребности. В результате этого  экономический субъект приобретает  те товары, в которых он совсем  не нуждается, но которые активно  рекламируются с лучшей стороны  на телевидении и в СМИ.

     2. Рациональность выбора. Потребитель  на рынке стремится к покупке  такого набора благ, полезность  от потребления которых была  бы максимальной. Это может быть  достигнуто в том случае, когда  потребитель делает свой выбор  осознанно, при этом учитывая  возможную полезность различных  альтернативных благ.

     3. Бюджетные ограничения. Субъект  и его выбор всегда ограничен  величиной дохода, которым он  располагает на определенный  момент времени. Именно в этих  рамках за вычетом денежной  суммы на сбережения он и  приобретает те или иные блага.  Иными словами, по первому экономическому  закону доход всегда ограничен,  а потребности человека имеют  свойство бесконечного роста,  поэтому покупатель вынужден  ограничиваться в своих желаниях.

     4. Относительность цен. На совершенном  рынке непременным условием получения  предпринимателем его прибыли  являются цены на товары и  услуги, установленные в результате  соотношения спроса и предложения.  Цены являются определяющим фактором  осуществления потребительского  выбора, поэтому также оказывают  большое влияние на величину  рыночного спроса. Особенно важна  система относительных цен, иными  словами, потребитель выберет  из всех качественных товаров  более дешевый, из однородных  по цене – более качественный. Этим определяется рациональность  потребителя, его желание осуществить  максимально полезный выбор.

     Полезность  товара - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления товара; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства товара.1

В экономической  теории предполагается, что потребитель  товара каким-то образом определяет степень полезности от потребления товара, а, зная полезность разных товаров, он может сделать выбор из различных товаров. Этот выбор товаров должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

        Потребляя разные количества  одного и того же товара, мы замечаем, что чем больше товаров потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного товара. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий еще меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества товаров. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.

     Предельная  полезность любого товара представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого товара.2

     Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением  количества потребляемого товара и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого товара. С увеличением количества потребляемых товаров общая величина полезности товаров (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица товара добавляет уменьшающуюся величину полезности.

     Закон убывающей предельной полезности состоит  в том, что с увеличением количества потребляемого товара предельная полезность товара уменьшается.

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется  потребитель, выбирая такой потребительский  набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене товара и при данном доходе потребителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  кривых безразличия.
 

     Любой экономический субъект в процессе своей жизнедеятельности, так или иначе, в определенный момент времени выступает потребителем товаров и услуг, факторов производства и иных благ. Сами производители товаров и услуг в процессе своей деятельности вынуждены закупать необходимые материальные ресурсы и фактор «рабочая сила» на рынке факторов производства. Покупатель согласно собственным предпочтениям, вкусам, уровню дохода предъявляет спрос на рынке товаров и услуг на нужную ему продукцию, что является фактором, определяющим масштабы производства.

     Потребление, как известно, имеет качественные ограничения, основным из которых является платежеспособность. Имея определенную величину дохода, экономический субъект  вынужден регулярно планировать  состав потребительской корзины, т. е. выбирать те товары и услуги, которые  наиболее необходимы ему сегодня  и которые он в состоянии оплатить исходя из своих возможностей. Таким  образом, для изучения большинства  микроэкономических явлений, которые  непосредственно связаны с проблемой  рационального выбора потребляемых благ, используются кривые безразличия.

     Кривая  безразличия представляет собой  линию, которая содержит в себе все  комбинации товаров и услуг, дающих одинаковую полезность.3 Иными словами, потребителю все равно, какое соотношение предпочесть.

     Будем считать, что субъект имеет строго регламентированную величину дохода, и большая его часть за определенный временной период тратится именно на потребление. Для простоты примера  предположим, что потребление строится на основе двух благ: А и Б. Любому благу потребитель дает оценку с  точки зрения полезности, поэтому  всегда существует такая комбинация этих товаров, полезность которой будет  одинаково высока. Из принципа Парето-эффективности  следует, что, потребляя одно благо  в меньшем размере, имеешь возможность  потребить другое в большем. При  этом абсолютно неважно, как будет  строиться комбинация, поскольку самое главное – это максимальное удовлетворение существующих потребностей. Иными словами, экономическому субъекту все равно, потребит он 3 единицы блага А и 4 – блага Б или наоборот, лишь бы они максимально полно удовлетворяли его потребности.

Информация о работе Теория потребительского выбора