Теория индустриально-технологической трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Вторая половина XX века была насыщена социальными, технологическими трансформациями, радикально изменившими облик цивилизации. Пытаясь осмыслить эти масштабные перемены, философы, экономисты и социологи создали ряд оригинальных концепций, показывающих внутреннюю логику общественного прогресса и определяющих его ближайшие перспективы.

В конце 50-х годов в социально-экономической науке заметно увеличилось влияние институционализма. Это было связано, прежде всего, с НТР и ее последствиями в экономике, с изменением роли государства в обществе. В теории огромное значение начинают придавать роли технических факторов в развитии производительных сил, что становиться основой для объяснения трансформации капитализма и разработки теорий индустриального, постиндустриального и информационного обществ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. ….3

Раздел 1. Эволюция научных идей о постиндустриальном обществе……….…5

§ 1.1. Основы методологии постиндустриального общества.............................5

§1.2. Принципы и признаки постиндустриального общества …………………6

§1.3. Теория научно-технического прогресса…………………………………...8

Раздел 2. Теории постиндустриального общества …….…………....................12

§ 2.1. Теория индустриального общества Дж. Гэлбрейта…………………..…12

§ 2.2. Концепция постиндустриального общества Дэниела Белла ………...…14

§ 2.3. Общество «Третьей волны» А. Тоффлера……………………………….17

§ 2.4. Роль наука в постиндустриальном обществе………………………….....20

Раздел 3. Внутренние противоречия модели "догоняющего" развития..…23

Заключение…………………………………………………………………….......29

Список литературы…...…………………………………………………….....….30

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь3.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

экономика - эффективностью, политическая система - принципом равенства,

культура - принципом самореализации личности.

Для современного капитализма, считает Белл, характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий в западном обществе.[1]

Главное исследование, над которым он работал свыше тридцати лет, то есть практически всю свою творческую жизнь, было посвящено, прежде всего, технико-экономической сфере постиндустриального общества, влияние которой на другие стороны жизни огромно и в целом определяет обозримое будущее. Белл делает акцент на рационализации и согласовании реальных процессов в самом обществе. Триада «доиндустриальное-индустриальное-постиндустриальное» проводится им лишь с целью разграничения трех важнейших этапов социального развития, а не для обоснования необходимости постиндустриального общества как такового.

«Постиндустриальное общество, - пишет он, - не замещает индустриальное так же, как индустриальное не ликвидирует аграрный сектор экономики, более поздние общественные явления накладываются на предыдущие слои, стирая некоторые черты и наращивая ткань общества как единого целого». Белл приводит многочисленные примеры, подтверждающие, что на смену индустриальному приходит новое, коренным образом отличающееся от него состояние общества.

Смысл концепции постиндустриального общества может быть легче понят, если указать на следующие, по мнению Белла, исходные первостепенные измерения и компоненты:

сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг;

сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников;

осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе;

предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности;

процесс принятия решений: создание "новой интеллектуальной технологии".

В основу своей концепции Белл положил идею, что новое общество будет определяться в своих главных чертах развитием науки и знания. Причем наука и знание будут приобретать со временем все более возрастающее значение. Он считает, что постиндустриальное общество представляет собой общество знания в двояком смысле:

во-первых, источником инноваций все в большей мере становятся исследования и разработки;

во-вторых, прогресс общества, измеряемый возрастающей долей ВВП и возрастающей частью занятой рабочей силы, все более однозначно определяется успехами в области знания.

Становление постиндустриального общества происходит, утверждает он, точно так же, как в свое время индустриальное общество возникло из аграрного. Если родоначальником  капитализма было простое товарное производство, то базой нового общественного строя является наука. В процессе рационализации производства наука "растворяет" капиталистические отношения, как прежде меновая экономика разложила феодальные. [2]

Теория постиндустриального общества представляет собой не конкретный прогноз будущего, а теоретическое построение, основанное на зарождающихся признаках нового общества.

Теория Белла не просто гипотеза будущего, как бы ни была она привлекательна, а максимально возможное реалистическое описание вовлечения человеческого общества в новую систему социально-экономических, научно-технических и культурно-этических отношений. Белл исходит из того непременного факта, что, чем более экономически развита страна, тем все меньше во второй половине XX века и особенно на рубеже века XXI трудовая деятельность людей сосредоточивается в промышленности.

Благодаря всё возрастающему удельному весу знания в каждом объекте процесса производства для добычи, изготовления и перемещения всевозможных товаров и услуг с каждым годом требуются всё уменьшающиеся затраты энергии, материалов, капиталов и труда. Современное производство отличается тем, что главные затраты в нем приходятся преимущественно на капиталовложения, причем, чем дальше, тем больше - на капитал человеческий, на знания, носителем которого становятся как сами люди, так и их орудия производства. Этот процесс будет носить постепенно нарастающий характер.

Экономическая деятельность будет требовать всё большего использования человеческого интеллекта, систематизированного знания. При этом Белл возражает против замены понятия "знание" понятием "информация", поскольку информация по своему содержанию далеко не исчерпывает все сложные проблемы теоретического знания, науки. Теоретическое знание становится основой создания и применения новой технологии, технологии инноваций. Причем главным элементом новой интеллектуальной технологии является всеобщая компьютеризация производства, научной деятельности и общения между людьми во всех сферах их жизни. Согласно Беллу, в обозримом будущем нельзя ожидать единообразия в социально-экономическом и технологическом облике мира. Мир в будущем столетии отнюдь не станет повсеместно либеральным и гомогенным, а останется гетерогенным и плюралистичным.

Постиндустриальное общество - это вовсе не завершающая стадия развития всех стран, хотя многие из них могут ее достичь. Продвижение по пути к открытому обществу в масштабах планеты может и должно стать целью западных стран лишь после того, как они в своих пределах преодолеют нарастающий социальный конфликт, возникающий между новым господствующим классом постиндустриального общества - классом интеллектуалов - и так называемым низшим классом, рекрутируемым из того населения, что остается за рамками информационного сектора экономики. Именно это новое социальное деление представляет собой подлинный источник напряженности, проявившейся сегодня в мировом масштабе в виде кризиса индустриального производства на фоне расцвета информационного хозяйства.[2]

Главная заслуга Белла состоит не столько в перечислении новых тенденций развития общества, сколько в том, что ему удалось выявить их внутреннюю связь, взаимозависимость, без чего его концепция оставалась бы, как в случае многих других футурологов, лишь разрозненной суммой иллюстраций.

2.3. Общество «Третьей волны» А. Тоффлера

Новые идеи 80-х годов об основных тенденциях развития общества представил американский социолог А. Тоффлер в книгах «Щок будущего» и «Третья волна» (1980). Они оказали большое влияние на западное общество убедительно развитой мыслью, что происходящие потрясения - это не просто «вторая промышленная революция» или переход к «экономике услуг», а нечто неизмеримо большее - рождение принципиально новой, неведомой людям цивилизации.

Согласно общеисторической схеме, предложенной в этой работе, «сельскохозяйственная цивилизация», именуемая «первой волной», на заре Нового времени «отхлынула», уступив место «второй волне» - «индустриальной» цивилизации. На смену ей в условиях чрезвычайных изменений в обществе конца XX века приходит «третья волна» - грядущая цивилизация.

В своей работе А. Тоффлер сопоставляет «вторую» и «третью» волны, т.е. «индустриальную» и грядущую стадии общественного развития. Это сопоставление проводится им на разных уровнях: экологическом, научно-техническом, экономическом, социально-организационном, политическом, культурном. Эпоха «второй волны сохраняющегося еще сегодня характеризуется борьбой с природой, «разбазариванием» невосстанавливаемого капитала природы - угля, газа, нефти, леса и т.д. Это эпоха гигантского прогресса механической и электромеханической техники, в которой решающими отраслями производства являются машиностроение, электромашиностроение, химическая индустрия. «Основной принцип научно-технического и промышленного развития: неограниченный рост во имя роста» - пишет Тоффлер.[14]

Совершенно иные принципы и отношения  лежат в основе «третьей волны», т.е. общества будущего, которое зарождается уже сегодня. Борьба с природой заменяется сотрудничеством с нею. Общество ориентируется на возобновляемые источники энергии и активный их поиск. Используемая техника строится на основе знаний, выходящих из научных лабораторий. Ведущими областями науки и техники становятся квантовая электроника, информатика, молекулярная биология, наука о космосе, экология и океанология. Основным принципом развития этого общества становится рост, но ограниченный и сбалансированный.

В обществе «третьей волны» производство в его традиционном понимании занимает все меньшее количество рабочего времени в пределах заводских цехов. Между тем возникает феномен, при котором производство распространяется за пределы предприятия благодаря созданию условий для домашней работы, выполняемой в свободное время, которая все чаще совершается под влиянием нематериальных стимулов, отнюдь не характерных для традиционного труда «индустриального общества».

В соответствии с вышеуказанными принципами нового общества происходит перестройка деятельности в сфере образования и культуры «учреждения образования и культуры в индустриальном обществе, - считает Тоффлер, - были построены по типу фабрики и соответственно массовизированы». В своих работах Тоффлер проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции и чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед, но следует помнить, что развитие науки и техники осуществляется рывками- волнами.

Тоффлер писал: «Мы - последнее поколение старой цивилизации и первое поколение новой. Новая цивилизация сейчас зарождается в наших жизнях. Это явление, обладающее огромной взрывчатой силой, столь же глубокое, как и Первая Волна перемен, вызванная 10000 лет назад становлением сельского хозяйства, или как потрясающая Вторая Волна перемен, связанных с промышленной революцией. Мы - дети грядущей трансформации, то есть Третьей Волны».  

«До сих пор человечество пережило две великие Волны перемен, каждая из которых практически упраздняла предыдущие культуры или цивилизации и создавала условия жизни, немыслимые для тех, кто жил раньше. Первая Волна - это аграрная революция. Вторая Волна - становление индустриальной цивилизации. И сегодня новая цивилизация входит в нашу жизнь, но многие пока не различают ее и стараются подавить. Третья Волна проникает всюду, она приносит с собой новые семейные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политические конфликты и, кроме того, изменения в сознании. Человечество стоит перед гигантским прыжком вперед».

Тоффлер говорит о следующих признаках современного постиндустриального общества:  

      Информационный капитал. Знания становятся основой экономики. Опровергаются классические трудовые теории стоимости. Меняются методы оценки корпораций: в отличие от капитала индустриального общества, где стоимость организации складывается из стоимости зданий, оборудования, товаров, капитал Третьей Волны по преимуществу нематериален.

      Индивидуализация. Касается всего потребления и производства. Отмирание серийного производства, массового потребления, массового унифицированного образования.

      Работа. Трансформация "труда" в творчество. Отмирание больших объемов массовой и легко воспроизводящейся деятельности, присущей экономике Второй Волны.

      Инновационный характер жизни в целом. "Конкурентоспособно только обновляющееся".

      Организация. Взамен пирамидальных, монолитных структур управления Второй  Волны ищутся и находятся ситуативные, матричные, сетевые способы управления; управление в рамках временных коллективов, рабочих групп. Сохранение и повышение мобильности работающих групп с одновременным нарастанием гибкости управления.

      Ускорение. "Старая пословица "Время - деньги" изменяется в сторону смысла: "каждый следующий час дороже предыдущего". [14]

Основные реалии, определяющие код индустриальной эпохи, - стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация, централизация, отчуждение. При этом будущее соединяет в себе факторы невероятных ускорений «деньги обращаются со скоростью света, но для передачи информации эта скорость уже недостаточна». Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники этой теории связывают его становление с преобладанием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами».

Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную и промышленную революции.

Тоффлер исследует общественные изменения как прямой рефлекс технического прогресса. Он анализирует различные стороны общественной жизни, но при этом ставит приоритет на  преобразования в техносфере. Он много и пространно рассуждает о том, что техника должна соответствовать экологическим и социальным критериям.

Постиндустриальный строй сам по себе внутренне связан всеми своими структурами. Раз есть социальные гарантии, значит, сохраняет свое значение государственное регулирование. Без частного сектора нет конкуренции и, стало быть, нет динамики. Нельзя обойтись и без демократии, ибо только она может быть инструментом взаимного согласования всех сторон. Однако и это показано в работе Тоффлера, демократия должна развиваться дальше.[15]

Таким образом, Тоффлеру сильнее и ярче, чем другим исследователям, удалось выразить важную особенность новой социальной парадигмы: устойчивое и нарастающее ощущение того, что мир стоит на пороге больших, невиданных перемен. Речь идет не просто о линейной эволюции, не о постепенном улучшении того, что уже есть сегодня, но о приближении качественно нового состояния общества.  Из всего выше изложенного  можно заключить, что меняются все стороны жизни общества.                                                                                                            

Информация о работе Теория индустриально-технологической трансформации