Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы налоговой системы государства, сущность, принципы, функции и классификацию налогов.
2. Сделать анализ тенденции развития налоговой системы.
3. Выявить существующие проблемы в налогообложение.
4. Изучить перспективы налоговой системы.
5. Предложить пути оптимизации по совершенствованию налогового законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации….
1.1 Понятие налоговой системы Российской Федерации…………………
1.2 Сущность, принципы и функции налогов……………………………..
1.3 Классификация налогов и их виды…………………………………….
2. Современное состояние налоговой системы РФ………………………...
2.1 Тенденция развития и реформирования налоговой системы………..
2.2 Проблемы налогообложения в России…………………………………
2.3 Перспективы налоговой системы государства………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 63.30 Кб (Скачать)

     2.3 Перспективы налоговой  системы государства 

     Налоговая реформа должна носить комплексный, всеобъемлющий характер.

     Главная тема последних месяцев – мировой  финансовый кризис. На данный момент для  бюджетной сферы России наиболее значимым событием в контексте финансового  кризиса стало принятие постановления  правительства РФ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы  Российской Федерации», которое предусматривает  инвестирование средств Фонда национального  благосостояния в российские финансовые организации. Но уже сейчас становится ясно, что бюджет России в 2009 году будит  беспрофицитным, а, скорее всего и дефицитным, хотя месяцем ранее проект федерального бюджета РФ осуждался в Государственной думе без корректировки макроэкономических показателей. В новых условиях правительством планируется заново оценить темпы роста экономики и скорректировать прогнозы поступления доходов в бюджет.

     Согласно  постановлению при размещении средств  Фонда национального благосостояния на депозитах в государственной  корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» должны выполняться следующие требования:

     а) средства могут размещаться на депозитах  в российских рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов;

     б) максимально допустимая совокупная сумма, в пределах которой средства могут размещаться на депозитах  в российских рублях, составляет 625 млрд. руб. При этом до 175 млрд. руб. может  быть размещено на депозитах, суммы, сроки и иные существенные условия  по которым определяются Министерством  финансов РФ. До 450 млрд. руб. может быть размещено на депозитах при соблюдении следующих требований: средства должны быть возвращены не позднее 31 декабря  2019 г., уплата процентов от размещения средств в течение всего срока осуществляется ежеквартально по ставке 7 процентов годовых.

     в) размещение средств на депозитах  осуществляется Федеральным казначейством  по решению Министерства финансов РФ.

     На  десятом съезде партии «Единой России» 20 ноября были объявлены дополнительные инициативы, которые планируется  осуществить в ближайшее время:

      - В.Путин сообщил, что налог на прибыль с 1 января 2009 г. будет снижен на 4 процентных пункта 16. По мнению А.Кудрина, экономический эффект от такого снижения налога оценивается в 400 млрд. руб. Финансирование налоговых новаций будет осуществляться без сокращения расходов федерального бюджета, а за счет Резервного фонда. Оценивая в целом налоговые новации, предложенные премьер-министром РФ, А.Кудрин подчеркнул, что они являются своевременными и использование средств Резервного фонда необходимо для прохождения «сложных лет»;

     - планируется увеличение амортизационной  премии с 10% до 30%, что даст российским  предприятиям дополнительно до 100-150 млрд. руб. в год;

     - Правительство РФ окажет дополнительную  помощь российским регионам, которые  в результате кризиса теряют  существенные суммы в бюджетных доходов. Эта помощь будет также оказываться из резервного фонда;

     - предложено увеличить с 1 января 2009 года максимальный размер пособия  по безработице на 1500 рублей - до 4900 руб. Суммарные выплаты по  пособиям по безработице в  России в 2009 году составят около  30 млрд. руб.;

     - Правительство намерено выкупить  у застройщиков более 40 тысяч  типовых квартир и готово выделить  на эти цели дополнительно  83 млрд. руб.

     - Правительство, дополнительно к  ранее выделенным средствам, направит  в ближайший месяц еще несколько  сотен миллиардов рублей на  преодоление последствий мирового  финансового кризиса. Всего правительство  РФ выделяет на эти цели  до 5 триллионов рублей.

     Расходы федерального бюджета на 2009 г сокращаться не будут. В среднесрочной перспективе правительство ожидает восстановления темпов экономического роста и, как следствие, увеличения налоговых поступлений в федеральный бюджет.

     Вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин прогнозирует, что пик мирового финансового  кризиса придется на 2009 г. и он станет самым трудным за последние 10 лет, а в 2010 г. ситуация начнет улучшаться. Именно на 2009 год, придется сокращение спроса на российскую продукцию: нефть, газ, металлы, оборудование, зерно, продукцию химии.

     Система налогообложения должна учитывать  инфляцию.

     Федеральная налоговая служба начала по-своему бороться с кризисом. Как стало  известно «УНП», при центральном  аппарате ФНС и во всех региональных управлениях создаются специальные  «ситуационные центры».

     Представляют  они собой, по сути, новую разновидность  налоговых комиссий. Они будут  заниматься теми компаниями, которые  в условиях кризиса заметно понижают свои налоговые платежи. Правда, крупных  налогоплательщиков налоговики собираются «поддержать».

     Итак, чтобы спасти план по сбору налогов  от кризиса, в ситуационных центрах прежде всего собираются следить за банками, которые задерживают перечисление налогов в бюджет, а также за теми налогоплательщиками, которые через такие банки платят налоги. Более того, руководителей компаний начнут вызывать в центры «для дачи пояснений».

     Туда  же вызовут представителей компаний с другими опасными, с точки  зрения налоговиков, признаками.

     Наконец, на особом контроле будут держать  крупных налогоплательщиков региона. Если их налоговые поступления начнут уменьшаться, то руководство также  вызовут на заседание ситуационного  центра. Правда, налоговики собираются при этом обсудить, как можно помочь значимому налогоплательщику, если налоги снизились действительно  из-за кризиса.

     Состав  ситуационных центров сформируют из сотрудников, умеющих «оперативно  принимать решения в нестандартных  ситуациях». Первыми о создании такого центра отчитались специалисты УФНС по Тверской области.

     Когда вызовут на «антикризисную» комиссию:

     1. резко снижен объем уплачиваемых  налогов;

     2. снизились выплаты по ЕСН, НДФЛ  и взносам;

     3. подали «уточненку» с уменьшением налога к уплате более чем на 30%;

     4. на фоне роста «дебиторки» и снижения прибыли увеличились затраты в капвложения либо, наоборот, выведены активы.

     В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством  финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы  формирования налоговой политики в  стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством РФ в марте 2007года.

     Помимо  решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления  налоговой политики в Российской Федерации» на трехлетний период позволяют  определить для всех участников налоговых  отношений среднесрочные ориентиры  в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической  деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то обстоятельство, что «Основные направления налоговой  политики» не являются нормативным  правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о  налогах и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок  приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

     В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики остаются такими же, какими они и  были запланированы на период 2008 - 2010 годов - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в  области увеличения налогового бремени.  

     С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с  учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной  перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях: 
1. сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы; 

     2. унификация налоговых ставок, повышение  эффективности и нейтральности  налоговой системы за счет  внедрения современных подходов  к налоговому администрированию,  оптимизации применяемых налоговых  льгот и освобождений, интеграции  российской налоговой системы  в международные налоговые отношения.  

     Введенные в действие к настоящему времени  основы российской налоговой системы  были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области  налоговой политики. Вместе с тем  эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует  нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.  
Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

     Таким образом, настоящие «Основные направления  налоговой политики на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов» составлены с учетом преемственности базовых целей и задач, поставленных в документе, определяющем стратегию налоговой реформы на 2008 - 2010 годы. 
 

 

     

Заключение 

     Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы  налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

     Налоги  можно классифицировать по методу взимания на прямые и косвенные; по характеру  налоговых ставок – на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные; по объектам поступления – на федеральные, региональные и местные.

     Налоги  выполняют следующие важные функции: фискальную, распределительную и  контрольную. Принципы налогообложения можно свети к следующим: налоги должны быть установлены законом и обязательны к уплате; налоги и их размеры должны быть справедливыми с точки зрения общества; расчет и процедура уплаты налогов должны быть понятны и удобны для налогоплательщиков и экономичны для налоговых агентов.

     Анализ  реформаторских преобразований в области  налогов в основном показывает, что  выдвигаемые предложения касаются отдельных элементов налоговой  системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).

     По  простоте уплаты налогов Россия в 2007-2008 годах заняла 134-е место, пропустив  вперед себя большинство развитых и  развивающихся государств в мире. Об этом говорится в докладе аудиторской  компании PricewaterhouseCoopers, разработанным совместно с Международным валютным фондом и Всемирным банком. Годом ранее Россия находилась на 130-м месте. По времени, которое необходимо потратить на уплату налогов, Россия заняла и вовсе 155-е место. Зато количество налогов в России не так велико - в рейтинге по этому показателю Россия вышла на 70-е место в мире. По общей сумме налогов России досталось 123-е место.

     Для сравнения, Украина заняла 180-е место  по легкости проведения налоговых платежей и 172-е - по количеству времени, потраченному на уплату. Лидером рейтинга по обоим  показателям стали Мальдивы. В  десятку же в основном вошли ближневосточные  страны, например, Кувейт, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты.

Информация о работе Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации