Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы налоговой системы государства, сущность, принципы, функции и классификацию налогов.
2. Сделать анализ тенденции развития налоговой системы.
3. Выявить существующие проблемы в налогообложение.
4. Изучить перспективы налоговой системы.
5. Предложить пути оптимизации по совершенствованию налогового законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации….
1.1 Понятие налоговой системы Российской Федерации…………………
1.2 Сущность, принципы и функции налогов……………………………..
1.3 Классификация налогов и их виды…………………………………….
2. Современное состояние налоговой системы РФ………………………...
2.1 Тенденция развития и реформирования налоговой системы………..
2.2 Проблемы налогообложения в России…………………………………
2.3 Перспективы налоговой системы государства………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 63.30 Кб (Скачать)

     4. налоговая ставка – величина  налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы;

     5. порядок исчисления налога;

     6. порядок и сроки уплаты налога;

     7. налоговые льготы.

     Налоги, как правило, выполняют 3 функции:

     1. фискальная функция – финансирование  государственных расходов. У государства  есть традиционные функции –  содержание органов государственного  управления, армии, судебных и  правоохранительных органов, охрана  окружающей среды, поддержка инфраструктуры, а также современные функции  – социальные, культурные, научные.  На выполнении этих традиционных  и современных функций и приходится  часть государственных расходов;

     2. распределительная функция - налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов;

      3. контрольная функция налогов  выступает своего рода защитной  функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. 

     1.3 Классификация налогов  и их виды 

     1. По механизму формирования налоги  подразделяются на прямые и  косвенные: прямые налоги, которые  взимаются непосредственно с  имущества и доходов налогоплательщика;  косвенные налоги, которые включаются  в цену товара и услуг. К  косвенным налогам относят НДС,  акцизы и таможенные пошлины.

     2. В зависимости от органов, которые  имеют право устанавливать, изменять  и контролировать налоги:

     - федеральные налоги России. Они  действуют на территории всей  страны и регулируются общероссийским  законодательством, формируют основу  доходной части федерального  бюджета и, поскольку это наиболее  доходные источники, за счет  них поддерживается финансовая  стабильность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как  и в других странах, наиболее  доходные источники сосредоточиваются  в федеральном бюджете. В соответствии  с законом «О налоговой системе»  в Российской Федерации существуют  следующие федеральные налоги: Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

     1) налог на добавленную стоимость;

     2) акцизы;

     3) налог на прибыль (доход) организаций;

     4) налог на доходы физических  лиц;

     5) единый социальный налог;

     6) государственная пошлина;

     7) налог на добычу полезных ископаемых;

     8) сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

     9) водный налог;

     - региональные налоги и сборы,  устанавливаются Налоговым Кодексом  и законами субъектов Российской  Федерации, вводятся в действие  в соответствии с налоговым  Кодексом законами субъектов  Российской Федерации и обязательные  к уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации.  К ним относятся:

     1) налог на имущество организаций;

     2) налог на игорный бизнес;

     3) транспортный налог;

     - местные налоги и сборы, устанавливаются  Налоговым Кодексом и нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии  с Налоговым Кодексом нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления  и обязательные к уплате на  территориях соответствующих муниципальных  образований. К ним относятся:

     1) земельный налог;

     2) налог на имущество физических  лиц;

     3. По уровню бюджета: закрепленные  налоги, которые целиком поступают  в тот или иной бюджет; регулирующие  налоги, которые одновременно поступают  в различные бюджеты.

     4. По целевой направленности: абстрактные  налоги - существуют для формирования  доходной части в целом; целевые,  которые вводятся для финансирования  конкретного направления государственного  расхода. 

     5. По срокам уплаты: срочные, по  которым определены сроки нормативного  акта; периодично – календарные.

     6. По характеру ставок: регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются при возрастании объекта налога; пропорциональные – это налоги, ставки которых являются неименными вне зависимости от размеров объекта налогообложения; прогрессивные – это налоги, ставки которых растут по мере роста объекта налогообложения.  

 

      Глава II. Современное  состояние налоговой  системы РФ 

     2.1 Тенденция развития  и реформирования  налоговой системы 

     В настоящее время во всем мире наблюдается  тенденция к упрощению налоговой  системы. Чем проще налоговая  система, тем, проще определять экономический  результат, меньше забот при составлении  отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить  себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым  же органам проще следить за правильностью  уплаты налогов, что позволяет уменьшить  число работников в финансовых органах.

     Первым  важным шагом в области налоговой  реформы явилось принятие в 1998 году и вступление в действие с 1 января 1999 г. первой (общей) части Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), что позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также налоговым администрированием.

     Внесение  глобальных изменений в Налоговый  кодекс с начала каждого нового года (который для ряда налогов является и началом нового налогового периода) стало уже традицией.

     В течение 2007-2008 гг. по ключевым направления  налогового реформирования правительством были приняты следующие решения:

     - с 1 января 2007 г. утрачивает силу ст. 197.1 НК РФ о налоговых постах;

     - с 1 января 2008 г. установлен единый налоговый период для всех налогоплательщиков и налоговых агентов – квартал; НДС по экспортным операциям с Белоруссией уплачивается ежемесячно;

     - несколько ограничены с 1 января 2008 г. будут права налогоплательщиков в области зачета и возврата, излишне уплаченных налогов (ст. ст. 78, 79 НК РФ): зачет сумм налогов будет производиться только по соответствующим видам налога (то есть без права зачета по другим налогам, зачисляемым в соответствующий бюджет), а возврат - только после погашения сумм задолженностей по иным налогам соответствующего вида, а также сумм пеней и штрафов по ним.

     Современный этап налоговой реформы отличается высокой динамичностью, приняты  кардинальные поправки в отдельные  виды налогов, активно реализуется  общая концепция развития налоговой  системы. В этих условиях важно своевременно фиксировать и оценивать наиболее существенные сдвиги и налогообложении, а вместе с ними и качество налоговой политики. Рассмотрим некоторые общие характеристики налогов, наиболее ярко проявившиеся в последние годы.

     Снижение  налоговой нагрузки: идея и реальность. Смыслом и главной характеристикой  налоговой системы является «доставка» средств в бюджет, поэтому рассмотрение российской системы налогов естественно начать с налоговых платежей. Всего в январе-октябре 2008 года в федеральный бюджет поступило 3 663,1 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 19,1% больше, чем в январе-октябре 2007 года.

     В таблице 2.1.1 представлены основные параметры федерального бюджета РФ в 2006–2008 гг. За январь-октябрь 2008 г. исполнение федерального бюджета, как по доходам, так и по расходам в долях ВВП незначительно уступает прошлогодним показателям. Доходы федерального бюджета за январь-август 2008 г. составили 23,1% ВВП, а расходы - 15,2% ВВП. 

     Таблица 2.1.1 - Основные параметры федерального бюджета РФ в 2006–2008 гг. (в % ВВП)

  2006 Январь - октябрь 2007 2007 Январь - октябрь 2008
Доходы  23,5 23,8 23,9 23,1
Расходы 16,2 15,8 18,4 15,2
Дефицит (-), профицит (+) 7,4 8,0 5,5 7,8

     Рассмотрим  доходы федерального бюджета в разрезе  основных налоговых администраторов (табл. 2.1.2). Налоги и платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой, на протяжении 2008 года демонстрируют превышение аналогичных показателей прошлого года. Это вызвано поступлениями от вывозных таможенных пошлин, которые за первые три квартала 2008 года прибавили 2,2% ВВП по сравнению с первыми тремя кварталами 2007 г. Поскольку доля вывозных таможенных пошлин в общем объеме налоговых поступлений составляет более 30%, то именно они обеспечивали федеральному бюджету определенную стабильность в течение последнего года.

     По  прочим основным налогам, которые администрируются Федеральной налоговой службой, наблюдается значительное отставание от аналогичного значения прошлого года. В целом Федеральная налоговая служба за январь-октябрь потеряла почти 1,4% ВВП по НДС. Ожидается, что в условиях финансового кризиса поступления по данному налоговому администратору будут продолжать сокращаться, в т.ч. в связи с недавно принятыми изменениями в налоговом кодексе. 

     Таблица 2.1.2 - Объемы поступлений доходов  федерального бюджета РФ в 2006–2008 гг. (в % ВВП)

  2006 Январь-октябрь 2007 2007 Январь-октябрь 2008
Налоги  и другие платежи, администрируемые Федеральной налоговой службой 11,27 11,81 11,50 10,43
Налоги  и платежи, администрируемые Федеральной  таможенной службой 10,76 9,86 9,98 11,39
Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом 0,26 0,19 0,25 0,14
Доходы  федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами 1,25 1,91 2,14 1,08
Итого доходов 23,54 23,77 23,84 23,05

     Одной из важнейших проблем является проблема взаимосвязи налоговой нагрузки и экономического роста. С одной  стороны, по мере экономического роста  и соответствующего расширения базы обложения, таможенно - налоговые поступления  будут расти в абсолютном выражении. При этом в зависимости от регрессивности или прогрессивности налоговой  системы в целом это может  приводить как к росту, так  и к падению доли налогов в  ВВП (либо к ее сохранению на текущем  уровне). С другой стороны, чрезмерная налоговая нагрузка может стать  тормозом для полноценного экономического развития. 

     Таблица 2.1.3 - Динамика уровня налоговой нагрузки и поступлений основных налогов  в бюджет расширенного правительства  Российской Федерации в 2005–2007 гг. (в % ВВП)

      2005 2006 2007
    Уровень налоговой нагрузки 36,20 36,52 36,75
    Налоговые доходы 25,55 24,46 25,84
    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 2,88 3,48 3,61
    Доходы  от внешнеэкономической деятельности 7,77 8,58 7,30

Информация о работе Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации