Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы налоговой системы государства, сущность, принципы, функции и классификацию налогов.
2. Сделать анализ тенденции развития налоговой системы.
3. Выявить существующие проблемы в налогообложение.
4. Изучить перспективы налоговой системы.
5. Предложить пути оптимизации по совершенствованию налогового законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации….
1.1 Понятие налоговой системы Российской Федерации…………………
1.2 Сущность, принципы и функции налогов……………………………..
1.3 Классификация налогов и их виды…………………………………….
2. Современное состояние налоговой системы РФ………………………...
2.1 Тенденция развития и реформирования налоговой системы………..
2.2 Проблемы налогообложения в России…………………………………
2.3 Перспективы налоговой системы государства………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 63.30 Кб (Скачать)

 

     В 2007 г. объем налоговых поступлений в бюджетную систему страны увеличился на 1,4 п.п. ВВП по сравнению с предыдущим годом. В числе основных факторов роста налоговых доходов можно назвать благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и в первую очередь на нефть, газ и металлы, расширение налоговой базы по многим налогам, обусловленное ростом российской экономики, а также улучшение налогового администрирования.

     За  январь-октябрь 2008 г. исполнение федерального бюджета, как по доходам, так и по расходам в долях ВВП незначительно уступает прошлогодним показателям. Доходы федерального бюджета за январь-август 2008 г. составили 23,1% ВВП, а расходы - 15,2% ВВП.

     Явный рост налогового бремени происходит на фоне экономического роста. Сейчас обсуждаются, вопросы налогового послабления  для бизнеса это может поддержать отечественные предприятия в  условиях мирового финансового кризиса.

     Классическая  либеральная схема взаимосвязи  налогов и экономики выглядит так: снижение налогов - активизация  производства – увеличение налоговой  базы – рост налоговых платежей. В этой схеме, нет и не может быть места повышению налогового бремени. Именно оживление экономики послужило причинной роста налоговых платежей, причем, роста ускоренного за счет боле быстрого расширения налоговой базы и появившейся возможности выплаты накопившихся долгов по налогам, что и вело к увеличению нагрузки.

     Общий курс на снижение налогов абсолютно  правилен в долгосрочной перспективе. В конце июля Президент РФ подписал целый ряд законов, вносящих поправки в Налоговый кодекс. Они вступят  в силу с 1 января 2009 года. Большинство  изменений выгодны компаниям. Много надежд и последнее время на пополнение казны связывается с использованием природных богатств России. При этом часто природной рентой хотят, чуть ли не подменить основные налоги. Так в январе-октябре 2008 года основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлением налога на добычу полезных ископаемых 39%.

     Налоговое бремя в России вполне среднего уровня.

     Анализ  налоговой нагрузки основных отраслей экономики за 2005-2007 гг., рассчитанной как отношение суммы поступивших  налоговых платежей к валовой добавленной стоимости, показывает ее неравномерность. Основная тяжесть налогов лежит па производственных отраслях. Это обусловлено самим характером их деятельности, представляющей меньше возможностей для легального и нелегального ухода от налогов.

     Тревожным выглядит тот факт, что бремя растет именно в тех отраслях, где оно  наиболее высокое (промышленность, связь). Если бы речь шла не об отраслях, а об отдельных предприятиях, то неравномерное изменение бремени можно было бы объяснить структурными сдвигами в экономике.

     Льготы. За последние годы было много внесено  поправок в статьи налоговых льгот, были отменены, изменены и введены  новые льготы. С 1 января 2009 г. льготу по НДС по технологическому оборудованию, ввозимого в качестве вклада в уставный капитал, оставят лишь той технике, аналогов которой не производится в России.

     Задолженность. Усиление эффективности работы по сокращению задолженности юридических и  физических лиц — одна из основных задач налоговых органов столицы  на 2007 год.

     За I квартал текущего года должникам, не обеспечивающим своевременную и  полную уплату налогов в федеральный  бюджет и бюджет г. Москвы, направлено 133 тыс. требований на сумму более 29 млрд. руб., выставлено более 60 тыс. инкассовых поручений на сумму 13 млрд. руб.

     Всего в результате указанных мероприятий  мобилизовано около 10 млрд. руб. налоговых  поступлений (против 4,8 млрд. руб. в I квартале 2006 года). Из них бюджет г. Москвы пополнился 3,7 млрд. руб.

     Налоговая система России с 2005 года состоит  из 15 налогов и сборов и 4-х специальных  налоговых режимов. Как было сказано  выше, что с 1 января 2009 года вступают в силу изменения принятые в налоговом  кодексе РФ. Во-первых, налог на прибыль  предприятий снизится на 4 процента, с нынешних 24 до 20 процентов. Налоговую  ставку для малого бизнеса также  можно будет уменьшать на 10 процентов  по решению региональных властей. Упростится и процедура возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) при  вывозе товаров, чего так долго ждали  экспортеры - им на 90 дней продлевается срок представления документов, необходимых  для обоснования нулевой ставки НДС. Введена и временная мера, которая в период кризиса способна утешить крупных налогоплательщиков.

     Все выше сказанное говорит о том, что документ предусматривает большое  число изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, часть  из них направлена на поддержку российских налогоплательщиков в условиях сложной  экономической ситуации и смягчения  бремени для преодоления кризиса.

     1 октября 2008 г. на заседании Правительства РФ было принято решение провести в 2010 г. масштабную реформу единого социального налога. Единая ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит 26% (до реформы базовая ставка для взносов на обязательное пенсионное страхование составляла 14%, еще 6 п.п. единого социального налога (далее ЕСН) поступало в федеральный бюджет, а затем перечислилось в бюджет Пенсионного фонда для выплаты базовой части трудовой пенсии). С учетом взносов на медицинское и социальное страхование общий размер платежа составит в 2010 г. 34% от фонда оплаты труда. При этом взнос в фонды обязательного медицинского страхования достигнет 5,1% (в настоящее время 3,1%), а ставка для Фонда социального страхования не изменится и будет на уровне 2,9%. Кроме того, планируется перейти к двухступенчатой системе обложения. Будет установлена предельная величина налогооблагаемой базы (415 тыс. руб. в год, или примерно 135% от средней заработной платы). С заработной платы, не превышающей 415 тыс. руб. в год, будут взиматься страховые платежи по ставке 34%, а с суммы заработной платы, превышающей данную величину, – 0%. Одновременно планируется установить единый для всех организаций и работодателей тариф страховых взносов, независимо от отраслевой принадлежности.

     В современных условиях Правительство  РФ пытается принять дополнительные меры для ослабления негативного  влияния мирового финансового кризиса.

 

      2.2 Проблемы налогообложения  в России 

     Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны  предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов  и рядовых налогоплательщиков.

     Одна  из основных бед Российской налоговой  системы заключается в том, что  наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб.

     Несмотря  на многочисленные изменения и уточнения  налогового законодательства, в России имеется ряд нерешенных проблем. Наиболее серьезные – не высокий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий. Несоблюдение налоговых правил предприятиями и гражданами - тому основная причина. Система сбора налогов имеет много недостатков; привилегии и неравные условия для предприятий, несовершенное законодательство и неоднозначные подходы при его применении. Бартерные сделки также мешают налогообложению. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги слишком высокие.

     Одной из важнейших проблем является проблема взаимосвязи налоговой нагрузки и экономического роста. С одной  стороны, по мере экономического роста  и соответствующего расширения базы обложения, таможенно-налоговые поступления  будут расти в абсолютном выражении. При этом в зависимости от регрессивности или прогрессивности налоговой  системы в целом это может  приводить как к росту, так  и к падению доли налогов в  ВВП (либо к ее сохранению на текущем  уровне). С другой стороны, чрезмерная налоговая нагрузка может стать  тормозом для полноценного экономического развития.

     Из  статистических данных Всемирного банка  известно, налоги, взимаемые с отечественных  фирм и предпринимателей, составляют 51,4 процента от прибыли.

     Критерием изменений налоговой системы  должна быть не гуманность, а эффективность. В России один из самых высоких  в мире уровень расслоения общества на богатых и бедных (10 процентов  наиболее богатых получают в 1720 раз  больше 10 процентов самых бедных, что почти в четыре раза превышает  европейский стандарт четырех - шестикратного  разрыва). Поэтому в нашей стране постоянно и разгораются дискуссии  о подоходном налоге. В последний  раз поводом к ним послужили  обещания правительства внести очередные  изменения в Налоговый кодекс – снизить НДС и уменьшить  налогообложение нефтяной отрасли. И в том числе нужно внести изменения в подоходный налог. Разве  справедливо, что и долларовый миллионер, и медсестра с окладом 8 тысяч  рублей платят одинаково – по 13 процентов?

     Также проблема состоит в неравномерности  распределения налогов между  категориями плательщиков. В принципе, налоговая система построена  так, что перед ней все равны. Не существует какой-либо дискриминации  налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному признаку. Однако весь упор налоговой  службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда, как отдельные группы уходят от уплаты налогов, как на законном, так и  на незаконном основании.

     Некачественный  налоговый контроль и размытость формулировок законов ведут к  прямо противоположным результатам  это тоже одна из важных проблем.

     Организации, через которые проходят бюджетные  средства, контролирует Счетная палата России. А потому сотрудники этого  ведомства утверждают, что им известны все способы ухода от налогов.

     У многих стран есть нормативы, посвященные  использованию схем по минимизации  налогов. За рубежом применение запрещенных  схем карается по закону. И у нас  назрела необходимость прописать  в законодательстве, что подобные действия являются уголовно наказуемыми. Само положение о «серых» схемах необходимо внести в Налоговый кодекс, а ответственность за их использование - в Уголовный кодекс. Собственно, сделать это надо было еще лет  десять назад.

     Гордостью московских налоговиков в III квартале 2007 года стала проверка ГУП «Лефортовский рынок». В обзоре указано, что в ходе этой проверки инспекторам удалось выявить сразу три схемы уклонения от налогообложения, примененные администрацией рынка. Все они связаны с минимизацией налога на прибыль и НДС.

     Ситуация  первая. Налоговики выявили, что расходы на аренду торгового оборудования (модульные перегородки) за два года более чем в четыре раза превысили стоимость его приобретения. Что, по мнению проверяющих, свидетельствует об отсутствии экономического смысла данной операции.

     Кроме того, налоговикам показалась завышенной стоимость самой аренды. Как выяснилось, доля оплаты услуг по аренде торгового  оборудования составляла в структуре  расходов ГУП от 35 до 46 процентов.

     Действия  налоговиков. Инспекторы установили, что ГУП «Лефортовский рынок» арендовало это торговое оборудование у фирмы, зарегистрированной на утерянный паспорт и сдающей «нулевую» отчетность. Всю выручку от сдачи торгового оборудования в аренду эта фирма (которая была расценена как «однодневка») в течение 1-3 банковских дней перечисляла по сложной цепочке посредников в пределах одного банка другой фирме-«однодневке». Причем, как указывают налоговики, «дальнейшее движение денежных средств установить не представляется возможным, так как поступающие ежедневно на счет этой фирмы денежные средства составляют более 50 млн. руб., а в расчетах участвуют более 10 организаций».

     Ситуация  вторая. Похожую на описанную выше схему раздувания расходов компания использовала и при оплате услуг по уборке территорий и помещений рынка. Договор на уборку территорий и помещений также был заключен с фирмой, зарегистрированной на утерянный паспорт, не уплачивающей налоги. Из-за чего инспекторы сочли ее «однодневкой».

     Действия  налоговиков. Инспекторы провели анализ движения денежных средств от этой фирмы-«однодневки». И выяснили, что они аккумулируются на счете той же самой фирмы, что и в первом случае. Выводы налоговиков. ГУП «Лефортовский рынок» искусственно организовало схему уклонения от налогообложения, занизив базу по налогу на прибыль и НДС.

     Ситуация  третья. Эта схема также связана  с уборкой территории. Однако в  данном случае услуга по уборке оказывалась  той же самой фирмой не самому рынку, а предпринимателям, там торгующим. По мнению налоговиков, «в целях прикрытия  реальной цены сделки по предоставлению торговых мест в аренду администрация  рынка обязывала предпринимателей заключать договоры на уборку».

     Действия  налоговиков. Инспекторы до начислили ГУП «Лефортовский рынок» налог на прибыль и НДС с сумм, уплаченных торгующими за уборку территорий.

     Другая  серьезная проблема - это недоимка налоговых платежей в бюджет.

     Гибкость, сбалансированность налоговой системы  и предсказуемость правоприменительной  практики – это сбереженные нервы  проверяющих и проверяемых, увеличение доходов бизнеса и снижение издержек, рост производства и стабильность экономики. Некачественный налоговый контроль и размытость формулировок законов  ведут к прямо противоположным  результатам.

     Главный же недостаток Российской налоговой  системы состоит в том, что  сегодня налоговая система страны не выполняет своей главной функции, а именно, не обеспечивает полноты  поступлений в бюджет, поэтому  одной из основных целей налоговой  реформы является коренное улучшение  формирования доходной базы бюджетов всех уровней. Имеется в виду осуществление  мер, относящихся к налоговому администрированию  и улучшению налогового контроля, цель которого состоит в обеспечении  собираемости налогов.

     Другим  серьезным недостатком действующей  налоговой системы является ее явно выраженная, фискальная направленность, это проявляется в достаточно высоких ставках налогов на добавленную  стоимость и прибыль.  

Информация о работе Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации