Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы налоговой системы государства, сущность, принципы, функции и классификацию налогов.
2. Сделать анализ тенденции развития налоговой системы.
3. Выявить существующие проблемы в налогообложение.
4. Изучить перспективы налоговой системы.
5. Предложить пути оптимизации по совершенствованию налогового законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации….
1.1 Понятие налоговой системы Российской Федерации…………………
1.2 Сущность, принципы и функции налогов……………………………..
1.3 Классификация налогов и их виды…………………………………….
2. Современное состояние налоговой системы РФ………………………...
2.1 Тенденция развития и реформирования налоговой системы………..
2.2 Проблемы налогообложения в России…………………………………
2.3 Перспективы налоговой системы государства………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 63.30 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………… 4
1. Теоретические  основы налоговой системы Российской  Федерации…. 6
1.1 Понятие  налоговой системы Российской  Федерации………………… 6
1.2 Сущность, принципы и функции налогов…………………………….. 8
1.3 Классификация  налогов и их виды……………………………………. 11
2. Современное  состояние налоговой системы  РФ………………………... 14
2.1 Тенденция  развития и реформирования налоговой  системы……….. 14
2.2 Проблемы  налогообложения в России………………………………… 21
2.3 Перспективы  налоговой системы государства……………………….. 25
Заключение…………………………………………………………………… 32
Список  используемой литературы………………………………………….. 34

 

      Введение 

     Налоговой системой называется совокупность взимаемых  в стране налогов, правил их уплаты и налоговых органов. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

     Особенности национальной системы налогообложения  определяются прежде всего структурой налогообложения и размерами налогового бремени. Налоговое бремя характеризует тяжесть выплаты налогов для налогоплательщиков.

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. В связи  с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства  и принципы ее организации и функционирования.

     Проблема  налогов — одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

     Естественно, что идеальную налоговую систему  можно создать только на серьезной  теоретической основе, учитывающей  специфику экономических отношений  в обществе, созданный научный  и производственный потенциал.

     Актуальность  данной курсовой работы обусловлена  в первую очередь необходимостью совершенствования налоговой системы  РФ в условиях глобального финансового  кризиса, также чтобы увеличить  доходы бизнеса и снизить издержки, рост производства и стабильность экономики.

     Цель  курсовой работы – раскрыть действующую  налоговую систему в Российской Федерации.

     Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы налоговой системы государства, сущность, принципы, функции и классификацию налогов.
  2. Сделать анализ тенденции развития налоговой системы.
  3. Выявить существующие проблемы в налогообложение.
  4. Изучить перспективы налоговой системы.
  5. Предложить пути оптимизации по совершенствованию налогового законодательства.
 

 

      Глава I. Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации 

    1.1 Понятие налоговой  системы Российской  Федерации 

     Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

     В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

     От  того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего  народного хозяйства.

     Финансовое  обеспечение всех уровней бюджета  – федерального, субъектов Федерации, местного – осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

     Основным  видом государственных доходов  являются налоги, поскольку они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики.

     Основные  положения о налогах в Российской Федерации закреплены в Конституции  РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132). В этих статьях  изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой  налоговых законах. Основными из них являются Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О налоге на добавленную  стоимость» и «Об акцизах», законы РФ «О налоге на прибыль предприятий  и организаций», «О подоходном налоге с физических лиц» и другие законы и подзаконные акты.

     Для укрепления законности в области  налогового права был принят Налоговый  кодекс Российской Федерации. Наличие  этих документов позволило систематизировать  налоговое законодательство.

     К другим источникам налогового права  относятся акты исполнительных органов:

     - Указы Президента РФ;

     - Постановления Правительства РФ;

     - Приказы и инструкции министерств  и других центральных органов;

     - Решения органов местного самоуправления, имеющие нормативное значение  другие.

     Кроме нормативных актов в правоприменительной  практике в области управления налогами используются акты ненормативного характера. К ним относятся акты, которые  не содержат правовых норм общего характера, т.е. являются актами индивидуального  применения.

     В налоговых законах и подзаконных  нормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности  и ответственность участников налоговых  правоотношений, но и теоретические  положения налогового законодательства и практика его применения. Все  это в совокупности составляет единое целое налогового права.

     Таким образом, совокупность нормативных  актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему  налогового законодательства.

     Правовая  наука придает огромное значение определению понятия «налог». Современное  российское законодательство дает определение  налога в Налоговом кодексе РФ.

     Налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и муниципальных образований.

     Однако  данное определение характеризует  налог, а сбор имеет свое определение.

     Сбор - обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными  органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или задачу разрешений (лицензий). 

    1.2 Сущность, принципы  и функции налогов 

     Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделения общества на классы, появления  государства, которому потребовались  средства на содержание армии, судов  и др. нужды.

     Причина возникновения и функция налогов  является фактического существования  у государства экономической  основы товарно-денежный отношений, а условия – монополия государства при реализации своих услуг в обществе.

     Сущность  налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизации ресурсов.

     Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные  денежные платежи в бюджет и государственные  внебюджетные фонды. Они взимаются  в порядке и размере, установленном  законом.

     Для изъятия налогов государство  использует 3 способа:

     1. у источника, т.е. изъятие налога  до получения дохода владельцем;

     2. по декларации, т.е. взимание налогов  после получения дохода владельцем;

     3.по  кадастру, т.е. взимание налога  по реестру, включающему перечень  типичных объектов обложения  с указанием средней доходности  объекта.

     Принципы  налоговой системы изложены в 3-ей статье Налогового кодекса РФ. Данная статья, провозглашая основные начала законодательства о налогах и  сборах, фактически является базовой  статьей, определяющей сущность налоговой  политики в Российской Федерации  и основы российской доктрины налогового права:

     1) каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога;

     2) налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и различно применяться исходя  из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев.

     3) налоги и сборы должны иметь  экономическое обоснование и  не могут быть произвольными.  Недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав;

     4) не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  Российской Федерации;

     5) ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными НК РФ признаками  налогов или сборов, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в  ином порядке, чем это определено  НК РФ;

     6) при установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить;

     7) все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов).

     Элементы  налогообложения:

     1. объект налогообложения – операции  по реализации товаров (работ,  услуг), имущество, прибыль, доход,  стоимость реализованных товаров  (работ, услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную  или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика  законодательство о налогах связывает  возникновение обязанности по  уплате налога. Каждый налог имеет  самостоятельный объект налогообложения;

     2. налоговая база – стоимостная,  физическая или иная характеристика  объекта налогообложения;

     3. налоговый период – календарный  год или иной период времени;

Информация о работе Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации