Теневой рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

В экономической науке есть не мало не исследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Таким примером является проблема теневого рынка, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневой рынок представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Сущность и значение рынка………………………………………………..7
1.1. Типы рынка и их особенности…………………………………………....8
2. Причины развития теневой экономики…………………………………...12
2.1. Причины возникновения и развития теневого рынка……………….....15
3. Формы теневого рынка…………………………………………………….18
Неформальная экономика…………………………………………………….19
Незаконная экономика………………………………………………………..19
4. Масштабы и последствия теневого рынка…………………………….….21
Статистика теневого рынка на примере медицинских услуг……………....24
Заключение…………………………………………………………………….36
Источники и литература…………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………….3

1. Сущность и  значение рынка………………………………………………..7

1.1. Типы рынка  и их особенности…………………………………………....8

2. Причины развития  теневой экономики…………………………………...12

2.1. Причины возникновения  и развития теневого рынка……………….....15

3. Формы теневого  рынка…………………………………………………….18

Неформальная  экономика…………………………………………………….19

Незаконная экономика………………………………………………………..19

4. Масштабы и  последствия теневого рынка…………………………….….21

Статистика теневого рынка на примере медицинских услуг……………....24

Заключение…………………………………………………………………….36

Источники и  литература………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В экономической науке есть не мало не исследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда  масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Таким примером является проблема теневого рынка, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

    Теневой рынок представляет интерес прежде всего с  точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

    «Теневая  экономика и ее эволюция в современных  условиях» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Эта тема актуальна потому, что в тех  или иных формах теневая экономика присуща любой экономической системе. Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удастся. Можно только уменьшить ее масштабы и уничтожить наиболее опасных для общества формы ( наркотики, торговля людьми, оружием и другие деструктивные виды экономической деятельности ).

    Теневая экономика предстает как сложный объект исследования, требующий комплексного и системного подхода. При всем многообразии научных разработок, посвященных различным аспектам теневой экономики в своем большинстве основной «срез» исследований ограничен поверхностными формами ее проявления, попытками оценки масштабов и влияния на криминогенную обстановку. Это безусловно необходимо, поскольку призвано определить контуры теневого сектора и его масштабы.

    Однако  для реального сокращения теневой  экономики важно знание объективных  основ ее возникновения, механизмов развития, что предполагает как проведение теоретического анализа экономических отношений, обеспечивающих функционирование теневых рынков, так и анализа текущего состояния экономической ситуации.

    Вообще, теневая экономика это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Причем такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в экономике любой страны. Проблема существования неформального сектора экономики, именуемого теневой экономикой, не теряет актуальности даже в странах с развитой рыночной системой. Еще большую остроту приобрела эта проблема в настоящее время в России: по самым умеренным оценкам доля теневой экономики в ВВП составляет 45%.

    Поскольку в экономической литературе в  понятие теневой экономики вкладывают различное содержание, кратко определим  этот термин. К теневой экономике  относят всю экономическую деятельность, которая по разным причинам не учитывается официальной статистикой и, соответственно, не включается в ВНП. Отличительными чертами экономики являются динамичность и более высокая степень ее организации по сравнению с реальной экономикой.

    Существует точка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим «послесловием» к глубинным процессам роста «теневой» криминальной экономики, происходившим в годы застоя. Реформы лишь высвободили присущие теневой экономике автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего, с насилием.

    В качестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие хозяйственные  регламентации и способствующего  выживанию самой огосударствленной  системы, выступал негосударственный  сектор, включавший промысловую кооперацию (до 1960 г.,), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и даже частную практику ( к 1985 г. Было зарегистрировано 64 тыс. человек, занимавшихся частной практикой). Негосударственный сектор, в определенном смысле, создал правовые и материальные предпосылки функционирования теневых отношений.

    Однако  власти понимали, что без негосударственного сектора и неформальных отношений  огосударствленная хозяйственная  система не могла существовать, тому есть не мало примеров.

    Официально  объемы подрядно-строительных работ в целом по стране в  1960-1980 гг. планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учетные производственные ресурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады ( часто преследуемые) создали практически всю сельскую производственную и бытовую инфраструктуру ( коровники, бани, школы, магазины и т.п.).

    Неформальные  отношения не без заинтересованности и участия властей тонко вписывались  в систему хозяйствования на протяжении всех лет существования советской  системы. При необходимости они  использовались властями в политических целях:

    30-е  г. – в форме борьбы с  неразоблаченным «кулаком»;

    60-70-е  г. – с «частником»;

    80-е  г. – с «лицами, получающими  нетрудовые доходы»;

    90-е  г. – с новыми предпринимателями  – «кооператорами».

    Владельцы частных подсобных хозяйств, периодически считались социальным злом, хотя длительное время продовольственный фонд в стране по многим продуктам рассчитывался и планировался без учета потребностей сельского населения. Таким образом, самообеспечение считалось неформальным отношением.

    Достаточно  сложен анализ способов и видов, в  которых проявлялись подлинные  неформальные отношения. Каждый из носителей  выбирал свои, удобные ему способы  исходя из социально-экономических, территориальных, национальных и других особенностей, условий и традиций. В России с ее исторической тенденцией тяготения к коллективистским традициям долгое время преобладающей формой самоорганизации населения и соответственно реализации неформальных отношений были (и остаются) многообразные виды кооперации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.Сущность и значение рынка 

    Изучение  рыночных отношений начнем с их простейшего  определения, а затем к более  сложным понятиям.

    Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают:

    а) местный (в пределах села, города, региона);

    б) национальный (внутренний);

    в) мировой рынки.

    Каждую  рыночную сделку можно представить  в виде следующей формулы: продавец – товар – рыночная цена –  деньги – покупатель.

    Система рынков – это единая совокупность множества рынков различного назначения. Такая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.

    Во-первых, в условиях индустриального и  постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в следующих направлениях:

    - натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство;

    - рабочая сила основной части  трудящихся стала предметом купли-продажи;

    - быстро развилась сфера оплачиваемых  духовных благ и услуг;

    - конечные результаты научных  исследований превратились в  товарный продукт.

    Во-вторых, современное производство создает  огромное количество разнообразных  полезных благ, удовлетворяющих потребности  всесторонне развитого человека.

    В-третьих, широкое развитие акционерных обществ  привело к тому, что акции и  другие ценные бумаги продаются на особом рынке ценных бумаг.

    В-четвертых, ускорившийся рост международных экономических  связей потребовал создания развитого  рынка иностранных валют.

    Наконец, усилившееся во второй половине ХХ в. Общественное разделение труда вышло  за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.

    Четкие  правила поведения на теневом  рынке, своеобразный «теневой порядок» заранее ни кем не планируется  и не программируется, а вырастает из живой экономической практики и закрепляется в обычае. Более того, следуя необходимости поддерживать этот стихийно возникающий порядок, предприятия в дальнейшем бывают вынуждены осуществлять и определенные структурные инновации: например, принимать на работу специально обученных профессионалов, которые берут на себя обязанность регулировать (в том числе и посредством взятки) взаимоотношения с любыми государственными органами и службами. 
 

    1. Типы  рынка и их особенности

    Рынок имеет одно важное отличие от натурального хозяйства. В этом хозяйстве потребителю зачастую не предоставляется возможность выбирать по его желанию те или иные блага. Рынок же в принципе способен обеспечить его участникам максимальную степень экономических свобод, которыми обладают собственники товаров и денег.

    Данные  свободы позволяют покупателю выбирать интересующие его товары из множества  взаимозаменяемых и независимых  благ. Потребитель может также  отыскать тех продавцов, кто лучше  обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Продавец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными от продажи деньгами по своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.

    По  степени развитости этих хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа:

  1. Свободный;
  2. Теневой (нелегальный);
  3. Регулируемый.

    Первый  тип рынка – свободный – обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором сказано выше. Между тем определение «свободный рынок» требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободный? и от кого? Свободным такой рынок является для его участников. Им как собственникам принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость). Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого на свободном рынке экономические связи строятся только по горизонтали. Между контрагентами складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта.

    Рынок такого типа свободен от вмешательства  государства и строгого правого  регулирования. Ради истины нужно признать, что такая свобода имеет неприглядную сторону. Из-за своеволия субъектов  рынка и несоблюдения ими «правил игры» этот тип рынка получил нелестные названия – «дикий», «нецивилизованный».

    Второй  тип рынка – теневой (нелегальный) – близок по характеру поведения его участников к первому типу. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок имеет разновидность – теневую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, неуплате рыночных сборов, налогов и т.п.). Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие).

Информация о работе Теневой рынок