Тенденции развития экономической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — рассмотреть характеристики и тенденции развития экономической системы общества.

Задачи курсовой работы:

–определить понятие экономической системы общества,

–рассмотреть характеристики плановой экономической системы,

–рассмотреть характеристики либеральной рыночной экономической системы,

–выявить сущность и основные черты современной планово-договорной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИКА КАК ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1 Понятие экономической системы 6
1.1.1 Содержание экономической системы 6
1.1.2 Принципы выделения типов экономических систем 7
1.1.3 Хозяйственный механизм 9
1.2 Теории экономических систем 11
1.2.1 Структура экономической системы 11
1.2.2 Определение экономической системы 14
1.2.2.1 Формационный подход 14
1.2.2.2 Стадийный подход 14
1.2.2.3 Цивилизационный подход 16
2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 23
2.1 Чистый капитализм 24
2.2 Традиционная экономика 26
2.3 Административно-командная экономика 26
2.4 Рыночный тип экономики 28
2.5 Смешанная экономика 28
3. СТАНОВЛЕНИЕ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ВЫВОД 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа содержит 1 файл

Экономика как хозяйственная сфера экономической системы.doc

— 281.00 Кб (Скачать)
ify">    Современная экономическая система Беларуси характеризуется очень низкой долей  частной собственности, даже по сравнению  с бывшими республиками СССР, средней, даже для Западной Европы, долей государственных расходов к ВВП, слабой ориентацией государственных расходов на социальные нужды.

    Какие же альтернативы дальнейшего развития может избрать Беларусь? Обнищание населения в последние годы, кризисное состояние бюджетной, денежно-кредитной и валютной сфер экономики свидетельствует о вступлении республики в очередной глубокий социально-экономический кризис. Проявляться новая тенденция будет, скорее всего, в уменьшении вмешательства государства в экономику на микроуровне, также очень возможны некоторое усиление государственного регулирования на макроуровне и переориентация бюджетных средств на социальные нужды.

    Группой ученых государственных деятелей и  практиков, разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь, которая определяет стратегию и тактику экономической политики, проводимой в РБ сегодня и в ближайшей перспективе.

    Осуществление мероприятий Программы позволит:

    приступить к активной фазе структурной перестройки экономики — реформированию ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур, обеспечивающих достижение устойчивых темпов экономического роста, повышение эффективности функционирования экономики и более полное удовлетворение потребностей населения в материальных и культурных благах и услугах. В результате улучшится отраслевая структура ВВП: доля промышленности стабилизируется на уровне 26%, удельный вес сферы услуг увеличится с 40,5 в 2000 г. до 42% в 2005 г., доля сельского хозяйства уменьшится с 12,7 до 12%, а строительства — с 5,7 до 5,5%.

    В воспроизводственной структуре  ВВП существенно увеличится доля валового накопления — с 22,8 до 27%, что обусловлено необходимостью ускорения технического перевооружения и модернизации экономики, реструктуризации прежде всего приоритетных отраслей и производств на основе внедрения современных технологий, машин и оборудования.

    обеспечить переход на устойчивые темпы экономического роста. Благодаря мобилизации внутренних источников финансовых ресурсов инвестиции в основной капитал за 2001—2005 гг. возрастут в 1,6—1,7 раза. Валовой внутренний продукт увеличится на 35—40%, продукция промышленности — на 28—32, сельского хозяйства — на 22—28, продукция сферы услуг — на 40—45%, в том числе платных услуг населению — на 60—65%. В расчете на душу населения валовой внутренний продукт увеличится с 7,7 тыс. долл. США в 2000 г. до 10,7—10,9 тыс. в 2005 г. (по паритету покупательной способности 1999 г.);

    повысить уровень жизни народа. В прогнозируемый период предусматривается:

    - улучшить демографическую ситуацию в стране (снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить среднюю продолжительность жизни населения);

    - в области политики доходов населения и условий их обеспечения — увеличить реальные денежные доходы населения на 58—63%, реальную зарплату — на 80—85%, поднять удельный вес оплаты труда в ВВП с 34,2 до 45%. Производство потребительских товаров возрастет на 42—47%, розничный товарооборот — на 50—55%;

    - увеличить конечное потребление домашних хозяйств в расчете на душу населения на 41—43%, что позволит приблизиться к уровню потребления благ и услуг по рациональным нормам;

    - значительно повысить уровень социальной защиты наиболее уязвимых слоев и групп населения. Среднемесячный размер пенсии по возрасту к концу прогнозируемого периода составит 48% средней заработной платы против 42,2% в 2000 г., минимальные гарантии (минимальная зарплата, минимальный размер пенсии по возрасту и другие социальные выплаты) будут приближены к уровню бюджета прожиточного минимума, а тарифная ставка первого разряда составит 120% этого бюджета;

    - создать необходимые условия для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их финансового обеспечения в структуре ВВП и расходной части бюджета. В результате повысится индекс человеческого развития.

    Наряду  с этими важнейшими социально-экономическими результатами положительные сдвиги произойдут в сферах производства и экологии. Предусматривается повысить уровень развития производственного и научно-технического потенциала, направить его на решение первоочередных проблем развития страны, что повысит конкурентоспособность белорусских предприятий и сможет гарантировать участие республики в разработках и использовании научно-технических нововведений, отвечающих требованиям НТП.

    Опережающие темпы роста экспорта по сравнению  с ростом производства ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства должны обеспечить потребности страны в валюте для увеличения закупок инвестиционных ресурсов.

    Улучшится состояние окружающей среды. При  росте объемов производства продукции промышленности на 28—32% и сельского хозяйства на 22—28% прирост выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных транспортных средств составит 6—9%, использование свежей воды увеличится на 7—8%, сброс сточных вод в поверхностные водоемы возрастет лишь на 9—10%, что связано с внедрением прогрессивных технологий, увеличением доли природного газа в топливном балансе страны, реализацией атмосфере и водоохранных мероприятий.

    Осуществление намеченных мероприятий региональной политики будет способствовать выравниванию уровней и повышению комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов.[21c.159-161] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВЫВОД 

    1.  Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

    В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической  системы, можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные.

    “Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в чистом виде никогда не существовала. Тем не менее, можно говорить о том, что в течение нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была приближена такой системы.

    2.  На основе рассмотренных подходов можно сделать вывод, что формационный подход основное внимание в экономической системе уделяет формам собственности на средства производства и присвоению результатов производства.

    Формационный  подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственному процессу производства или способу производства.

    Цивилизационный подход основное внимание уделяет общечеловеческим ценностям: свободе, демократии, культуре и направления развития экономических процессов.

    Цивилизационный подход означает необходимость изучения эволюции капиталлистической экономики, трансформации ее структуры, анализ успехов и недостатков. Этот подход позволяет обосновать новую концепцию эволюции капитализма, а, следовательно, и его современного облика, отличную от той, что до недавнего  времени господствовала в нашей политической экономии.

    3.  Теория "индустриального общества" возникает в 40-х гг. ХХ в. Ее родоначальником считают американского экономиста П. Дракера.

    В 50-х гг. она находит широкое  распространение, однако наиболее законченное и развернутое выражение эта теория получила в трудах У. Ростоу, Белла, Р. Арона и Дж. Гэлбрейта.

    Наряду  с теориями "индустриального общества" широкое распространение получила концепция "постиндустриального общества", основу которой заложили З. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники этой теории связывают становление этого общества с преобладанием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации знанию в постиндустриальном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в данном обществе классы заменяются социально недифференцированными "информационными" сообществами. 
4.   Можно сделать следующие выводы: усиление проникновения правительства в экономическую систему последние пять лет носило характер ограничения прав собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной социальной политики; в результате проводимой экономической политики возникла кризисная ситуация практически во всех сферах экономики.

    Современная экономическая система Беларуси характеризуется очень низкой долей  частной собственности, даже по сравнению с бывшими республиками СССР, средней, даже для Западной Европы, долей государственных расходов к ВВП, слабой ориентацией государственных расходов на социальные нужды. 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 

    
  1. Экономическая теория: Учебное пособие / Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. г. Муталимов и др.; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. 2-е изд., переработанное и дополненное – Минск: БГЭУ, 2000. – 632 с.
  2. Экономическая теория: Учебное пособие / Н. И. Базылев, А. В. Бондарь, С. П. Гурко и др.; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1997. – 368 с.
  3. Экономическая теория: Учебное пособие / Л. Н. Давыденко, А. И. Базылева, А. А. Дичковский и др.; под общ. ред. Л. Н. Давыденко. – Минск: Вышэйшая школа, 2002. – 336 с.

    4. Дайнеко П.В. Перспективы развития экономики Белоруссии: Рабочий материал, №1 январь, 2000 (www.imp.by)

    5. Макаев Е.О.. Оценка объектов приватизации в республике Беларусь // Веснiк БДЭУ, 2000, №4

    6. Экономика Беларуси: тенденция, оценка и прогнозы.- №1, 2001 г. (http:// ipm.by/ic)

    7. Готовский А.В. Экономическая система Беларуси: современное состояние и перспективы реформирования. // Квартальный бюллетень клуба экономистов, 2000, №2

    8. Экономические тенденции в Беларуси: квартальное обозрение // Программа ТАСИС 1998-1999

    9. Основные направления социально-экономического развития в РБ на период до 2010 г. // Белорусский экономический журнал. -№2. 2000 г.

    10. Основные направления социально-экономического развития в РБ на период 2001 – 2005 гг., Мн. 2001г.

    11.  Заико Л., Экономическая система Беларуси: эволюция марксизма в эмпирическое кейнсианство //Аналитический бюллетень .-№3, 2000 г.

    12. Зеленкевич М.Л., Костина Т.А. Собственность и монетарные механизмы формирования конкурентных преимуществ в РБ. // Вестник ассоциации белорусских банков. -№22. 2000г. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация о работе Тенденции развития экономической системы общества