Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:11, курсовая работа
Цель курсовой работы — рассмотреть характеристики и тенденции развития экономической системы общества.
Задачи курсовой работы:
–определить понятие экономической системы общества,
–рассмотреть характеристики плановой экономической системы,
–рассмотреть характеристики либеральной рыночной экономической системы,
–выявить сущность и основные черты современной планово-договорной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИКА КАК ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1 Понятие экономической системы 6
1.1.1 Содержание экономической системы 6
1.1.2 Принципы выделения типов экономических систем 7
1.1.3 Хозяйственный механизм 9
1.2 Теории экономических систем 11
1.2.1 Структура экономической системы 11
1.2.2 Определение экономической системы 14
1.2.2.1 Формационный подход 14
1.2.2.2 Стадийный подход 14
1.2.2.3 Цивилизационный подход 16
2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 23
2.1 Чистый капитализм 24
2.2 Традиционная экономика 26
2.3 Административно-командная экономика 26
2.4 Рыночный тип экономики 28
2.5 Смешанная экономика 28
3. СТАНОВЛЕНИЕ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ВЫВОД 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Экономика определяется как такой тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и самопроизводства определяется административным центром на основе системы его команд.
Характерными
чертами административно-
2.4 Рыночный тип экономики – это такая экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляются под воздействием рыночного механизма регулирования, изменения спроса, предложения и цен, а также экономической выгоды.
2.5 Смешанная экономика. Рассмотренные типы экономических систем в абсолютной и подавляющей форме нигде не проявляются, они выступают, в зависимости от сложившихся условий, преобладающими в тех или иных странах. Так, своеобразной «лабораторией» чистого капитализма считается США, а страной «классического» регулируемого капитализма – Великобритания. «Образцом» командной экономики определялся бывший Советский Союз, а к традиционной экономике относится страны Африканского континента, Ближнего и Среднего Востока. В большинстве же стран мира тесно переплетаются элементы разных экономических систем хозяйствования, что позволило определить в качестве самостоятельного типа экономической системы смешанную экономику.
В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также боле сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность – гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.
Смешанные системы существовали в различные исторические периоды. Применительно к современным условиям смешанная экономика представляет в следующих укрупненных формах:
Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усиливавшиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.
Сам термин «смешанная экономика» не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетание различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразие форм собственности. Вторая трактовка, получившая развитие от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья трактовка, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.
Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.
Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.
Смешанность
экономики характеризует не только
наличие разнообразных
Смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы – социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов.
В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешивания» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.
Хозяйственный
механизм административно-командной системы
имеет ряд особенностей. Он предполагает,
во-первых, непосредственное управление
всеми предприятиями из единого центра
– высших эшелонов государственной власти,
что сводит на нет самостоятельность хозяйственных
субъектов. Во-вторых, государство полностью
контролирует производство и распределение
продукции, в результате чего исключаются
свободные рыночные взаимосвязи между
отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный
аппарат руководит хозяйственной деятельностью
с помощью преимущественно административно-
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В
странах с административно-
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение
созданной продукции между
Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современных развитых странах также существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них.
Американская модель построена на системе всемирного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Американская модель – это либеральная рыночная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не существовало. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные ограничения ради процветания страны.
Японская модель – это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой рыночные отношения опосредуются активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
Шведская модель – это модель «скандинавского социализма», которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются.
Шведская
модель отличается сильной социальной
политикой, направленной на сокращение
имущественного неравенства за счет
перераспределения
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика, и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
Современные развитые страны взяли курс на построение социально регулируемой экономики, что лежит в основе понятия «смешанная система хозяйства».
Информация о работе Тенденции развития экономической системы общества