Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:11, курсовая работа
Цель курсовой работы — рассмотреть характеристики и тенденции развития экономической системы общества.
Задачи курсовой работы:
–определить понятие экономической системы общества,
–рассмотреть характеристики плановой экономической системы,
–рассмотреть характеристики либеральной рыночной экономической системы,
–выявить сущность и основные черты современной планово-договорной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИКА КАК ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1 Понятие экономической системы 6
1.1.1 Содержание экономической системы 6
1.1.2 Принципы выделения типов экономических систем 7
1.1.3 Хозяйственный механизм 9
1.2 Теории экономических систем 11
1.2.1 Структура экономической системы 11
1.2.2 Определение экономической системы 14
1.2.2.1 Формационный подход 14
1.2.2.2 Стадийный подход 14
1.2.2.3 Цивилизационный подход 16
2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 23
2.1 Чистый капитализм 24
2.2 Традиционная экономика 26
2.3 Административно-командная экономика 26
2.4 Рыночный тип экономики 28
2.5 Смешанная экономика 28
3. СТАНОВЛЕНИЕ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ВЫВОД 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Экономические
системы в реальной жизни развиваются
и изменяются. Общим для разных
экономических систем является то,
что они проходят со временем одинаковые
этапы: возникновения, утверждения, расцвета,
увядания, умирания. Но история разных
систем, тем не менее, различна. Основополагающая
прогрессивная тенденция развития экономических
систем связана со способностью системы
обеспечить условия для все большей развитости
и совершенства людей.
3.
СТАНОВЛЕНИЕ СМЕШАННОЙ
ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
После
рассмотрения основных типов экономических
систем целесообразно проанализировать
и ответить на вопрос о том, какая же экономическая
система формируется в народном хозяйстве
Республики Беларусь. Исходной посылкой
к пониманию сути проблемы является то,
что в республике функционировала командная
экономика. Но теперь прежние связи оказались
разрушенными, а новые рыночные еще не
созданы. Социально-экономическая определенность
типа системы хозяйства будет зависеть
от того, трансформируется бывшая государственно-
Для создания смешанной экономики необходимо демонополизировать, разгосударствить государственный сектор в национальной экономике, который в производстве валового национального продукта (включая колхозы, потребительскую кооперацию и другие виды кооперативов) достигал 98 % [1.с.57]. Частный сектор совсем отсутствовал. Теперь он должен быть создан и создание должно происходить за счет реформирования государственного сектора в промышленности, торговле, строительстве, сфере услуг, а также за счет преобразования колхозного и совхозного секторов в сельском хозяйстве. Не касаясь пока форм разгосударствления и приватизации собственности, можно указать на реальную возможность реформирования бывшей государственной (общенародной) собственности в государственную централизованно управляемую. По масштабам эта собственность немногим будет уступать прежней государственной социалистической собственности. Проанализируем процесс и убедимся в этом.
В
соответствии с действующим
Советский Союз во второй половине 80-х гг. начала проводить политику реформирования народного хозяйства, получившую название “Перестройка”. В результате прежние связи оказались нарушенными, а новые рыночные на данный момент ещё не созданы.
В настоящее время в официальных кругах Беларуси преобладает мнение о необходимости создания в республике “социально-ориентированной рыночной экономики”, причем переход предполагается осуществляться с “минимальными социальными издержками”. Предполагается также, что будущая экономическая система станет очень похожей на шведский или германский вариант, то есть государство, в котором не будет болезненно осуществляться неравенство в доходах.
В переходной экономике противоречиво существуют элементы и экономические связи как старой, так и новой экономических систем. С одной, стороны в переходной экономике присутствуют оставшиеся в наследство от прежней экономической системы элементы, такие как государственные предприятия, колхоз и, конечно, такие субъекты, как домашнее хозяйство и государство.
С другой стороны, в переходной экономике появляются новые, не свойственные прошлой системе элементы, такие, как предпринимательские структуры на базе частной собственности (фермерские хозяйства, акционерные общества, различные негосударственные фонды и т. д.). С изменением состава элементом изменяется характер и содержание экономических связей. Произошел развал старых связей, и начался процесс формирования новых (рыночных). Таким образом, формирование частной собственности – это процесс формирования институтов рыночной экономики и освоение населением новых норм и правил поведения.
Конец 1991 – начало 1992 г. в Беларуси ознаменовались практически полной либерализацией цен, что давало возможность пользоваться частной собственностью, а точнее получать выгоду от владения средствами производства. Как следствие, 1992-1994 гг. были периодом стремительного развертывания приватизации республиканской, коммунальной собственности и жилого фонда.
На данном этапе Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершённости малой приватизации, приватизации крупных предприятий.
За шесть лет разгосударствлено и приватизировано всего 751 предприятий республиканской собственности, из которых только 83 не имеют государственной доли или она меньше 25%.[6. c. 9]
К настоящему времени в экономике Беларуси сформировалась система господства экономической власти неэффективных собственников, использующих в основном административные методы управления и, как следствие этого господства – неэффективный и неконкурентный рынок. Это проявляется в том, что рынок в Беларуси монополизирован (так в стране имеется около 300 предприятий – монополистов; наибольшее количество таких предприятии в машиностроении, а также в химической и нефтяной промышленности [18. c.41]), цены на все виды ресурсов заторможены действие административных механизмов, контролируемых государством. При этом прибыль, процент, оплата труда, рента, деньги, цены не выполняют функцию эффективных регуляторов. В следствии деформированности прав собственности существует большая сложность вхождения субъектов в бюрократический рынок и функционирования в рамках господствующих в экономической системе мелких бюджетных ограничений. Эти сферы отношений задаются из вне и контролируются правительством.
По оценкам ЕБРР доля частного сектора в ВВП в Беларуси на данный момент составляет всего 20% (последнее место среди стран с переходной экономикой). [38.c.5]
Средняя оценка Беларуси по показателям развития частного сектора и создания рыночной инфраструктуры (оценки ЕБРР) равны “1.6” или “2-”; в Польше, например, она составляет “3.5”, то есть находится между “3+” и “4-”. Разница в 2.2 раза ясно говорит об уровне развития рыночных институтов и инфраструктуры в Беларуси.[38. c.5]
В 1994 г. Беларусь перешла на собственную денежную единицу, что позволило в 1995 г. проводить политику стабилизации в денежно-кредитной и валютной сферах, в результате которой, во-первых, заметно сократились темпы инфляции: с 1959,9% прирост ИПЦ в 1994г. до 244 в 1995 г. и до 39,3% в 1996 г., во-вторых, реальные процентные ставки стали положительными уже во втором квартале 1995 г., в-третьих, заметно укрепился белорусский рубль по отношению к иностранным валютам.[5. c.18]
Тем не менее, следует отметить и негативные моменты в функционировании экономической системы республики в период 1992-1994гг. В первую очередь это касается снижением объёмов производства в жизненно важных отраслях. Так, сокращение ВВП в промышленности за период 1991-1994 гг. составило 30,6%; в строительстве- 43,8%; на транспорте- 41,7%; менее всего в сельском хозяйстве- 28,9%. Несмотря на это, такие отрасли, как кредитование и коммерческая деятельность, стремительно развивались- 58,2% и 32,4%. Снижался и уровень жизни населения. Например, только за период с 1 квартала по 1 квартал 1995 г. реальная средняя заработная плата упала на 3,9%, а реальная средняя пенсия - на 12,5%. Доля населения с доходами ниже минимального потребительского бюджета в 1994 г. составила 53% по сравнению с 25% в 1993 г. и 17,2% в 1992 г. [37]
Здесь следует особо отметить, что сокращение объемов производства и снижение уровня жизни населения, а также высокий уровень инфляции являются закономерными явлениями первого этапа трансформации плановой экономической системы в рыночную. Беларусь соответственно не стала исключением.[5. c.20]
С
цель вывода страны из кризисного состояния
была разработана Программа
Реализация принятых мер позволила уже к концу 1996 г. не только преодолеть спад производства, но и достигнуть положительной динамики основных макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции и потребительских товаров. Оживилась инвестиционная деятельность. В определённой мере удалось стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке и финансовое состояние предприятий.[20. c.4]
Осенью 1996 - зимой 1997 г. было завершено реформирование органов государственного управления, приведшее к жесткой централизации исполнительной власти. В экономической политике начали преобладать административные меры. [5. c.21]
В
1996-1998 гг. были в основном достигнуты
важнейшие параметры годовых
прогнозов социально-
Однако в этот период (с 1996-1998 гг.) существенно усилилась инфляция - с 2,8% среднемесячного прирост ИПЦ и 2,2% среднемесячного прироста ИПЦ в 1996 г. до 4,2 и 5,5% в 1997г, 9,0 и 9,6% в 1998 г. и до 11,0 и 10,8% в 1999 г. Реальные процентные ставки рухнули и надежно закрепились на отрицательном уровне. Уже в 1997 г. появилось множество валютных курсов, разница между которыми со второго квартала 1998 г. начала исчисляться разами. Самый стойкий из них - официальный курс Нацбанка РБ - составил в июне 1999 г. по отношению уровню декабря 1996 г. к доллару США - 48,9%, к немецкой марке - 63,7%, к российскому рублю - 87,4%.[5. c.22]
В первом полугодии 1999 г. наблюдалось существенное снижение темпов роста в промышленности и строительстве, сворачивались государственные программы строительства жилья. В 1 кв. 1999 г. зарегистрирован очень слабый прирост ВВП - 1,1% по сравнению с 8,3% в 1998г. (к соответствующему периоду предыдущего года), 11,4% в 1997 г. и 2,8% в 1996 г.; впервые за последние четыре года отмечен значительный отрицательный прирост потребительских расходов населения и валового накопления - -10,0% и -8,1 % соответственно, в то же время прирост государственных расходов на конечное потребление в I кв. 1999 г. составил 2,9%.[37]
В I кв. 1999 г. достигла рекордного уровня доля населения с доходами ниже Минимального потребительского бюджета - 83,7%, доля же населения с доходами ниже прожиточного минимума (60% МПБ) составила 33%, а во II кв. 1999 г.- 53,9%.[5. c.22]
Неустойчивое финансово-экономическое положение не могло не сказаться на уровне жизни населения. В настоящее время 78,8% населения располагают доходами на одного человека семьи ниже Минимального потребительского бюджета, а 46% - бюджета прожиточного минимума.[20. c.6]
Поворотной точкой для домохозяйств стали 1998 и 2000 гг. В 1998 г. произошло довольно резкое увеличение неравенства (с 25,8% до 28,2), после чего в 1999 г. резко выросла бедность (с 33% до 46,7%), а неравенство снова снизилось (до 26,9%). В 2001 г. наметился рост реальных доходов населения, однако бедность осталась практически на прежнем уровне.[38. c.6]
Можно сделать следующие выводы: усиление проникновения правительства в экономическую систему последние пять лет носило характер ограничения прав собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной социальной политики; в результате проводимой экономической политики возникла кризисная ситуация практически во всех сферах экономики.
Информация о работе Тенденции развития экономической системы общества