Сущность предприимательства и условия его развития в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание проблем современного предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 История возникновения и сущность предпринимательства…………….
1.1 Этапы становления предпринимательства………………………………
1.2 Основные виды предпринимательской деятельности………………….
2 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Республике Казахстан………………………………………………………………………
2.1 Современное состояние предпринимательства в Казахстане………….
2.2 Программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан………………………………………………………..
2.3 Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Казахстане…………………………………………………………………….
3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства……………………………………………………….
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства………………………………………………………..
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства…………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Сущность предприимательства и условия его развития в РК.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

В целях развития финансового лизинга предполагается расширение объемов финансирования проектов предусматривающих обновление и модернизацию основных фондов малых предприятий.

Кроме того, в  целях построения конструктивного  диалога между государственными органами и общественными объединениями  предпринимателей (работодателей) в  марте 2005 года на Конгрессе предпринимателей было принято решение об образовании Общественного Юридического Лица «Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен».

Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 23 апреля 2005 года № 1560 создан Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. В состав Совета вошли представители государственных органов, неправительственных организаций и предприниматели республики, возглавляет Совет Президент республики.

Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года, Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке малого предпринимательства", Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, поручений Президента Республики Казахстан, данных в Послании народу Казахстана от 18 февраля 2005 года и на Конгрессе предпринимателей Казахстана 25 марта 2005 года. [13]

Целью Программы  является выработка эффективной  политики в области государственной  поддержки и развития малого бизнеса, создание развитой и доступной инфраструктуры, раскрепощения предпринимательской  инициативы населения, улучшение условий для развития предпринимательства, в целях:

- создания условий  для активного роста количества  субъектов малого бизнеса, особенно  в форме юридического лиц,

- изменения  структуры деятельности субъектов  малого бизнеса в сторону значительного  увеличения доли субъектов малого бизнеса в приоритетных (производственных) отраслях экономики, вовлечения в инновационную деятельность,

- активного  вовлечения населения страны  в предпринимательскую деятельность, раскрепощения их инициативы  и созданию новых рабочих мест,

- увеличение  доли субъектов малого бизнеса  в ВВП страны до 30%. [13]

Реализация  Программы будет осуществляться по следующим направлениям

1. Систематизация  и совершенствование нормативной  правовой базы по вопросам  предпринимательства.

2. Совершенствование системы налогообложения субъектов малого бизнеса.

3. Развитие системы  финансово-кредитной и инвестиционной  поддержки малого предпринимательства.

4. Развитие инфраструктуры  малого предпринимательства.

5. Обучение, информационное, научно-методическое обеспечение и пропаганда малого предпринимательства.

6. Создание оптимальной  системы контроля и проверок  субъектов малого бизнеса.

Произошедшие  изменения в предпринимательской  среде, формировавшейся в течение  последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования.

В этих целях  будет проведена ревизия действующих  нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет  устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.

 

 

3.2 Развитие  системы финансово-кредитной и  инвестиционной поддержки малого  предпринимательства

 

Обеспечение финансово-кредитной  и инвестиционной поддержки малого бизнеса будет основано на развитии специализированных институтов и внедрении пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного обеспечения целевых групп субъектов малого предпринимательства с установлением приемлемых для них условий и процедур кредитования.

Фундаментом указанной  схемы должна выступить система  микрокредитования предпринимательских  инициатив наименее обеспеченных граждан  и начинающих предпринимателей, в  том числе на селе, осуществляемого  как на коммерческой, так и на грантовой основе с упрощением технических процедур оформления кредита.

Для этого необходимо сформировать сеть микрокредитных организаций  с филиалами во всех регионах, для  выдачи малых кредитов на небольшой  срок по ставкам ниже рыночных без  требования бизнес-плана и материального залога. К осуществлению данного проекта можно привлечь средства местных бюджетов, выделяемых на поддержку малого бизнеса, а также средства АО «Фонд поддержки и развития предпринимательства».

Необходим дифференцированный подход к суммам выдаваемых микрокредитов, в зависимости от вида деятельности и опыта работы. Так, для организации торгово-посреднической деятельности программами микрокредитования должны быть предусмотрены первоначальные суммы до 100 МРП, при последующем обращении и своевременном погашении, сумма может быть увеличена до 500 МРП.

Для стартового капитала на открытие предприятия в  приоритетных областях промышленности (туризм, стройиндустрия, пищевая промышленность, транспортная логистика и др.) суммы  выдаваемых микрокредитов должны быть не менее 1000 МРП.

В рамках деятельности АО «Фонд развития малого предпринимательства» внедрить программу финансирования стартового капитала субъектов малого бизнеса.

Ежегодно в  республиканском бюджете предусматривать  средства для покрытия части убытков  АО «Фонд развития малого предпринимательства» и банков второго уровня от кредитования стартового бизнеса.[12]

В целях поддержки  предпринимателей, находящихся на наиболее сложном и ответственном этапе  развития бизнеса, сопряженного с нехваткой  оборотных средств и ликвидного залога, необходимо развивать систему гарантирования кредитования малого предпринимательства с участием АО «Фонд поддержки и развития малого предпринимательства».

Ежегодно на предоставление гарантий, развития лизинга  и кредитование субъектов малого бизнеса необходимо выделять АО «Фонд развития малого предпринимательства» из республиканского бюджета 30,0 млрд. тенге.

Для предпринимателей, имеющих определенный опыт и испытывающих потребности в высокотехнологичном  оборудовании и дополнительном капитале для освоения новых направлений деятельности, будут задействованы новые инструменты финансовой поддержки (лизинг, венчурное финансирование и другие). Развитие лизинговых и создание венчурных структур будут способствовать появлению новых производств и восстановлению существующих до стадии, на которой они смогут привлекать традиционные источники финансирования.

Созданные в 2003 году новые финансовые институты  АО «Национальный инновационный  фонд», АО «Инвестиционный фонд Казахстана»  в небольших объемах финансируют проекты, представляемые субъектами малого бизнеса. Необходимо вышеуказанным фондам разработать специальные программы, предусматривающие упрощенный порядок получения финансовых средств для субъектов малого бизнеса и более гибкие условия финансирования в первую очередь предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики.

Кроме того, необходимо оптимизировать процедуры предоставления банками второго уровня кредитов субъектам малого предпринимательства  и связанные с ними расходы путем:

- разработки  и внедрения механизмов по  снижению для субъектов малого  бизнеса платы за обслуживание  кредитов;

- освобождения  предприятий малого бизнеса от  обязательного предоставления бизнес-планов  по кредитуемому мероприятию,  заменив их технико-экономическим обоснованием проекта по упрощенной форме;

- упрощения  критериев оценки финансового  состояния заемщиков - предприятий  малого бизнеса, а также требований  к видам обеспечения кредитов.

Разработать и  внедрить программу субсидирования процентных ставок для субъектов малого бизнеса для снижения стоимости кредитов, получаемых в банках второго уровня субъектами малого бизнеса для производственной деятельности.

Субсидировать административные расходы банков второго  уровня по обслуживанию кредитов, выдаваемых субъектам малого бизнеса.

Решение вопросов, связанных с расширением доступа  субъектов малого предпринимательства  к кредитным ресурсам, создание и  ведение реестров заемщиков позволят обеспечить им кредитную историю, что  будет способствовать стабильному росту количества малых предприятий и повышению производительности их деятельности.

Особое внимание должно быль уделено организации  и развитию кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих  разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети.

В этом случае не отдельное предприятие конкурирует на рынке, а региональный промышленный комплекс, который сокращает свои трансакционные издержки благодаря совместной технологической кооперации компаний

Законы рыночной экономики вынуждают крупные  компании четко определять свои основные виды деятельности и выводить все остальные в самостоятельное плавание в качестве малых предприятий, которые обычно остаются поставщиками основной компании, но могут существенно расширить свой рынок путем привлечения других потребителей. Если деловая среда благоприятствует выходу новых предприятий на рынок, то в целом улучшается структура рынка, повышается конкурентоспособность производств на всех уровнях передела, растут продажи. Рабочие места не только не сокращаются, но создаются новые.

По мере развития кластера в него "втягиваются" информационно-коммуникационные, кредитно-финансовые, юридические и иные учреждения, находя в нем новые ниши для расширения своей деятельности.

Образование новых  предприятий в кластере - элемент  положительной обратной связи. Развернутый  кластер усиливает все вышеуказанные выгоды: наращивает коллективную базу ресурсов конкурентоспособности, от чего выигрывают все участники кластера и оказываются впереди их конкурентов в других местах.

Таким образом, деловая среда кластера образует своего рода "питательную среду" для развития малого и среднего предпринимательства. В мировой практике известны кластеры, полностью состоящие из малых и средних предприятий.

Малые предприятий, работающие в кластерной системе  должны быть освобождены от социального  налога.

Арифметические  и иные ошибки, не искажающие основной сути отчетного документа не должны являться основанием для наложения  штрафа

Переписка официальных  органов с предприятиями малого бизнеса должна осуществляться с  уведомлением о вручении или «из  рук в руки». В последнее время, отправка писем официальными органами (в том числе налоговыми) осуществляется через почтовые отделения связи. По непонятным причинам, письма идут месяцами, в результате руководители предприятий выплачивают штрафы за несвоевременное реагирование на замечания налоговых органов или смену местонахождения без уведомления.

Проверки санэпидемстанций, пожарных инспекций должны быть строго в рамках Регламентов проверок, которые  должны быть зарегистрирован в органах  юстиции республики.

Законодательно должна быть закреплена материальная ответственность конкретного должностного лица, осуществляющего проверку. В случае необоснованных проверок и незаконных действий, вышеуказанное должностное лицо лично должно возместить убытки малому предприятию, которые явились результатом незаконных действий или уплатить штраф не менее 50 МРП.

Все контролирующие органы обязаны:

- бесплатно  распространять нормативно-правовые  документы, затрагивающие интересы  предпринимателей;

- организовать  постоянно действующие обучающие курсы, центры оказания консультаций для предпринимателей;

- разрабатывать  и бесплатно распространять методические  материалы с комментариями, по  вопросам проверок предпринимателей.

Критерии оценки деятельности контролирующих органов  должны базироваться не на числе проведенных проверок, выявленных нарушений и сумме наложенных штрафов, а на проведенной работе по информационной, консалтинговой и методологической помощи, оказанной предпринимателям.

Финансовое  обеспечение государственной поддержки  малого бизнеса будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на указанные цели, а также целевых займов, получаемых Республикой Казахстан, государственных натурных грантов и других, не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников.

Информация о работе Сущность предприимательства и условия его развития в РК