Сущность предприимательства и условия его развития в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание проблем современного предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 История возникновения и сущность предпринимательства…………….
1.1 Этапы становления предпринимательства………………………………
1.2 Основные виды предпринимательской деятельности………………….
2 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Республике Казахстан………………………………………………………………………
2.1 Современное состояние предпринимательства в Казахстане………….
2.2 Программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан………………………………………………………..
2.3 Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Казахстане…………………………………………………………………….
3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства……………………………………………………….
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства………………………………………………………..
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства…………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Сущность предприимательства и условия его развития в РК.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

 

 

1.2 Основные  виды предпринимательской деятельности

 

Предпринимательство как особая форма экономической  активности может осуществляться как  в государственном, так и в  частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство  государственное;

б) предпринимательство  частное.

Государственные предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников.

Важной характеристикой  таких предприятий выступает  то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное  и частное предпринимательство  — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства. 
Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление  непосредственных производительных  функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, конструкторское бюро);

2) осуществление  посреднических функций, т. е.  оказание услуг, связанных с  продвижением товара на рынок  и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Общественное  понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской  деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научнотехнических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Но такое  общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается  в другом — посредническая предпринимательская  деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

1) к увеличению  производительности труда непосредственных  производителей товаров на основе  углубления специализации;

2) к ускорению  темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

3) к насыщению  товарных рынков до объективно  требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

В зависимости  от содержания предпринимательской  деятельности и ее связи с основными  стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам  предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства основная, определяющая.

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:

1) традиционалистский  характер (традиционалистское предпринимательство),

2) инновационный  характер (инновационная предпринимательская  деятельность, инновационное предпринимательство).

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться  на производство и поставку на рынок  традиционных или инновационных  товаров. Практика предпринимательской  деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием какихто новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара. 
В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торговокоммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое  предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета куплипродажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарноденежных операциях.

Главная задача и предмет предпринимательской  деятельности посредника соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

Лица (юридические  или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые  сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

Страховое предпринимательство  заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансовокредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Состояние и тенденции развития  предпринимательства в Республике  Казахстан

 

 

2.1 Современное  состояние предпринимательства в Казахстане

 

Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.

Одним из приоритетных направлений экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы.  Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030». Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

Образование предпринимательского класса необходимо для стабильности любого общества, ориентированного на рыночную экономику. Развитие ЧП  требует  предоставление предпринимательского шанса каждому, создания равных для всех стартовых возможностей.

В связи с  развитием рыночных отношений в  нашей стране предпринимательскую  деятельность приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической  среды. Поэтому возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, т.е. возрастает риск, опасность неудачи, непредвиденных потерь (это характерно для начальных стадий освоения предпринимательства).

Казахстан провозгласил курс на формирование социально ориентированного рыночного общества, который требует радикальных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Предпринимательство, являясь одним из основных звеньев переходного периода к рыночной экономике, ускорило формирование навыков рыночного поведения отдельных людей в масштабе всего государства.

Несмотря на высокие темпы развития предпринимательства  в последние годы, существует ряд  проблем, препятствующих качественному  росту данного сектора экономики. Данные проблемы включают:

  • несовершенство законодательной базы – законодательство о частном предпринимательстве содержит устаревшие нормы. По ряду вопросов развития МСБ отсутствуют четкие нормы, что ведет к увеличению административных барьеров и двоякой трактовке норм действующего законодательства;
  • проблема критериального определения субъектов предпринимательства – критерии отнесения субъектов предпринимательства к категории малого и среднего бизнеса не соответствуют мировой практике. Заниженные стоимостные критерии не соответствуют сегодняшнему уровню развития экономики и бизнеса. Они стимулирую искусственное «дробление» бизнеса, снижают эффективность мер поддержки и конкурентоспособность отечественного предпринимательства;
  • недостаточно конструктивная налоговая система – налоговая система Казахстана не предусматривает экономических стимулов для роста масштабов малого бизнеса и постепенной его трансформации в средний;
  • административные барьеры – наличие административных барьеров является серьезным препятствием для развития малого и среднего бизнеса. Однако их комплексные анализ диет ключи к наиболее эффективному решению данной проблемы;
  • слабое развитие и фрагментарность инфрастуктуры поддержки предпринимательства – существующая в Казахстане инфраструктура поддержки МСБ не обеспечивает комплексной поддержки развития малого и среднего бизнеса и обуславливает повышенные транзакционные издержки;
  • низкая конкурентоспособность продукции малого и среднего бизнеса – недостаточный уровень фондовооруженности, высокий уровень износа и низкая обновляемость основных средств, а также низкая технологичность сектора МСБ в целом, снижают производительность труда, экономическую эффективность и конкурентоспособность продукции малого и среднего бизнеса;
  • отсутствие доступа к финансовым ресурсам – мировой финансовый кризис усугубил проблему недостатка финансирования субъектов МСБ. Своевременная реализация государственной Стабилизационной программы позволило частично нивелировать негативное влияние кризисных явлений на сектор МСБ.

Важнейшей задачей государства на данном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

2.2 Программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан

 

С начала становления  независимого Казахстана историю государственных  мер по поддержке предпринимательства  можно разделить на следующие  периоды:

Первый период – с 1992 по 1994 годы;

Второй период – с 1994 по 1996 годы;

Третий период – с 1997 по 2000 годы;

Четвертый период – с 2001 по 2003 годы;

Пятый период – с 2004 по 2007 годы;

Шестой период – с 2008 года по настоящее время.

Одной из первых мер в  этой сфере является принятие Государственной программы поддержки и развития предпринимательства в РК на 1992-1994 годы, которая заложила основы становления и развития частного предпринимательства в целом, не разделяя его по масштабности. Основными препятствиями развития предпринимательства на тот момент являлись отсутствие цельного и стабильного законодательства, адекватной налоговой политики, трудности в получении инвестиций и кредитов, производственных помещений, сырьевых ресурсов, информации, то есть отсутствие реального механизма государственной поддержки предпринимательства, создание которого предполагала Программа.

С целью создания необходимых  условий для активного формирования слоя предпринимателей, обеспечивая  тем самым надежную социальную базу экономических реформ в республике была разработана и принята Программа Государственной поддержки и развития предпринимательства в РК на 1994-1996 годы. Данный период ознаменовался осуществлением налоговой реформы, главной целью которой было снижение налогового бремени через сокращение действовавших налогов и платежей, а также обеспечение единого применения налоговых правил на всей территории страны. В процессе реформирования экономики страны малый бизнес приобрел ключевую роль.

В период с 1997 по 2000 годы в  целях устранения проблем предыдущего  периода, препятствующих развитию малого предпринимательства, и закрепления достигнутых положительных тенденций государством были осуществлены следующие меры:

Был принят Указ Президента РК от 6 марта 1997 года № 3398 «О мерах по усилению государственной поддержки  и активизации развития малого предпринимательства», который официально утвердил статус мер поддержки и развития малого предпринимательства приоритетной сферой государственной экономической политики и направил осуществляемые меры, в первую очередь, на обеспечение занятости населения, решение его социальных проблем и развитие трудовой активности, наполнение потребительского рынка широким ассортиментом товаров и услуг;

Информация о работе Сущность предприимательства и условия его развития в РК