Сущность предприимательства и условия его развития в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание проблем современного предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 История возникновения и сущность предпринимательства…………….
1.1 Этапы становления предпринимательства………………………………
1.2 Основные виды предпринимательской деятельности………………….
2 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Республике Казахстан………………………………………………………………………
2.1 Современное состояние предпринимательства в Казахстане………….
2.2 Программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан………………………………………………………..
2.3 Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Казахстане…………………………………………………………………….
3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства……………………………………………………….
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства………………………………………………………..
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства…………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Сущность предприимательства и условия его развития в РК.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Правительством РК 26 апреля 1997 года был создан Фонд развития малого предпринимательства (Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1997 года № 665 «О создании фонда развития малого предпринимательства»);

Была принята Государственная  программа развития и поддержки  предпринимательства в РК на 1999-2000 годы, которая определяла основные направления государственной поддержки именно малого бизнеса вследствие его особой роли в рыночной экономике.

В 2001 году была принята очередная  Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства  в РК  на 2001-2002 годы, которая предполагала повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства, совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства, совершенствование механизмов финансово–кредитной и инвестиционной политики поддержки малого предпринимательства, кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства, региональное развитие малого предпринимательства.

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в период с 2004 по 2007 год государством были определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. Была принята новая Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 2004-2006 годы. В рамках выполнения мероприятий Программы ставились задачи по обеспечению институциональных условий для перехода малого предпринимательства к диверсификации, расширению профильности, перевода инвестиционных потоков в новые отрасли, увеличения активов предприятий малого предпринимательства, создания наукоемких экспорто-ориентированных производств и выхода продукции (работ, услуг) малого предпринимательства на внешние рынки.

Не дожидаясь  окончания реализации мер по Программе  поддержки малого предпринимательства  на 2004-2006 годы, Правительством была принята  еще одна – Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2005-2007 годы, разработанная в соответствии с Посланием Президента РК народу Казахстана от 18 февраля 2005 годы «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Программа предусматривала весьма действенные меры по поддержке и развитию МСБ, логично вписывающиеся в рамки проводимой государством макроэкономической политики, основанной на Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы и Стратегии развития РК на период до 2030 года.

Начиная с конца 2007 года государство с целью сокращения дефицита кредитных средств для  МСБ, вызванного мировым финансовым кризисом, приступило к реализации Программы обусловленного размещения средств в банках второго уровня для последующего кредитования МСБ на льготных условиях, оператором которой выступает Фонд «Даму».

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем  послании народу Казахстана о предпринимательстве (от 29 января 2010 года): «Предпринимательство - движущая сила новой экономики. Ядром  диверсификации будет предпринимательство. Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации. Именно предприниматели, являются движущей силой модернизации экономики. В этой связи поручаю Правительству с 2010 года обеспечить введение единой бюджетной программы по развитию предпринимательства в регионах. Предлагаю назвать ее «Дорожная карта бизнеса - 2020». Целью этой программы станет создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего, малого и среднего бизнеса. Использование средств этой программы должно осуществляться по следующим направлениям:

  • субсидирование процентной ставки по кредитам;
  • частичное гарантирование кредитов малому и среднему бизнесу;
  • сервисная поддержка ведения бизнеса;
  • переподготовка кадров и повышение квалификации, молодежная практика и социальные рабочие места.

«Дорожная карта  бизнеса - 2020» открывает новые  возможности, как для предпринимательства, так и для банков и инвесторов по финансированию несырьевых проектов. Правительство совместно с акимами должно разработать в рамках трехлетнего бюджета общие лимиты финансирования в разбивке по годам, основанные на расчетах экономического потенциала каждого региона. Эти средства передаются регионам. Акимы будут нести полную ответственность за проекты МСБ финансируемые по программе. Поручаю Правительству передать СПК местным исполнительным органам, которым предстоит на деле стать региональными корпорациями по развитию бизнеса.»

 

 

 

 

 

2.3 Правовое  регулирование предпринимательской деятельности в Казахстане

 

Сегодня экономические  изменения в Казахстане намного  опережают преобразования в правовой сфере. Такая ситуация не является исключением  и в сфере малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим данную ситуацию с хронологической точки  зрения.

Можно выделить следующие основные этапы законодательного обеспечения становления малого предпринимательства в Казахстане:

11 декабря 1990 года принят Закон Казахской  ССР «О свободе хозяйственной  деятельности и развитии предпринимательства  в Казахской ССР», который является одним из первых законодательных актов, определившим основные правовые, экономические и социальные условия для свободной предпринимательской деятельности.;

4 июля 1992 года  принят Закон РК «О защите  и поддержке частного предпринимательства», который установил, что государство обеспечивает максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. Законом было подтверждено положение об отказе государства прямо вмешиваться в частную предпринимательскую деятельность.;

19 июня 1997 года  приняты Закон Республики Казахстан  «Об индивидуальном предпринимательстве»  и Закон РК «О государственной  поддержке малого предпринимательства», который определил субъектов малого предпринимательства с численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше 60000-кратного расчетного показателя, а также основные принципы и меры по государственной поддержке малого предпринимательства;

19 января 2001 года  № 77 Постановление правительства  РК О Концепции развития и  поддержки малого предпринимательства  в РК на 2001-2005 годы.

Таким образом, в РК законодательная база для  развития и функционирования малого бизнеса, в целом, сформирована. На современном этапе одной из основных задач является полная реализация на практике установленных положений.

Указанные акты обеспечили основу для устойчивого  развития предпринимательства в  Республике, создали необходимые  предпосылки для становления предпринимательского класса. В то же время, не нашли полного отражения вопросы, связанные с функционированием небольших предприятий, определения четких критериев отнесения тех или иных юридических лиц к категории малых и средних предприятий, что затрудняло не только статистический учет основных показателей деятельности данных предприятий, а также препятствовало выработке эффективных мер по оказанию мер государственной поддержки предпринимателям.

Экономическое развитие Казахстана в последние годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования полисубъективной структуры отношений собственности. Гражданский кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно фиксирует это обстоятельство. Причём, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им для каждого из субъектов определяются исключительно законом. И лишь закон определяет виды имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или частной собственности.

Новая ситуация потребовала радикальных изменений  в правовой основе экономической  деятельности. ГК РК - важнейшая веха на этом пути. Он определил принципиальные основы экономических отношений  при переходе к рыночным методам  хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.

Наряду с  физическими лицами, ГК РК признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.

Юридическим лицом  признаётся организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

  • юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников;
  • юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников;
  • юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т. е. участвовать в имущественном обороте;
  • юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам;
  • юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;
  • существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников.

Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства разных стран.

Решая вопрос о  выборе формы деятельности в той  или иной сфере, необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических  лиц вообще, и нормы, касающиеся отдельных  организационно-правовых форм юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Государственная и финансово-кредитная  инфраструктура поддержки предпринимательства

 

 

3.1 Государственная  политика в области поддержки  предпринимательства

 

До настоящего времени государственная поддержка  малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного финансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системных началах.[12]

Сегодня назрела  ситуация, когда малое и среднее  предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике.

Предполагается  решение следующих задач:

  • создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;
  • дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;
  • сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
  • передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;
  • создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;
  • участие предпринимательства в инновационной экономике.

Финансирование  будет проводиться за счет средств  республиканского бюджета: 2005 год – 13195,12 млн. тенге (101,5 млн. $ США), 2006 год – 10215,12 млн. тенге (78,6 млн. $ США), 2007 год – 10000 млн. тенге (76,9 млн. $ США). В результате реализации Программы в течение трех лет будут увеличены объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до 95000млн.тенге (700 млн.$ США).

В целях развития гарантирования предполагается:

  • заключение генеральных соглашений с банками второго уровня о сотрудничестве на республиканском и региональном уровнях;
  • выдача гарантий субъектам малого предпринимательства при получении ими кредитов в банках второго уровня, покрывающих от 50 до 80 процентов стоимости проекта.

В целях развития проектного финансирования предполагается:

  • открытие специальных кредитных линий для оралманов, молодежи, потенциальных предпринимателей пенсионного возраста, ремесленников, инвалидов;
  • кредитование внедрения международных стандартов качества менеджмента с последующим возмещением 50 процентов затрат предпринимателя;
  • кредитование франчайзинговых операций;
  • кредитование участников инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
  • открытие кредитной линии для поэтапной капитализации предприятий малого бизнеса за счет заемных средств Фонда.

Информация о работе Сущность предприимательства и условия его развития в РК