Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 12:41, курсовая работа
Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д. В данной работе структура рынков рассматривается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости.
Введение……………………………………………………………………………………… 1
Глава I. Сущность олигополистической структуры рынка………………………….. 2
1.Понятие и основные черты рыночных структур. Олигополия как вид рыночной структуры……………………………………………………………………………..
2
1.Понятие рыночной структуры………………………………………………………
2
2.Характерные черты олигополистической структуры рынка и взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………………………………………….
7
1.Характерные черты олигополистической структуры рынка……………………...
7
2.Взаимодействие фирм в условиях олигополии…………………………………….
10
3.Реклама при олигополии…………………………………………………………….
12
4.Формальные теории олигополии и исследование картеля как одной из форм олигополии……………………………………………………………………………
14
1.Формальные теории олигополии……………………………………………………
14
2.Теория Курно…………………………………………………………………………
14
3.Теория “ломаной кривой спроса”…………………………………………………..
16
4.Теория игр…………………………………………………………………………….
19
Интенсифицировались
исследования и разработки новых
технологий, использующих солнечную
энергию и энергию моря. Все
это привело к значительному
сокращению спроса на нефть. Снижение
спроса и увеличение предложения
нефти не позволяло ОПЕК и далее
взвинчивать цену. Более того, поддержание
прежней цены стало возможным
лишь путем дальнейшего снижения
производства и экспорта нефти членами
картеля. Это привело к падению
доходов ОПЕК и возникновению
серьезных разногласий между
участниками картеля: некоторые
из них стали превышать
Дальнейшее падение спроса и рост предложения нефти другими странами заставили ОПЕК 14 марта 1983 года впервые за 23-летнюю историю своего существования снизить цену с 34 до 29 долларов за баррель. В декабре 1985 года страны ОПЕК оказались не в состоянии достичь соглашения по вопросу о квотах. Квоты были отменены, а каждый член картеля стал самостоятельно принимать решения об объемах производства. Это привело к дальнейшему падению цен. К началу 90-х годов цена сырой нефти была ниже 9 долларов за баррель. Ее относительная цена (по отношению к среднему индексу цен всех других товаров) находилась на уровне начала 70-х годов.
Рассмотрение конкретного примера ОПЕК позволяет сделать более общие выводы о деятельности как картеля, так и олигополии в целом.
Первый вывод. Ограничение объема производства ниже того уровня, который существовал бы при совершенной конкуренции, в краткосрочной перспективе может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии. Это означает, что у фирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координации своей деятельности с целью реализации возможностей по контролю над рынком.
Второй вывод. Сговор
и ограничение предложения
Третий вывод. Контролировать рынок со временем становится все труднее и труднее. Это связано с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а также появляются новые заменители данной продукции.
Четвертый вывод.
Компании, контролирующие рынок, всегда
будут сталкиваться с проблемой
выбора между увеличением прибыли
в течение короткого и
Пятый вывод. Искусственное
ограничение объема производства с
помощью соглашения между несколькими
фирмами достаточно трудно поддерживать
в течение длительного периода.
Это особенно верно в тех случаях,
когда снижающийся спрос и
растущая конкуренция со стороны
новых производителей ведут к
падению доли рынка, принадлежащей
участникам олигополии.
Информация о работе Сущность олигополистической структуры рынка