Сущность олигополистической структуры рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д. В данной работе структура рынков рассматривается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………… 1
Глава I. Сущность олигополистической структуры рынка………………………….. 2
1.Понятие и основные черты рыночных структур. Олигополия как вид рыночной структуры……………………………………………………………………………..
2
1.Понятие рыночной структуры………………………………………………………
2
2.Характерные черты олигополистической структуры рынка и взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………………………………………….
7
1.Характерные черты олигополистической структуры рынка……………………...
7
2.Взаимодействие фирм в условиях олигополии…………………………………….
10
3.Реклама при олигополии…………………………………………………………….
12
4.Формальные теории олигополии и исследование картеля как одной из форм олигополии……………………………………………………………………………
14
1.Формальные теории олигополии……………………………………………………
14
2.Теория Курно…………………………………………………………………………
14
3.Теория “ломаной кривой спроса”…………………………………………………..
16
4.Теория игр…………………………………………………………………………….
19

Работа содержит 1 файл

Курсовая по олигополии.docx

— 50.13 Кб (Скачать)

    Интенсифицировались исследования и разработки новых  технологий, использующих солнечную  энергию и энергию моря. Все  это привело к значительному  сокращению спроса на нефть. Снижение спроса и увеличение предложения  нефти не позволяло ОПЕК и далее  взвинчивать цену. Более того, поддержание  прежней цены стало возможным  лишь путем дальнейшего снижения производства и экспорта нефти членами  картеля. Это привело к падению  доходов ОПЕК и возникновению  серьезных разногласий между  участниками картеля: некоторые  из них стали превышать установленные  квоты на производство нефти и  снижать цену ниже уровня, установленного картелем.

    Дальнейшее падение  спроса и рост предложения нефти  другими странами заставили ОПЕК 14 марта 1983 года впервые за 23-летнюю историю своего существования снизить  цену с 34 до 29 долларов за баррель. В  декабре 1985 года страны ОПЕК оказались  не в состоянии достичь соглашения по вопросу о квотах. Квоты были отменены, а каждый член картеля  стал самостоятельно принимать решения  об объемах производства. Это привело  к дальнейшему падению цен. К  началу 90-х годов цена сырой нефти  была ниже 9 долларов за баррель. Ее относительная  цена (по отношению к среднему индексу  цен всех других товаров) находилась на уровне начала 70-х годов.

    Рассмотрение конкретного  примера ОПЕК позволяет сделать  более общие выводы о деятельности как картеля, так и олигополии в целом.

    Первый вывод. Ограничение  объема производства ниже того уровня, который существовал бы при совершенной  конкуренции, в краткосрочной перспективе  может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии. Это  означает, что у фирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координации своей деятельности с целью реализации возможностей по контролю над рынком.

    Второй вывод. Сговор и ограничение предложения оказываются  особенно успешными в случае: высокой  рыночной концентрации предложения  товара (в 1973 году на долю ОПЕК приходилось  более 70% мирового предложения нефти); быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и предложения  товара; высоких барьеров для вступления на рынок.

    Третий вывод. Контролировать рынок со временем становится все  труднее и труднее. Это связано  с тем, что, по мере того как новые  компании, привлеченные высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения  в отрасль, предложение на рынке  увеличивается. Одновременно снижается  и спрос, так как растет экономия, а также появляются новые заменители данной продукции.

    Четвертый вывод. Компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с проблемой  выбора между увеличением прибыли  в течение короткого и длительного  периодов. Чем ближе устанавливаемые  цены к уровню монопольных цен, тем  выше и прибыль в течение короткого  периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливает ответную реакцию рынка: появляется больше новых  производителей аналогичной продукции, возникает больше товаров-заменителей.

    Пятый вывод. Искусственное  ограничение объема производства с  помощью соглашения между несколькими  фирмами достаточно трудно поддерживать в течение длительного периода. Это особенно верно в тех случаях, когда снижающийся спрос и  растущая конкуренция со стороны  новых производителей ведут к  падению доли рынка, принадлежащей  участникам олигополии. 
     
     
     

      

Информация о работе Сущность олигополистической структуры рынка