Сущность олигополистической структуры рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д. В данной работе структура рынков рассматривается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………… 1
Глава I. Сущность олигополистической структуры рынка………………………….. 2
1.Понятие и основные черты рыночных структур. Олигополия как вид рыночной структуры……………………………………………………………………………..
2
1.Понятие рыночной структуры………………………………………………………
2
2.Характерные черты олигополистической структуры рынка и взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………………………………………….
7
1.Характерные черты олигополистической структуры рынка……………………...
7
2.Взаимодействие фирм в условиях олигополии…………………………………….
10
3.Реклама при олигополии…………………………………………………………….
12
4.Формальные теории олигополии и исследование картеля как одной из форм олигополии……………………………………………………………………………
14
1.Формальные теории олигополии……………………………………………………
14
2.Теория Курно…………………………………………………………………………
14
3.Теория “ломаной кривой спроса”…………………………………………………..
16
4.Теория игр…………………………………………………………………………….
19

Работа содержит 1 файл

Курсовая по олигополии.docx

— 50.13 Кб (Скачать)

Содержание  

Введение……………………………………………………………………………………… 1
Глава I. Сущность олигополистической структуры рынка………………………….. 2
    1. Понятие и основные черты рыночных структур. Олигополия как вид рыночной структуры……………………………………………………………………………..
2
      1. Понятие рыночной структуры………………………………………………………
2
    1. Характерные черты олигополистической структуры рынка и взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………………………………………….
7
      1. Характерные черты олигополистической структуры рынка……………………...
7
      1. Взаимодействие фирм в условиях олигополии…………………………………….
10
    1. Реклама при олигополии…………………………………………………………….
12
    1. Формальные теории олигополии и исследование картеля как одной из форм олигополии…………………………………………………………………………… 
14
      1. Формальные теории олигополии……………………………………………………
14
      1. Теория Курно…………………………………………………………………………
14
      1. Теория “ломаной кривой спроса”…………………………………………………..
16
      1. Теория игр…………………………………………………………………………….
19
Глава II.  Рассмотрение картеля как одной из форм олигополии. Полследствия олигополии на примере ОПЕК…………………………………………………………… 22
    1. Рассмотрение картеля как одной из форм олигополии……………………………
22
      1. Описание картеля…………………………………………………………………….
22
      1. Ущерб от картеля…………………………………………………………………….
34
    1. Эффективность олигополистической структуры рынка…………………………..
26
    1. Последствия олигополии на примере ОПЕК………………………………………
28
Заключение…………………………………………………………………………………... 32
Список  литературы………………………………………………………………………….. 33
Приложения………………………………………………………………………………….. 34
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Сущность олигополистической структуры рынка

    1.1. Понятие и основные черты рыночных структур. Олигополия как вид рыночной структуры

    1.1.1. Понятие рыночной структуры

    Всему есть мера…

    Даже васильки,

    Когда во ржи их пропасть, - 

    Сорняки,

    А не цветы, ласкающие  глаз

    (1995) А.Ф.Шитиков  

    Рынок как развитая система отношений товарного  обмена представляет собой систему  отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру  и инфраструктуру.

    Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов  рынка, их  удельный вес в общем  объеме рынка. Классификация структуры  рынка показана в таблице 1.

    Таблица 1

    Классификация структуры  рынка

    По экономическому назначению объектов рыночных отношений Рынок товаров и услуг; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок

    По географическому  положению Местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок

    По степени ограничения  конкуренции Монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции

    По отраслям Автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.

    По характеру  продаж Оптовый рынок; розничный рынок 

    Рыночная структура  – сложное понятие, имеющее множество  аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д. В данной работе структура рынков рассматривается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости.

    1.1.2. Виды и основные характеристики рыночных структур

    Традиционно микроэкономическая теория имеет дело с четырьмя основными  рыночными структурами: совершенной  конкуренцией, монополистической конкуренцией, олигополией и  монополией.

    Совершенная конкуренция  характеризуется большим количеством  продавцов, производящих однородную продукцию  для множества покупателей.

    Монополистическая конкуренция отличается от совершенной  конкуренции только в одном отношении: это множество продавцов, производящих дифференцированные продукты для множества  покупателей.

    Олигополия фундаментально отличается от двух предыдущих рыночных

    структур: это несколько  продавцов, производящих конкурентную продукцию для многих покупателей. Производимая продукция может быть как однородной, так и дифференцированной.

    Монополия — это  ситуация единственного продавца, производящего  для многих покупателей. Его продукт  максимально дифференцированный (уникальный), так как отсутствуют конкуренты, производящие товары-субституты.

    Классификацию четырех  основных рыночных структур традиционно  производят при помощи четырех структурных  переменных: однородность продукции, количество фирм, легкость входа и выхода, контроль над ценами (табл. 2). 

    Таблица 2

    Четыре основных типа рыночных структур

          Чистая  конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия

    Однородность продукции Однородная Дифференцированная Однородная или дифференцированная Уникальная

    Количество фирм и их величина Много (мелкие) Много (не большие) Мало (крупные) Одна (крупная)

    Легкость входа  и выхода Легкий Легкий Барьеры Барьеры

    Контроль над  ценами Ценополучатель Небольшой Значительный Ценоустановитель 

    При этом такая  характеристика, как контроль над  ценами, не является самостоятельной, а зависит от количества фирм и  их величин (второй структурной переменной). Что касается легкости входа в  отрасль и выхода из нее, то и эту  характеристику также можно рассматривать  в рамках такой структурной переменной, как «условия издержек производства». В результате можно прийти к выводу о том, что достаточно лишь двух структурных  переменных (однородность продукции, а  также количество фирм и их величина) для того, чтобы идентифицировать четыре основных типа рыночных структур.

    Совершенная конкуренция  и чистая монополия — крайние  полюсы спектра рыночных структур и  как крайности встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются  монополистическая конкуренция  и олигополия.

    Сделаем вывод, что  монополистическая конкуренция, как  уже было сказано, тип рыночной структуры, приближающийся к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция  — случай, когда "много конкуренции  и мало монополии", монополистическая  власть на рынке относительно невелика. Противоположной ситуацией является олигополия, когда не большое число  крупных фирм производят основную ("львиную") долю продукции данной отрасли. 

    1.1.3. Олигополия как вид рыночной структуры

    Олигополия –  это рыночная структура, при которой  в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление  новых продавцов затруднено или  невозможно.

    Продукт у разных продавцов может быть стандартизирован, и дифференцирован. На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.    

    Характерная особенность  олигополистического рынка - зависимость  поведения каждой фирмы от реакции  и поведения конкурентов. Крупные  размеры и значительный капитал  фирм, как правило, немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими  фирмами в целях поддержания  цен и максимизации прибыли. Производители  договариваются о сотрудничестве и  заключают (иногда открытое и даже оформленное)  соглашение о дележе рынка - “картельное  соглашение”. Однако, в силу перечисленных  выше причин, чаще всего развиты  такие формы олигополии, при которых  между фирмами отсутствует формальное соглашение о контроле над рынком. Олигополия, как уже было засечено, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и  конкуренции. В то же время действует  и общее правило: чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее  каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально  высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в  этом смысле мы можем говорить о  потенциальной опасности монополизации  тех или иных отраслей экономики .

    Кроме того, чем  меньше фирм, тем менее эластичен  по цене спрос потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может  повышать цены на свою продукцию, не неся больших потерь в объеме продаж.

    Понятие рыночной концентрации тесно связано с  количеством фирм-участников рынка, то есть компаний, выпускающих сходный  продукт и конкурирующих между  собой в борьбе за потребителя. Существуют различные показатели, измеряющие рыночную концентрацию. Отраслевой показатель рыночной концентрации чаще всего рассчитывается как доля продаж четырех или восьми крупнейших фирм в общем объеме отраслевого  выпуска (в процентах). Согласно общепринятому  критерию, отрасли, в которых на долю четырех крупнейших фирм приходятся пятьдесят и более процентов  отраслевого выпуска, считаются  высококонцентрированными. Для них  характерна ситуация сильной олигополии – явное доминирование на рынке  нескольких ведущих фирм. Наконец, в  отраслях с показателем рыночной концентрации в пределах от двадцати пяти до пятидесяти процентов могут  встречаться различные формы  рыночной структуры: как олигополии, так и монополистической конкуренции.

    1.2. Характерные черты олигополистической структуры рынка и взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии

    1.2.1. Характерные черты олигополистической структуры рынка

    Далее рассмотрим характерные черты присущие олигополистической структуре рынка.

    1. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Так, снижение цены может, во-первых, сопровождаться снижением цен у компаний-конкурентов и, таким образом, не дать желаемого увеличения объема продаж и прибыли. Во-вторых, оно может не повлиять на цены конкурентов, но привести к проведению с их стороны мощной рекламной компании, направленной на преобразование своего имиджа в глазах потребителя. И в этом случае фирма – олигополист ничего не выиграет, а в ряде случаев может и проиграть, поскольку также будет втянута в разорительную рекламную кампанию или в новый виток снижения цен. Выигрыш возможен только в случае нейтрального отношения конкурентов к снижению цены. Аналогичным образом непредсказуемы последствия увеличения цены одним из участников олигополии.

    2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Высокие барьеры для новых фирм поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара. Экономия за счет масштабов основана на известности товаров, является важным барьером для других фирм, желающих работать на данном рынке. Поскольку новая фирма неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный спрос (DH - сдвинута влево) и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии (QH) (Приложение 1). Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше (PH). Фирмы - олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят цену ниже PH, но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае (между PH и PO) будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка (при ценах ниже PH кривая спроса DH лежит ниже АТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек). Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией (фирмы «Ксерокс», «Кодак», «IBM»), монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.

Информация о работе Сущность олигополистической структуры рынка