Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 01:03, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции, а также особенностей этого понятия применительно к РФ и к мировому сообществу в целом.
Задачами работы являются:
1. Выявление понятия «конкуренция», её видов и исторических условий возникновения;
2. Определение функций конкуренции, методов оценки, а также факторы, сдерживающие её;
3. Исследование конкуренции и антимонопольного законодательства в РФ.
Введение…………………………………………………………………………………..
1. Сущность и значение конкуренции…………………………………………………...
1.1. Понятие «конкуренции» и условия возникновения………………………….
1.2. Виды конкуренции……………………………………………………………..
2. Место и роль конкуренции в современном механизме рынка……………………...
2.1. Функции конкуренции…………………………………………………………
2.2. Методика оценки конкуренции……………………………………………....
2.3. Факторы, сдерживающие конкуренцию………………………………………
3. Конкуренция в РФ……………………………………………………………………..
3.1. Проблема создания конкурентной среды в РФ………………………………
3.2. Антимонопольное законодательство РФ и государственное регулирование экономики…………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………………………………
Чтобы лучше обозначить конечные характеристики отрасли, следует изучить по каждой области стратегической активности предприятия различные факторы развития конкуренции (в соответствии с таблицей 1).
Табл. 1 Факторы развития конкуренции
Конкуренция | Факторы развития конкуренции |
Борьба за клиентуру (рост сектора) |
|
Служащие отрасли |
|
Государственная политика |
|
Поставщики |
|
Товары |
|
Техника производства |
|
Техника распределения рекламы |
|
Предприятия-конкуренты |
|
Основные
направления анализа для
При проведении анализа конкурентов, необходимо ответить на некоторые вопросы (в соответствии с табл. 2).
Таблица 2. Анализ конкуренции и конкурентов
№
п/п |
Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа | Характеристика и оценка фактического состояния дел | Прогноз положения дел, оценка его показателей, действия по его улучшению |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Кто основные конкуренты данного предприятия в каждой стране, по каждому рынку и каждому сегменту? | ||
2 | Какие методы конкурентной борьбы они используют? | ||
3 | Какую долю рынка занимает каждый конкурент? | ||
4 | Каковы перспективы развития конкуренции? | ||
5 | Каковы у конкурентов цены, ценовая политика, качество товаров, упаковка? | ||
6 | Каковы сильные и слабые стороны каждого конкурента? | ||
7 | По отношению к каким конкурентам и в каких странах данная фирма действует успешнее и почему? | ||
8 | Способы распространения этого опыта на другие страны? | ||
9 | Отвечают ли товары конкурентов таким требованиям, как потребительские свойства, тип, размеры, вес, упаковка, удобство пользования, цвет, вкус, запах, надёжность? | ||
10 | Какова возможная реакция конкурентов на выведение нового товара на рынок, изменение цены данного товара, увеличение доли рынка данного предприятия? | ||
11 | Какие стратегии стимулирования сбыта применяют конкуренты? | ||
12 | Каковы НИОКР конкурентов? | ||
13 | Каковы технологии производства конкурентов? | ||
14 | Какова патентная защита их товаров? | ||
15 | Каковы официальные данные конкурентов о прибылях и убытках? | ||
16 | Каково число работающих у каждого конкурента? |
Продолжение таблицы 2
17 | Как конкуренты рекламируют новые товары? | ||
18 | Как конкуренты подбирают себе менеджеров? | ||
19 | Каковы результаты выступления конкурентов на торгах? | ||
20 | Какова обстановка конкурентов на торгах? | ||
21 | Какова у них обстановка со снабжением сырьём и комплектующими изделиями? | ||
22 | Каковы коммерческие результаты конкурентов на выставках и ярмарках? |
Анализ показателей деятельности, целей и стратегий конкурентов – важный этап проведения исследований конкуренции на рынке. Без углубленного анализа особенностей и характера стратегий наиболее крупных конкурирующих фирм невозможно оценить их действия на рынке сбыта. Прогноз поведения конкурентов строится на основе учёта следующих факторов:
На базе анализа факторов, указанных в таблице 1, формулируются выводы о сильных и слабых сторонах стратегии конкурентов. Разумеется, не все факторы поведения конкурентов на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особенные трудности представляет исследование структуры затрат и издержек конкурентов. Вместе с тем в этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:
Определение сильных и слабых сторон деятельности конкурентов – это конечный итог маркетингового исследования конкуренции на рынке, в котором концентрируется результат анализа всех аспектов производства, финансов, сбыта и стратегий фирм-конкурентов, и формулируются выводы о возможных способах противостояния им. Степень анализа сильных и слабых сторон конкурентов (в соответствии с табл. 3.) зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента (знак «+» ¾ собственное предприятие, «0» ¾ важнейший конкурент.).
Таблица 3. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.
Факторы, характеризующие предприятие | Преимущества | Оценка | Недостатки |
Менеджмент
предприятия.
Предпринимательская культура и философия Цели и формулируемые стратегии Система мотивации сотрудников |
0 | 0 + 0 + |
+ |
Производство
Оборудование Гибкость производственных линий Качество производственного планирования и управления |
0 | 0 0 + + |
+ |
Научные
исследования и развитие
Интенсивность и результаты Ноу-хау Использование новых информационных технологий |
+
+ |
0 + 0 |
0 |
Маркетинг
Организация сбыта Расположение сбытовых филиалов Фаза «жизненного цикла» у важнейших продуктов |
+ + + |
0 0 |
0 |
Кадры
Возрастная структура Уровень образования Квалификация и мотивация менеджмента |
- | 0 + 0 + 0 + |
- |
Финансы
Доля собственного капитала Финансовый баланс Возможности получения кредитов |
0
0 0 |
+ + + |
- |
Информация о работе Сущность конкуренции и её современные формы