Сущность конкуренции и её современные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции, а также особенностей этого понятия применительно к РФ и к мировому сообществу в целом.
Задачами работы являются:
1. Выявление понятия «конкуренция», её видов и исторических условий возникновения;
2. Определение функций конкуренции, методов оценки, а также факторы, сдерживающие её;
3. Исследование конкуренции и антимонопольного законодательства в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..
1. Сущность и значение конкуренции…………………………………………………...
1.1. Понятие «конкуренции» и условия возникновения………………………….
1.2. Виды конкуренции……………………………………………………………..
2. Место и роль конкуренции в современном механизме рынка……………………...
2.1. Функции конкуренции…………………………………………………………
2.2. Методика оценки конкуренции……………………………………………....
2.3. Факторы, сдерживающие конкуренцию………………………………………
3. Конкуренция в РФ……………………………………………………………………..
3.1. Проблема создания конкурентной среды в РФ………………………………
3.2. Антимонопольное законодательство РФ и государственное регулирование экономики…………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

КАФЕДРА «МЭ и ВЭД»

  

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Экономическая теория»

на  тему: «Сущность конкуренции и её современные формы»

специальность: 080102 «Мировая экономика»

Дневное отделение 
 

Руководитель  курсовой работы

к.г.н., преп.                                                              ____________________

                                                                                        И. В. Комов

Курсовую работу выполнила

студентка 2 курса 3 группы                                    ____________________

                                                                                       М. А. Чернышова 

Воронеж 2009

Содержание 

 Введение…………………………………………………………………………………..

1. Сущность и значение конкуренции…………………………………………………...

      1.1. Понятие «конкуренции» и условия возникновения………………………….

      1.2. Виды конкуренции……………………………………………………………..

2. Место и  роль конкуренции в современном механизме рынка……………………...

      2.1. Функции конкуренции…………………………………………………………

     2.2. Методика оценки конкуренции……………………………………………....

      2.3. Факторы, сдерживающие конкуренцию………………………………………

3. Конкуренция  в РФ……………………………………………………………………..

      3.1. Проблема создания конкурентной среды в РФ………………………………

3.2. Антимонопольное  законодательство РФ и государственное регулирование                           экономики…………………………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Актуальность  данной работы определяется тем, что  на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.

    Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

       По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели. В результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены товаров и объемы продаж, где спрос – это количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене, а предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Отношения между количеством производителей и потребителей определяют взаимодействие спроса и предложения, а также их характерные черты и структуру. В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

    Именно  это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

    В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля над ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться тайные договора, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.

    Целью работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции, а также особенностей этого понятия применительно к РФ и к мировому сообществу в целом.

    Задачами  работы являются:

  1. Выявление понятия «конкуренция», её видов и исторических условий возникновения;
  2. Определение функций конкуренции, методов оценки, а также факторы, сдерживающие её;
  3. Исследование конкуренции и антимонопольного законодательства в РФ.

    Объектом  изучения в данной работе является конкуренция, а предметом – её влияние на РФ и на мир в целом. 
 
 

 

1. Сущность и значение конкуренции

1.1. Понятие «конкуренции» и условия возникновения

    Итак, что же такое конкуренция?

    Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. conurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке (это конкуренция между производителями). Аналогично определяется конкуренция между потребителями, как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

    Но  конкуренция как термин прошла несколько  этапов толкования:

  1. Для классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимно независимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора, соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономики. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
  2. Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов  были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка и его условий. Как подчеркивают Т. Д. Ромащенко и Ю. И. Хаустов: “В центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.1 Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается  от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении (соперничестве) ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия. Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
  3. Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”. Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию. Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

    Наиболее  мощным фактором, диктующим общие  условия функционирования того или  иного рынка, является степень развития на нём конкурентных отношений.

    А также конкуренция - это: а) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. б) состязательная борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. 2

    Но  понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования  капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как одна сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

    Зарождение  и возникновение конкуренции  исторически относится к простому товарному производству, когда каждый мелкий производитель стремился  в процессе соперничества создать для себя наиболее выгодные условия хозяйствования в ущерб остальным участникам рынка.

    Объективными  условиями возникновения  конкуренции являются:

  1. Наличие множества равноправных рыночных субъектов;
  2. Экономическая обособленность участников рыночного хозяйства;
  3. Зависимость их от конъюнктуры рынка;
  4. Противостояние производителей в борьбе за покупательский спрос.

Информация о работе Сущность конкуренции и её современные формы