Сущность и основные черты рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Говоря о современном положении дел в экономике нашей страны, невозможно не
затронуть тот факт, что она переживает грандиозные перемены. В декабре 1991
года Республика Узбекистан вместе с другими республиками бывшего Советского
Союза вступила на путь самостоятельного существования. В области внешней и
внутренней политики узбекское руководство определило несколько приоритетных
задач. Первая из них – глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам
хозяйствования.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика рыночной экономики 3
2. Сущность рыночной экономики 10
3. Функции рынка 12
4. Аргументы в пользу рыночной экономики 17
5. Аргументы против рыночной экономики 19
6. Основные черты рыночной экономики 20
7. Особенности рыночной экономики современного Узбекистана 28
Список используемой литературы 37

Работа содержит 1 файл

Сущность и основные черты рыночной экономики.docx

— 90.35 Кб (Скачать)

  - степень насыщения      потребностей

  - доступность товара

 

Спрос белее эластичен  как правило в долгосрочном периоде  и менее эластичен в

краткосрочном. Эластичность предложения по цене показывает насколько

производство той  или иной продукции реагирует  на изменение цены. Формула

расчета эластичности предложения имеет следующий  вид:

     ES=%QS*%P

Важнейшим фактором влияющим на эластичность предложения  является время. Для

объяснения этого  выделяют три временных периода:

    

- мгновенный;

 

- кратковременный;

 

- долгосрочный;

 

В мгновенном периоде  производитель не в состоянии  среагировать на изменение цены

и предложение, поэтому, совершенно не эластично (ES0). В

краткосрочном периоде  возможно изменение объема производства до определенного

предела. В целом  же предложение не эластично (ES<1). В

долгосрочном периоде  предложение может быть эластичным, так как производитель в

состоянии среагировать на изменение цены (ES>1). Если же

увеличение объема производства происходит без изменений  со стороны

установившейся цены, то говорят об абсолютно эластичном предложении (ES

бесконечность). Для оценки эластичности спроса может быть использована не

только цена, но и  другие переменные, например, доходы потребителей.

    

низкокачественные

 

Среди товаров нормального  качества различают:

    

товары первой необходимости      (0<E<1)

 

товары второй

необходимости      (E>1)

 

предметы роскоши

 

На низкокачественные  товары спрос, как правило, уменьшается  с увеличением дохода

(E<0). 
 
 

7. Особенности рыночной экономики современной Узбекистана.

     Развитие рыночной экономики в Узбекистане.

Современное развитие мировой экономики характеризуется  глобализацией мирохозяйственных  связей, расширением и углублением  внешнеэкономических связей между  странами, снижением торговых барьеров и роста взаимозависимости национальных государств. В современном мире темпы  экономического роста страны и благосостояния ее народа во много зависят от того, насколько полно страна использует преимущества глобализации и международного разделения труда. 

Дальнейшее развитие интеграции Узбекистана в мировое  хозяйство тесно связано с  углублением экономических реформ и структурных преобразований в  экономике страны. Становление и  развитие частного сектора, а также  совершенствование функционирования рыночной инфраструктуры являются наивысшими предпосылками создания эффективного рыночного механизма- формирования реальной конкурентной среды. Поэтому, закономерно, что развитие внешней  торговли страны может и должно стать  важным элементом структурной перестройки  и технологической модернизации национального хозяйства и её конкурентоспособности. 

В связи с этим, вопросы развития и реализации внешней  торговли Узбекистана являются исключительно  важными и актуальными на современном  этапе экономических преобразований 

Основной целью  данной работы является анализ современного состояния развития внешней торговли Узбекистана в условиях либерализации  экономики. 

В соответствии с  поставленной целью в работе определены следующие задачи: 

1. выявить тенденции  в развитии внешней торговли  Республики Узбекистан 

2. провести анализ  существующей системы регулирования  внешней торговли Узбекистана 

3. рассмотреть основные  факторы, определяющие развитие  внешней торговли республики. 

Период данного  исследование составляет три года с 2003 по 2005год.  

Теоретико-методологическая база исследования основана на работах  узбекских и зарубежных авторов, таких как: Бекмурадов А., Хачиев Г., Исламов Г., Сиражиддинов Н., Трушин Э. и другие. 

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 

Во введении обоснована актуальность выпускной работы, определены цель и задачи. 

В первой главе были выявлены направления в развитии внешней торговли Узбекистана с  помощью проведенного анализа динамики внешнеторгового оборота и анализа  сбалансированности торгового баланса. 

Во второй главе  приводится анализ существующей системы  регулирования внешней торговли Узбекистана с точки зрения тарифных и нетарифных регуляторов, рассматриваются  другие виды торговых ограничений, связанные с осуществлением внешнеторговых расчетов - выбором валюты контрактов и дополнительными требованиями к контрактам. 

В третьей главе  рассматриваются вопросы реформирования внешнеторговой политики Узбекистана  в процессе либерализации экономики, рассматривается состояние экспортной и импортной политики, изменения  в системе внешнеторгового регулирования.

Либерализация экономики 
 

В Республике Узбекистан, взявшей курс на либерализацию экономики  и углубление рыночных преобразований, к числу главных приоритетных задач реформы отнесены: построение открытой экономики, предполагающей осуществление  глубоких структурных изменений  и вовлечение страны в мировые  интеграционные процессы. При этом развитие экспортного потенциала, насыщение  отечественного рынка товарами высокого качества и создание новых рабочих  мест во многом зависит от активизации  инвестиционной деятельности. 

Основа положительных  тенденций в инвестиционной политике была заложена, начиная со второй половины 1995г., когда началось изменение структуры  источников их финансирования, при  которой бюджетное финансирование сохранилось только за приоритетными  отраслями. 
 

На развитие производственных отраслей направлено в 2000г. 55,5%, 2001г.-60% общего объема освоенных инвестиций. В 2001г. строительство, расширение реконструкцию  и техническое перевооружение производственных объектов было направлено 62,4% всех освоенных  инвестиций в основной капитал. 

Это позволило реализовать  структурную перестройку экономики  по следующим стратегическим направлениям: устранение преимущественно сырьевой направленности и повышение степени  переработки сырья; развитие добычи и переработки цветных и драгоценных  металлов; укрепление собственной топливно-энергетической базы; обеспечение продуктами питания  и товарами массового спроса. Особый приоритет в осуществлении структурной  политики отдается отраслевым преобразованиям, и, прежде всего, связанным с ускоренным развитием базовых отраслей. За годы рыночных преобразований структура  промышленного производства республики стала более прогрессивной. 

Если в 1996-1997г.г. иностранные  инвестиции составляли 18-19% от валовых  капиталовложений Узбекистана, то в 1998-2000г.г. их объем увеличился до 26-28%. В период 1996-2000г.г. большая часть иностранного капитала (95-99%) была направлена в реальный сектор производства. В частности в промышленность (84-87%), связь (6-11%), сельское хозяйство (1-1,3%) и транспорт (0,1 - 0,5%). При этом наиболее крупные проекты в республике реализуются при государственном мониторинге. 

Одним из важнейших  направлений реформирования экономики  в 2005 году, было расширение и углубление процессов либерализации экономики. Особое внимание уделялось осуществлению  целенаправленной политики по сокращению налогового бремени, либерализации  и унификации бюджетно-налоговой  политики, упрощению порядка налогообложения, повышению ответственности налоговых  и финансовых органов. 

Ставка налога на доходы юридических лиц в 2005 году снизилась с 18 до 15 процентов, что  дало возможность высвободить и  оставить в распоряжении предприятий  порядка 40 млрд. сумов. 

Сокращены ставки единого  социального платежа до 31 процента, изменена система налогообложения  физических лиц, сократились ставки налога на имущество до 3,5 процента. 

Исключительно важное значение, особенно для развития предпринимательства, имело введение для малых предприятий  единого налогового платежа в  размере 13 процентов против совокупного  платежа 15,2 процента. Это позволило  малым предприятиям только за вторую половину 2005 года сэкономить порядка 10 млрд. сумов. 

В результате принятых мер по облегчению налогового бремени  фискальные изъятия в государственный  бюджет сократились до 22,6 процента. В результате оставлено в распоряжении предприятий более 130 млрд. сумов, которые  пошли на пополнение собственных  оборотных средств, способствовали укреплению финансового положения  предприятий. 

Большим шагом в  либерализации банковско-кредитной  системы явилась отмена ограничений  и строгое соблюдение банками  требований по беспрепятственной выдаче наличных денег, усилению контроля за полнотой и своевременностью сдачи  налично-денежной выручки. 

Важное значение имело предоставление коммерческим банкам неограниченного доступа  к их корреспондентским счетам в  Центральном банке, а также принятые меры по дальнейшей унификации наличного  и безналичного оборота, широкого внедрения  на практике прогрессивной формы  безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек, количество которых  возросло только за последний год  примерно в пять раз. 

В 2005 году государство  еще дальше продвинулось по пути либерализации  внешней торговли, интеграции в мирохозяйственные  связи. Этому способствовало принятие конкретных мер, направленных на стимулирование экспорта отечественной продукции, дальнейшее совершенствование таможенно-тарифного  регулирования экспортно-импортных  операций, унификацию таможенных платежей, упрощение налогового и таможенного  администрирования. 

3.2 Либерализация  внешнеторговой политики 
 

Необходимость максимизации выгод страны от ее участия в международном  разделении труда, рационализации импорта  и диверсификации экспорта, повышения  в структуре производства и экспорта товаров с высокой степенью обработки, настоятельно требуют перехода к  политике экспортной ориентации, повышения  степени открытости экономики. Это  предполагает дальнейшую либерализацию  внешнеторговой политики, создание конкурентной среды в экономике, углубление экономических  и институциональных реформ во всех сферах народного хозяйства. 

Основным направлением либерализации внешнеторговой политики в среднесрочной перспективе  должно быть, на мой взгляд, приспособление существующего режима к требованиям  Всемирной торговой организации (ВТО). 

Либерализация импортной  политики Узбекистана должна охватить как тарифные, так и нетарифные инструменты регулирования импорта. 

Согласно действующим  правилам, импортные таможенные пошлины  взимаются с 97 товарных групп, по 457 наименованиям товаров. При этом 136 наименований товаров облагаются по ставке 5%, 184 наименования- 10% и 137 наименований- 30%. Для завозимых машин, станков, технологического оборудования, лесоматериалов и древесины ставки импортной  пошлины нулевые. 

Указанные ставки импортных  пошлин соответствуют режиму наибольшего  благоприятствования, который, в соответствии с перечнем, зарегистрированным в  Министерстве юстиций, в настоящее  время представлен 42 странам мира. В отношении государств, на который  такой режим не распространяется, действуют удвоенные ставки таможенных пошлин.  

С точки зрения вступления страны в ВТО важное значение приобретает  применение различных методов и  уровней обложения импорта юридических  лиц таможенными платежами. Сейчас юридические лица при импорте товаров уплачивают таможенную пошлину и акцизный налог, НДС и сбор за таможенное оформление, а для физических лиц введен единый таможенный платеж в размере 40% на продовольственные и 70% на непродовольственные товары. Применение различных методов обложения таможенными платежами импорта товаров, хотя прямо и не регулируется соглашениями ВТО, тем не менее, может вызвать возражения у членов этой организации, поскольку она не разделяет импортеров на физические и юридические лица. Кроме того, размер таможенных платежей не должен превышать уровень ставок, соответствующих Списку тарифных уступок. 

Информация о работе Сущность и основные черты рыночной экономики