Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:44, курсовая работа
Говоря о современном положении дел в экономике нашей страны, невозможно не
затронуть тот факт, что она переживает грандиозные перемены. В декабре 1991
года Республика Узбекистан вместе с другими республиками бывшего Советского
Союза вступила на путь самостоятельного существования. В области внешней и
внутренней политики узбекское руководство определило несколько приоритетных
задач. Первая из них – глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам
хозяйствования.
Введение 3
1. Общая характеристика рыночной экономики 3
2. Сущность рыночной экономики 10
3. Функции рынка 12
4. Аргументы в пользу рыночной экономики 17
5. Аргументы против рыночной экономики 19
6. Основные черты рыночной экономики 20
7. Особенности рыночной экономики современного Узбекистана 28
Список используемой литературы 37
- степень насыщения потребностей
- доступность товара
Спрос белее эластичен как правило в долгосрочном периоде и менее эластичен в
краткосрочном. Эластичность предложения по цене показывает насколько
производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Формула
расчета эластичности предложения имеет следующий вид:
ES=%QS*%P
Важнейшим фактором влияющим на эластичность предложения является время. Для
объяснения этого выделяют три временных периода:
- мгновенный;
- кратковременный;
- долгосрочный;
В мгновенном периоде производитель не в состоянии среагировать на изменение цены
и предложение, поэтому, совершенно не эластично (ES0). В
краткосрочном периоде возможно изменение объема производства до определенного
предела. В целом же предложение не эластично (ES<1). В
долгосрочном периоде предложение может быть эластичным, так как производитель в
состоянии среагировать на изменение цены (ES>1). Если же
увеличение объема производства происходит без изменений со стороны
установившейся цены, то говорят об абсолютно эластичном предложении (ES
бесконечность). Для оценки эластичности спроса может быть использована не
только цена, но и другие переменные, например, доходы потребителей.
низкокачественные
Среди товаров нормального качества различают:
товары первой необходимости (0<E<1)
товары второй
необходимости (E>1)
предметы роскоши
На низкокачественные товары спрос, как правило, уменьшается с увеличением дохода
(E<0).
7. Особенности рыночной экономики современной Узбекистана.
Развитие рыночной экономики в Узбекистане.
Современное развитие
мировой экономики
Дальнейшее развитие
интеграции Узбекистана в мировое
хозяйство тесно связано с
углублением экономических
В связи с этим,
вопросы развития и реализации внешней
торговли Узбекистана являются исключительно
важными и актуальными на современном
этапе экономических
Основной целью
данной работы является анализ современного
состояния развития внешней торговли
Узбекистана в условиях либерализации
экономики.
В соответствии с
поставленной целью в работе определены
следующие задачи:
1. выявить тенденции
в развитии внешней торговли
Республики Узбекистан
2. провести анализ
существующей системы
3. рассмотреть основные
факторы, определяющие
Период данного
исследование составляет три года с
2003 по 2005год.
Теоретико-методологическая
база исследования основана на работах
узбекских и зарубежных авторов,
таких как: Бекмурадов А., Хачиев Г.,
Исламов Г., Сиражиддинов Н., Трушин
Э. и другие.
Структура курсовой
работы состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы
и приложений.
Во введении обоснована
актуальность выпускной работы, определены
цель и задачи.
В первой главе были
выявлены направления в развитии
внешней торговли Узбекистана с
помощью проведенного анализа динамики
внешнеторгового оборота и
Во второй главе
приводится анализ существующей системы
регулирования внешней торговли
Узбекистана с точки зрения тарифных
и нетарифных регуляторов, рассматриваются
другие виды торговых ограничений, связанные
с осуществлением внешнеторговых расчетов
- выбором валюты контрактов и дополнительными
требованиями к контрактам.
В третьей главе
рассматриваются вопросы
Либерализация экономики
В Республике Узбекистан,
взявшей курс на либерализацию экономики
и углубление рыночных преобразований,
к числу главных приоритетных
задач реформы отнесены: построение
открытой экономики, предполагающей осуществление
глубоких структурных изменений
и вовлечение страны в мировые
интеграционные процессы. При этом
развитие экспортного потенциала, насыщение
отечественного рынка товарами высокого
качества и создание новых рабочих
мест во многом зависит от активизации
инвестиционной деятельности.
Основа положительных
тенденций в инвестиционной политике
была заложена, начиная со второй половины
1995г., когда началось изменение структуры
источников их финансирования, при
которой бюджетное
На развитие производственных
отраслей направлено в 2000г. 55,5%, 2001г.-60%
общего объема освоенных инвестиций.
В 2001г. строительство, расширение реконструкцию
и техническое перевооружение производственных
объектов было направлено 62,4% всех освоенных
инвестиций в основной капитал.
Это позволило реализовать
структурную перестройку
Если в 1996-1997г.г. иностранные
инвестиции составляли 18-19% от валовых
капиталовложений Узбекистана, то в 1998-2000г.г.
их объем увеличился до 26-28%. В период
1996-2000г.г. большая часть иностранного
капитала (95-99%) была направлена в реальный
сектор производства. В частности в промышленность
(84-87%), связь (6-11%), сельское хозяйство (1-1,3%)
и транспорт (0,1 - 0,5%). При этом наиболее
крупные проекты в республике реализуются
при государственном мониторинге.
Одним из важнейших
направлений реформирования экономики
в 2005 году, было расширение и углубление
процессов либерализации
Ставка налога на
доходы юридических лиц в 2005 году
снизилась с 18 до 15 процентов, что
дало возможность высвободить и
оставить в распоряжении предприятий
порядка 40 млрд. сумов.
Сокращены ставки единого
социального платежа до 31 процента,
изменена система налогообложения
физических лиц, сократились ставки
налога на имущество до 3,5 процента.
Исключительно важное
значение, особенно для развития предпринимательства,
имело введение для малых предприятий
единого налогового платежа в
размере 13 процентов против совокупного
платежа 15,2 процента. Это позволило
малым предприятиям только за вторую
половину 2005 года сэкономить порядка 10
млрд. сумов.
В результате принятых
мер по облегчению налогового бремени
фискальные изъятия в государственный
бюджет сократились до 22,6 процента.
В результате оставлено в распоряжении
предприятий более 130 млрд. сумов, которые
пошли на пополнение собственных
оборотных средств, способствовали
укреплению финансового положения
предприятий.
Большим шагом в
либерализации банковско-
Важное значение
имело предоставление коммерческим
банкам неограниченного доступа
к их корреспондентским счетам в
Центральном банке, а также принятые
меры по дальнейшей унификации наличного
и безналичного оборота, широкого внедрения
на практике прогрессивной формы
безналичных расчетов с использованием
пластиковых карточек, количество которых
возросло только за последний год
примерно в пять раз.
В 2005 году государство
еще дальше продвинулось по пути либерализации
внешней торговли, интеграции в мирохозяйственные
связи. Этому способствовало принятие
конкретных мер, направленных на стимулирование
экспорта отечественной продукции,
дальнейшее совершенствование таможенно-
3.2 Либерализация
внешнеторговой политики
Необходимость максимизации
выгод страны от ее участия в международном
разделении труда, рационализации импорта
и диверсификации экспорта, повышения
в структуре производства и экспорта
товаров с высокой степенью обработки,
настоятельно требуют перехода к
политике экспортной ориентации, повышения
степени открытости экономики. Это
предполагает дальнейшую либерализацию
внешнеторговой политики, создание конкурентной
среды в экономике, углубление экономических
и институциональных реформ во всех
сферах народного хозяйства.
Основным направлением
либерализации внешнеторговой политики
в среднесрочной перспективе
должно быть, на мой взгляд, приспособление
существующего режима к требованиям
Всемирной торговой организации (ВТО).
Либерализация импортной
политики Узбекистана должна охватить
как тарифные, так и нетарифные
инструменты регулирования
Согласно действующим
правилам, импортные таможенные пошлины
взимаются с 97 товарных групп, по 457
наименованиям товаров. При этом
136 наименований товаров облагаются
по ставке 5%, 184 наименования- 10% и 137 наименований-
30%. Для завозимых машин, станков,
технологического оборудования, лесоматериалов
и древесины ставки импортной
пошлины нулевые.
Указанные ставки импортных
пошлин соответствуют режиму наибольшего
благоприятствования, который, в соответствии
с перечнем, зарегистрированным в
Министерстве юстиций, в настоящее
время представлен 42 странам мира.
В отношении государств, на который
такой режим не распространяется,
действуют удвоенные ставки таможенных
пошлин.
С точки зрения вступления
страны в ВТО важное значение приобретает
применение различных методов и
уровней обложения импорта
Информация о работе Сущность и основные черты рыночной экономики