Сущность и основные черты рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Говоря о современном положении дел в экономике нашей страны, невозможно не
затронуть тот факт, что она переживает грандиозные перемены. В декабре 1991
года Республика Узбекистан вместе с другими республиками бывшего Советского
Союза вступила на путь самостоятельного существования. В области внешней и
внутренней политики узбекское руководство определило несколько приоритетных
задач. Первая из них – глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам
хозяйствования.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика рыночной экономики 3
2. Сущность рыночной экономики 10
3. Функции рынка 12
4. Аргументы в пользу рыночной экономики 17
5. Аргументы против рыночной экономики 19
6. Основные черты рыночной экономики 20
7. Особенности рыночной экономики современного Узбекистана 28
Список используемой литературы 37

Работа содержит 1 файл

Сущность и основные черты рыночной экономики.docx

— 90.35 Кб (Скачать)

В последние годы, важным инструментом регулирования  импорта в Узбекистане стали  акцизные налоги, ставки, и налогооблагаемая база которых имеют тенденции  к росту. К тому же, с точки зрения требований ВТО, обложение импорта  акцизным налогом должно соответствовать  принципу национального режима. В  частности, согласно «Статье 3 ГАТТ,1994», товары происходящие с территории какой-либо договаривающейся стороны и ввозимые на территорию другой договаривающейся стороны, не должны облагаться, прямо  или косвенно, внутренними налогами и сборами, превышающими, прямо или  косвенно, налоги и сборы, применяемые  к аналогичным товарам отечественного производства. Однако, в настоящее  время большинство импортируемых  товаров облагается акцизным налогом  по ставке значительно более высокой, чем предусмотрены для аналогичных  товаров отечественного производства. 

Хотя существующая разница в ставках и базе обложения  акцизным налогом отечественных  и импортных товаров объясняется  необходимостью защиты местных производителей и пополнения государственного бюджета, тем не менее, ее следствием являются рост нелегального импорта, сильное  искажение цен и неэффективное  распределение, и использование  ресурсов. По этой причине, вопросы  унификации налога на импортные и  отечественные товары, пересмотра его  ставок и перечня, облагаемых им товаров, являются актуальными как в свете  вступления страны в ВТО, так и  с точки зрения повышения экономической  эффективности. 

Импортные поставки в Узбекистан в настоящее время  облагаются и налогом на добавленную  стоимость, в основном по ставке 20%. Согласно Таможенному кодексу, база для расчета этого налога при  импортных поставках рассчитывается, исходя из таможенной стоимости товара, с учетом таможенных пошлин и акцизных налогов. При этом применяется ряд  льгот и исключений. Освобождены  от НДС технологическое оборудование, ввозимое на территорию Республики Узбекистан: 

1) для оснащения  включенных в инвестиционную  программу приоритетных объектов 

2) для реализации  инвестиционных проектов, финансируемых  за счет иностранных кредитов  под гарантию правительства 

3) для вновь строящихся  и реконструируемых предприятий,  специализирующихся на производстве  товаров народного потребления; 

4)иностранным инвесторам, в качестве их вклада в уставный  капитал предприятий с иностранными  инвестициями. 

Однако, с точки  зрения ВТО освобождение импорта  от НДС является дискриминационным  по отношению к отечественным  производителям аналогичной продукции. Обратная ситуация возникает, когда  отечественные товары не облагаются НДС, а импортные - облагаются. И первый, и второй случай противоречат принципам  ВТО, предусматривающим установление одинакового режима обложения НДС, как при импорте товаров, так  и при производстве в республике. 

Соглашением ВТО  регулируются также административные и технические барьеры. К административным барьерам в отношении импорта  можно отнести регистрацию импортных  контрактов и процедуры таможенного  оформления импорта. В этом плане  большое значение в стране имеет  вопрос о системе предварительной  регистрации импортных контрактов в Агентстве внешнеэкономических  связей Республики Узбекистан (АВЭС). Хотя в результате значительной либерализации  данной системы для большей части  импорта, этот вопрос утратил актуальность, тем не менее, проблема уже существует. Для импортеров весьма актуальной остается и проблема таможенного оформления товаров. Хотя в законодательном  плане предусмотрены максимальные сроки и минимальные условия  данного процесса, на практике он очень  громоздок и обуславливает постоянные задержки и существенные издержки по хранению ввозимых товаров. 

Технические стандарты  значительно увеличивают трансакционные издержки бизнеса и снижают конкурентоспособность  отечественных производителей, доведение  их до международных стандартов не только облегчит вступление страны в  ВТО, но и сыграет роль в улучшении  конкурентной среды в экономике  и повышении конкурентоспособности  национальных производителей. Учитывая большой удельный вес сертифицируемых  товаров в общем объеме импорта (62%), представляется целесообразным оптимизировать их перечень и процедуру сертификации с учетом международного опыта. 

Одной из основных проблем  развития страны на сегодняшний день является высокий уровень тарифного  и нетарифного протекционизма по отношению к импорту. На теоретическом  уровне известно, что высокие тарифные и нетарифные барьеры, установленные  в целях ограничения импорта, неблагоприятно влияют на развитие экспорта в силу повышения реального обмена курса. Высокие торговые барьеры  ограничивают импорт не только потребительских  товаров, но и промежуточных товаров, необходимых для развития национальных производств, ориентированных как  на экспорт, так и на внутренний рынок. Более того, ограничение внешней  конкуренции на внутреннем рынке создает стимулы для неэффективного распределения экономических ресурсов, и повышает заинтересованность национальных агентов рынка в поисках «рентного дохода», в связи с чем в среднесрочной и долгосрочной перспективе снижается относительная конкурентоспособность защищенных от импорта отраслей. 

Согласно статье 11 ГАТТ-1994, запрещается использование  запретов или количественных ограничений  на экспорт, за исключением случаев, когда такой запрет применяется  временно для устранения или облегчения существенного недостатка продовольственных  или других товаров, являющихся важными  для экспортирующей страны. За последние  годы в Узбекистане список товаров, запрещенных к экспорту, значительно  сокращен. В частности, в 2002 году из него исключены такие товары, как  сухое молоко, чай, чайное сырье, и  этиловый спирт. Либерализация экономики  и валютного рынка создали  объективные предпосылки для  дальнейшего сокращения перечня  запрещенных к экспорту товаров. 

Еще одним направлением либерализации экспорта является совершенствование  мер по предварительной регистрации  определенной категории экспортных контрактов в АВЭС. В соответствии с действующим законодательством  определен перечень товаров, экспорт  которых осуществляется после регистрации  контрактов в данном Агентстве. В  этот перечень, кроме товаров, включение  которых в него не оспаривается странами-членами  ВТО, вошли товары, которые не рассматриваются  стратегическими или особо важными  в контексте ХХ и ХI статей ГАТТ. Совершенствование системы таможенного  оформления экспортируемых товаров  создает предпосылки для отмены предварительной регистрации таких  контрактов. 

К факторам, сдерживающим развитие экспорта страны, относятся  и существующие ограничения к  валюте расчетов. В настоящее время, при внешнеторговых операциях применяются, в основном, свободно-конвертируемые валюты. В расчетах с российской Федерацией и Украиной допускается  использование, как национальных валют  этих государств, так и сумов.  

Анализ показывает, что по многим видам продукции  экономически целесообразен и не создает особых трудностей для покупателей  экспорт узбекских товаров за национальную валюту или валюту стран  СНГ, в то время как за свободно конвертируемую валюту эти товары не пользуются спросом. Это говорит  о необходимости сокращения до разумного  минимума списка товаров, которые разрешается  экспортировать только за свободно-конвертируемую валюту. В этом перечне следует  оставить сырьевые товары, цены на которые  на мировом рынке формируются  только в долларах США (хлопок-волокно, цветные и драгоценные металлы). Для всех остальных товаров, требование расчетов в свободно конвертируемой валюте, представляется тормозом в  продвижении их на зарубежные рынки.  

Наиболее чувствительным аспектом регулирования экспорта в  свете вступления страны в ВТО  являются налоговые и другие фискальные льготы при экспорте. Соглашении ВТО  о субсидиях и компенсационных мерах предусматривает жесткие основы субсидирования по отношению к отечественным производителям. Меры поддержки в виде субсидий рассматриваются дополнительными финансовыми преимуществами, предоставленными хозяйствующим субъектам, создавая при этом несправедливую торговую среду. В соглашении, к субсидиям относятся: прямые выплаты экспортерам или производителям экспортной продукции со стороны государства, невостребованные доходы государства в виде налоговых, таможенных или иных льгот, ценовая поддержка и другие меры, направленные на помощь производителям экспортной продукции. Эти меры считаются несправедливой торговой практикой и строго регламентируются положениями ВТО.  

Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности  национальных производителей на внешних  рынках и увеличения валютных поступлений  в страну является развитие рыночной инфраструктуры, обслуживающей экспортеров. Республика обладает большим потенциалом  в области производства и экспорта продукции малых и средних  предприятий, особенно продукции сельского  хозяйства. Однако из-за отсутствия эффективной  системы заготовки, переработки, хранения и реализации этой продукции, особенно на экспорт, сельскохозяйственные производители  в периоды массового созревания урожая, часто не в состоянии покрыть  даже издержки производства и транспортировки. Значительная часть выращенного  в периоды массового созревания урожая попросту погибает. 

В настоящее время  производители-экспортеры имеют значительные налоговые и иные льготы при экспорте, тогда как фирмы-посредники этих льгот лишены. Однако, у предприятий  малого и частного бизнеса, особенно у сельскохозяйственных, немного  возможностей в расширении экспорта своей продукции. А в это время  на мировом рынке идет жесткая  конкурентная борьба за рынки сбыта. Реализация любого продукта за рубежом  требует проведения маркетинговых  исследований, изучения спроса на продукцию, рекламирования свое продукции, использования  соответствующих дорогостоящих  средств транспортировки, заключения контрактов на поставку и, ели это  необходимо, защиты своих интересов  в судебном порядке. И все это, позволяет максимально использовать преимущества разделения труда. Посреднические фирмы, специализирующиеся на экспорте, могут решать эти проблемы более  профессионально и эффективно. Отсюда вытекает необходимость создания благоприятных  условий для тех заготовительных  организаций и посреднических фирм, которые занимаются покупкой у производителей, особенно у малых предприятий  и экспортом продукции. 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы

  1. Каримов И.А. Узбекистан: собственная модель перехода на рыночные отношения. Собр. Соч. Т. 1 – Т.: Узбекистан, 1996.
  2. Каримов И.А. Узбекистан на пороге века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. – Т.: Узбекистан 1997.
  3. Каримов И.А. Узбекистан устремленный в век. – Т.: Узбекистан, 1999
  4. Каримов И.А. Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. – Т.: Узбекистан, 2000
  5. Каримов И.А. Мыслить и работать по-новому – требование времени. Т.5 – Т.: «Узбекистан», 1997. – 332 с.
  6. Плотницкий Экономическая теория, 2000
  7. Видяпина В.И. Экономическая теория, с.66-113, 1999
  8. http://economictheory.narod.ru

Информация о работе Сущность и основные черты рыночной экономики