Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть структурную политику государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Понятие структурной политики государства 5
1.2. Цели и задачи структурной политики 9
2. ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 14
2.1. Отраслевая структура экономики 14
2.2. Количественное определение и территориальный аспект специализирующихся отраслей 19
2.3. Особенности структурных изменений в экономике России 21
3. ЗНАЧЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 30
3.1. Основные направления структурной политики 30
3.2. Направления развития инфраструктуры и сферы услуг 36
3.3. Эффективность экономической деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

тема 9.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

     Политика  по обеспечению структурных сдвигов  должна быть дополнена мерами по преодолению  основных проблем в конкретных, наиболее значимых секторах экономики.

     Основной целью развития промышленности в рамках реализации структурной политики является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, замещение импортной продукции и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию стабильного роста.

     Реализация  основной цели развития промышленности будет осуществляться по следующим  направлениям:

     I.Сохранение  и расширение предложения продукции отечественного машиностроения на рынках, где наблюдается повышение платежеспособного спроса. На первом этапе эта политика будет реализовываться, прежде всего, на рынках производственного оборудования экспортоориентированных отраслей и энергетики, а на последующих - и в отраслях конечного потребления за счет повышения качества продукции, ее надежности и ценовых преимуществ.  

     Это направление будет обеспечиваться, в первую очередь, мероприятиями, связанными с модернизацией производственных звеньев и отдельных технологий, повышением технологической дисциплины производства, усилением технического контроля и внедрением современных систем качества, сертификацией продукции и производств, развитием дилерской и товаропроводящей сети, проведением активной рекламы продукции, расширением применения лизинговых схем и совершенствованием систем стандартизации и метрологии.

     II. Выход на мировые рынки с  конкурентоспособной продукцией  современного и новейшего технологических  укладов. 

     Это направление будет обеспечиваться активизацией процессов модернизации и реконструкции производства на базе отечественного машиностроения, обеспечения опережающего роста производства продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими отраслями, разработкой новых видов продукции, технологий, материалов, использования имеющегося научно-технического задела и новых результатов фундаментальных и прикладных исследований.

     Широкое применение получат технологии двойного назначения, включая технологии получения  новых материалов, микроэлектронику, информационные технологии, биотехнологии, технологии высокоэффективных тепловых двигателей, высокопроизводительное промышленное оборудование, оборудование для защиты окружающей среды, уникальные технологии экспериментальной отработки и испытания сложных систем.

     Результатом реализации указанных направлений  должны стать: обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства; позитивные структурные сдвиги, связанные  с увеличением доли продукции  перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП.

     3.2. Направления развития инфраструктуры и сферы услуг

     Ограниченность  рычагов структурной политики, связанная  с макроэкономическими ограничениями  инвестиционных вложений в инфраструктуру и сферу услуг резко ограничивают круг возможных приоритетов государственной деятельности в этих сферах.

     К ним следует отнести реализацию ключевых программ, позволяющих рассчитывать на наибольший позитивный эффект: программы развития транспортной сети, телекоммуникаций и связи; программы развития жилищно-коммунального хозяйства; программы энерго- и ресурсосбережения; программы информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции; программа развития сферы услуг.

     Развитие  транспортной сети. Необходимо обеспечить разработку единой общегосударственной  программы развития и реконструкции  транспортной инфраструктуры.

     Предусматривается реализация программы формирования и планомерного развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евроазиатскую транспортную сеть, использующей преимущества пространственного положения, развитие коммуникации страны на направлениях Запад-Восток и Север-Юг, включая Транссиб и Северный морской путь.

     Развитие  жилищно-коммунального хозяйства. Должна быть решена задача обеспечения притока  инвестиций в отрасль, достигаемая  за счет привлечения прямых инвестиций через механизм концессий, а также заимствований на региональном и муниципальном уровне. При этом со стороны федеральных органов власти следует обеспечить мониторинг процессов инвестиционных проектов в этой сфере, поскольку в противном случае издержки преодоления катастроф, связанных с деградацией инженерных сетей, будут перекладываться на федеральный бюджет.

     Энерго- и ресурсосбережение. Данная программа  должна поддерживаться государством прежде всего: в части создания стимулов для перехода на энергосберегающие  технологии - в первую очередь за счет ликвидации скрытого субсидирования газа и электроэнергии через неплатежи; в части распространения информации о наиболее эффективных технологиях в сфере ресурсосбережения. Большое значение для инициирования инвестиций в сфере энергосбережения, включая выбор наиболее эффективных отопительных систем в сфере ЖКХ является разработка прогнозного топливного баланса, и объявления прогнозного соотношения цен на услуги естественных монополистов - поставщиков газа и электроэнергии.

     В качестве основных направлений развития сферы услуг можно выделить: международные перевозки (включая транзит); иностранный туризм; услуги сферы культуры; высшее профессиональное образование; разработку программного обеспечения; консультационные и информационные услуги.

     Спрос на услуги в разработке программного обеспечения будет возрастать как в связи с развитием процессов информатизации страны, так и развитием услуг по "офф-шорному программированию" - то есть разработку программного обеспечения по заказу зарубежных фирм, действующих в этой сфере. Развитие услуг в сфере образования и культуры несет очевидные положительные внешние эффекты. Опережающее развитие сферы услуг отражает тенденции постиндустриального развития экономики и неуклонного сокращения доли лиц, занятых в промышленном секторе экономики.

     Деятельность  консалтинговых фирм важна для распространения  организационно-управленческих нововведений, обеспечивающих повышение гибкости производства и создание динамических факторов конкурентоспособности и  экономического роста.

     Целесообразно осуществить программу мер по развитию консалтинговых услуг, предусмотрев: создание системы раскрытия информации о деятельности фирм, действующих  на рынке консалтинговых услуг; создание саморегулируемой организации участников рынка; привлечение на тендерной основе консалтинговых фирм к реализации региональных программ экономического развития, приватизации, реструктуризации градообразующих предприятий, включая прямое дотирование использования кризисными предприятиями консалтинговых услуг; создание и финансирование системы подготовки специалистов в области управленческого и инвестиционного консультирования на базе государственных высших учебных заведениях.

     Формирование  общенациональной сети информационных центров на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности путем координации, интеграции и взаимодействия действующих информационных систем обеспечения малого предпринимательства, должно обеспечить повышение эффективности и комплементарности программ поддержки предпринимательской деятельности, оказываемой на федеральном, региональном и муниципальном уровне, со стороны некоммерческих организаций.

     В результате должно быть создано единое информационное поле, облегчающим ориентацию предпринимателей в вопросах доступа к финансированию (кредитному и венчурному), доступу к маркетинговой информации.

     3.3. Эффективность экономической  деятельности

     Изучение  эффективности экономической деятельности в условиях рыночной экономики приобретает  особое значение. Растущая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных производителей предопределяет необходимость повышения эффективности производства как основного фактора успешного функционирования экономики. Ограниченность природных ресурсов и связанное с этим удорожание затрат на производство материальных благ и услуг также является фактором, стимулирующим рост эффективности производства. Необходимым условием эффективности производства является реализация произведенных благ и услуг. В свою очередь, успешная реализация имеет место в том случае, если издержки производства и продажи продуктов и услуг будут ниже, чем у конкурентов.

     Экономическая эффективность характеризуется  соотношением результатов экономической  деятельности с затратами факторов производства, связанными с достижением этих результатов. Критерий экономической эффективности может быть выражен в двух вариантах:

  1. достижении максимально возможного результата при полном использовании имеющихся факторов производства (таким путем шли бывшие социалистические страны и СССР);
  2. достижении заранее зафиксированного результата с минимальными затратами производственных факторов (этот путь является характерным для стран с развитой рыночной экономикой).

     Экономическая эффективность представляет собой  сложную экономическую категорию.

     Методологические проблемы оценки эффективности связаны с выбором критерия и метода измерения достигнутого уровня эффективности, системы показателей, способа их количественного выражения и взаимной увязки. Критерием эффективности является максимум результата по отношению к примененным или потребленным ресурсам. Этот критерий носит универсальный характер, единый для всех уровней экономики. Понятие эффективности едино как для отдельных отраслей, так и для экономики в целом. Исходя из этого и методология исчисления эффективности должна быть одинаковой с тем, чтобы был обеспечен переход от показателей эффективности отдельной отрасли к экономике в целом.

     Эффективность –  это социально-экономическая категория. Повышение эффективности выражается в экономии живого и овеществленного труда. Но нужна не всякая экономия, а способствующая более качественному и полному удовлетворению общественных и личных потребностей субъектов экономики.

 

Заключение

     В условиях глубокого общественного  разделения труда возникают постоянно  действующие связи по выпуску определенных видов продукции, т.е. складывается производственная кооперация. Как правило, кооперативные связи соответствуют географическому размещению производительных сил и обеспечивают минимальные затраты на грузоперевозки.

     Народное  хозяйство – сложная система, состоящая из многих взаимосвязанных макроэкономических элементов. Соотношение, пропорции между этими элементами и есть экономическая структура.

     Экономическая структура имеет огромное значение для сбалансированности народного  хозяйства, его эффективного и устойчивого роста. Экономический рост большинства стран Запада во многом объясняется глубокими структурными изменениями, которые обеспечили общий динамизм и качество национального производства.

     Структуру экономики можно рассматривать с разных точек зрения, отражающих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и внешнеторговую структуры.

     Региональная  политика страны должна быть направлена на преодоление депрессивного состояния отдельных регионов и выравнивания их социально-экономического развития, обеспечение достаточно высокого уровня жизни населения в каждом регионе, стабилизацию социально-экономического положения в районах с суровыми климатическими условиями.

     Внешнеторговая  структура характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте. Она является своеобразным зеркалом структуры национальной экономики. Для промышленно развитых стран  характерен высокий удельный вес экспорта конечной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции. В экспорте большинства развивающихся стран преобладают сырьевые товары, энергоносители, продукты экологически вредных производств. В то же время эти государства активно закупают оборудование, машины, транспортные средства, широко используя преимущества международного разделения труда.

     Структура экспорта в России близка к структуре  экспорта развивающихся стран.

     Экономическая структура не остается раз и навсегда данной. Она подвергается перестройке  в результате изменений в норме прибыли и использования государственных рычагов для ускорения прогрессивных структурных сдвигов.

Информация о работе Структурная политика государства