Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть структурную политику государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Понятие структурной политики государства 5
1.2. Цели и задачи структурной политики 9
2. ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 14
2.1. Отраслевая структура экономики 14
2.2. Количественное определение и территориальный аспект специализирующихся отраслей 19
2.3. Особенности структурных изменений в экономике России 21
3. ЗНАЧЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 30
3.1. Основные направления структурной политики 30
3.2. Направления развития инфраструктуры и сферы услуг 36
3.3. Эффективность экономической деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

тема 9.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

     

Рис.4. Потребность предприятий в работниках, заявленная в службы занятости

     Соответственно  меняется и структура занятости  в экономике страны. Если в 2000 году доля руководителей органов власти и управления всех уровней составляла 2710 тыс. человек, то в 2006 г. эта цифра  достигла уже 4562 тыс. человек, а занятость квалифицированных работников сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства снизилась за тот же период в 1,3 раза и в 2006 году составила 2720 тыс. человек. То же самое касается неквалифицированных рабочих, занятых в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр ( 2000 год-1145, а в 2006- 880 тыс. человек).

     В результате в стране сформировались серьезные диспропорции в отношении:

     1. Внутреннего производства и импорта.  Вызывает озабоченность не только сам рост импорта, но и его высокие темпы роста по отношению к экспорту. Несмотря на то, что сальдо торгового баланса  оставалось положительным (170 млрд. долл.), темпы роста импорта (35 %) уже второй год подряд почти в два раза превосходят темпы роста экспорта- 15,4 %. По разным оценкам, уже в 2009 г.  или 2010 г. импорт товаров в РФ, растущий на 50-60 млрд. долл. в год, превысит экспорт.                                                                                                                                                                       

     2. За счет экспорта, опережающими  темпами  растут денежные доходы  населения по отношению к ВВП  и производительности труда. Причем, разнице в темпах составляет 2.5 раза

     3. Старения оборудования. Ресурс технологической базы российской экономики выработан практически наполовину и достиг критического уровня.

     4. Гипертрофированного развития сырьевых  отраслей и их экспорта. В случае  ухудшения мировой конъюнктуры  на сырьевые ресурсы в нашей экономике возникнут большие проблемы, так как Россия экспортирует 60% добываемой нефти, 35 %-газа, 35 %- произведенных нефтепродуктов, 90 %- производимой меди,  97 %-никеля, 99 %-аллюминия и 90%- минеральных удобрений. Потери от сокращения экспорта не удастся компенсировать с каких-либо других источников.

     5. Гипертрофированного развития сферы  услуг и торговли. Россия превратилась  в торговую сеть мировой экономики.  Мы обслуживаем другие страны.

     6. Сформировались серьезные структурные  диспропорции в отношении развития регионов России. Так, если проанализировать соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к минимальному прожиточному минимуму отдельных регионов страны, получим следующую картину (см.рис.5):

     

Рис.5. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к величине прожиточного минимума в 2006 году

     Таким образом, необходима новая политика государства, направленная на постепенное  и планомерное преодоление данных диспропорций. Суть ее – активная государственная политика в области формирования прогрессивной структуры общественного производства, стимулирования внутреннего производства и инвестиций, в первую очередь, в производстве товаров народного потребления (импортозамещение) и в инновационном секторе, ограничение импорта продукции и экспорта сырья.

     В области бюджетно-налоговой политики эти изменения должны состоять во-первых, в отказе от концепции профицитного бюджета и перехода к сбалансированному  бюджету на базе широкого использования программно-целевых методов его планирования. Во-вторых, в стимулировании внутренних инвестиций путем установления налоговых каникул (на 3-5 лет). В-третьих, в широком использовании государственных инвестиций с целью осуществления структурной перестройки экономики и реализации промышленной политики государства.

     В области денежной политики – проведение мягкой кредитно-денежной политики при  минимальной ставке рефинансирования – на уровне 6-8 процентов и постепенном  доведения в течении 5 лет коэффициента монетизации до 70-80 % ВВП.

     В области внешнеэкономической политики – уменьшение экспорта ресурсов с  целью их переориентации на потребности  внутреннего развития и увеличения потребления, при одновременном  ограничении импорта товаров  народного потребления.

     В области антимонопольного регулирования  экономики – замораживание на пять лет цен на тарифы и услуги естественных монополий, включая производство и реализацию нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке.

     Только  системный подход при реализации структурной политики государства, направленной на преодоление сложившихся диспропорций, может дать положительный эффект при реализации новой экономической политики российского государства.

 

3. Значение структурной политики в системе государственных мероприятий

     3.1. Основные направления структурной политики

     В российской экономике есть сектора  и отрасли, потенциально конкурентоспособные  как на внутреннем, так и на мировых  рынках. Реализации конкурентных преимуществ  этих секторов (наличие незагруженных  технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.

     Основным  направлением структурной политики государства является повышение  конкурентных преимуществ экономики  страны через достижение четырех  взаимосвязанных целей:

     Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

     Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора  экономики, искусственно поддерживаемого  системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем  монопрофильных городов.

     Завершение  трансформации существующих малоэффективных  институтов экономики "переходного  типа" (структуры государственной  собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования  и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

     Ускоренное  развитие и перестройка экономической  системы, предприятий и рынков в  процессе общемировой экономической  трансформации, проходящей на базе новых  информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

     Основными факторами, сдерживающими развитие потенциально конкурентоспособных  предприятий, помимо изложенных в предыдущем разделе, являются: низкий уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров; низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием России в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту; недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.; неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию и освоение инноваций; недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.

     В этих условиях первоочередными задачами структурной политики становятся: повышение  инновационной активности и опережающее  развитие высокотехнологичного сектора  экономики; стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов; снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности; прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов; стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса; окончательное снятие с предприятий бремени содержания некоммерческих звеньев; сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом; повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержеками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций; реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

     В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться  на основе применения следующих базовых  принципов: конкурентный рынок как  главный регулятор экономического развития; минимизация и оптимизация  государственного вмешательства в экономику; открытость экономики; либерализация экономической деятельности на микроуровне.

     Необходимость обеспечить решение основных социально-экономических  задач - таких, как достижение устойчивых темпов экономического роста при  позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения делает экономически рациональной и реализуемой стратегию структурного маневра, основанного на сценарии "активного позиционирования на рынках". Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы.

     Структурная политика будет направлена на опережающее развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке. В рамках такого подхода можно выделить "традиционные" экспортные отрасли (прежде всего, в сырьевом секторе и перерабатывающей промышленности), а также "новые" экспортные отрасли в сфере услуг.

     Стимулирование  экспортеров на использование прибыли  и амортизации для вложений в  техническое перевооружение своих  предприятий, должно сопровождаться мерами по повышению участия в этом перевооружении отечественного машиностроения. Дополнительные заказы и финансовые инвестиции со стороны экспортеров, создают предпосылки для роста внутреннего спроса, в первую очередь на продукцию отечественного инвестиционного машиностроения.

     Будет поощряться переход компаний с крупными государственными пакетами акций (прежде всего естественных монополий) к закупкам оборудования на основе открытых конкурсов.

     Основная  задача, которую придется решать в  отношении монопрофильных городов, состоит в том, чтобы создать механизм изменения ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и потому обеспечивающий возможность саморазвития этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства.

     Выведение в устойчивый режим работы и развития градообразующих предприятий моногородов  требует их реструктуризации, которая  должна включать: мероприятия, направленные на погашение долгов; создание управленческих предпосылок успешной реструктуризации предприятия; подготовку графика первоочередных мероприятий по реструктуризации.

     Важнейшей задачей является диверсификация экспорта с постепенным увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей с относительно высокой добавленной  стоимостью, на конкретных узких сегментах рынка, где имеются выраженные конкурентные преимущества. В частности, продукции промежуточных и высоких переделов лесопромышленного, металлургического и химического комплексов, авиапромышленности, атомной промышленности, энергетического машиностроения, отдельных сегментов рынка судостроения, вооружений, услуг космического комплекса.

     Приоритетными направлениями государственной  инвестиционной политики станут комплексное  обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому прогрессу, прежде всего, в сферах высоких технологий.

Информация о работе Структурная политика государства