Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть структурную политику государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Понятие структурной политики государства 5
1.2. Цели и задачи структурной политики 9
2. ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 14
2.1. Отраслевая структура экономики 14
2.2. Количественное определение и территориальный аспект специализирующихся отраслей 19
2.3. Особенности структурных изменений в экономике России 21
3. ЗНАЧЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 30
3.1. Основные направления структурной политики 30
3.2. Направления развития инфраструктуры и сферы услуг 36
3.3. Эффективность экономической деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

тема 9.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

     Экономика любой страны представляет собой  народнохозяйственный комплекс, возникающий  на базе социального и экономического развития, межрегионального разделения труда и процессов интеграции.

     Народнохозяйственный  комплекс страны возник как результат  экономического и социального развития, углубления разделения труда, интеграционных процессов. Он охватывает все звенья общественного производства, распределения, обмена и потребления на всей территории РФ и ее регионов. В региональном аспекте его особенностью является осуществление специализации, кооперации и пропорционального развития хозяйства экономических районов.

     В российской экономике есть сектора  и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.

     Параллельно с всемерным стимулированием  сбережений и инвестиционной активности в частном и государственном  секторах национальной экономики государство  должно формировать адекватную структурную  политику, которая обеспечивала бы оптимальное в каждый данный период расходование мобилизованных на цели экономического роста производственных ресурсов.

     Вообще  говоря, проведение прогрессивных структурных  преобразований воспроизводства - задача рынка (через механизм межотраслевой  конкуренции). Но государство не должно устраняться от участия в ее решении. Для этого в мировой практике применяются:

     - сокращение степени риска при  осуществлении инвестиций в новые  отрасли (средствами страхования);

     - побуждение бизнеса к освоению  новых секторов экономики, где  перспективы сбыта и норма прибыли неясны (через госзаказ, госзакупки);

     - поддержка экспортных отраслей  и тех, которые выпускают заменители  импорта;

     - стимулирование сфер экономики,  способных дать наибольшее количество  новых рабочих мест.

     Цель  курсовой работы – рассмотреть структурную политику государства.

     Курсовая  работа состоит из трех глав, шести  подпунктов, введения, заключения и  списка литературы.

     Методологической  основой для написания курсовой работы послужили сборники научных трудов, монографии, периодическая литература, а также материалы сети Интернет.

 

1. Теоретические понятия структурной политики

     1.1. Понятие структурной политики государства

     Структурная политика - система мер направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций. Цель структурной политики состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния1.

     Выход российской экономики на траекторию экономического роста предполагает решительный отказ от бытовавшего  в недалеком прошлом иллюзорного  представления о том, что рыночный механизм сам, через конкурентную борьбу и свободное ценообразование подскажет обществу, какие отрасли и регионы страны способны сохраниться в новой экономической среде. Вообще говоря, место рыночного механизма в обеспечении структурной перестройки экономики предопределяется степенью развития таких ведущих звеньев рыночной инфраструктуры, как фондовая биржа, коммерческие банки, инвестиционные компании и т.п., которые способны оперативно перенацеливать имеющиеся в мире инвестиционные ресурсы на развитие наиболее востребованных в данный момент производств. Узость же российского фондового рынка, ограниченность ресурсов и заметно искаженная мотивация частных банков делают объективно неизбежным опору назревших в нашей стране структурных преобразований на государственный бюджет или хотя бы государственный кредит. Главным компонентом рациональной структурной политики российского государства сегодня является разработка долгосрочной стратегии структурной перестройки воспроизводства, в соответствии с которой могла бы последовательно проводиться "выбраковка", безусловно, неэффективных предприятий и отраслей и задаваться импульс ускоренному росту потенциально (и реально) жизнеспособных звеньев отечественной экономики - и все это протекало бы без заметной угрозы экономической безопасности страны. Такая оптимизация темпов роста различных отраслей попросту невозможна без соответствующих институциональных преобразований, связанных с формированием некоего "генерального штаба", который бы по весьма условной аналогии с советским Госпланом отвечал бы за разработку адекватной, соответствующей реальным возможностям российского общества программы структурных реформ и в значительной степени за их ресурсное обеспечение.

     Важным  компонентом всякой структурной  политики является нацеливание - скоординированные  государственные мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке. В мировой практике существует несколько критериев для выбора нацеливаемых отраслей2:

     - традиционный: поддерживаются депрессивные (стагнирующие) отрасли, переживающие период структурного кризиса и нуждающиеся либо в свертывании производства, либо его перемещении в другие страны (с более благоприятной структурой издержек), либо модернизации для удержания конкурентных позиций;

     - поддержка молодых наукоемких  отраслей с перспективой повышения  конкурентоспособности;

     - нацеливание осуществляется в  направлении отраслей с высокой  добавленной стоимостью в расчете  на 1 работника;

     - выделяются отрасли с большими  сопряженными связями, оказывающими наибольшее воздействие на всю остальную экономику;

     - ответная реакция на аналогичное  нацеливание в других странах;

     - выделяются отрасли с наибольшими  положительными внешними эффектами  (в виде распространения результатов  НИОКР, знаний, создания дополнительной занятости и т.п.).

     Оборотной стороной нацеливания является деинвестирование, сворачивание определенных секторов национального  хозяйства - вплоть до их уничтожения (поэтому  не случайно, что структурные изменения  сопровождаются конфликтными политическими процессами и поисками компромиссов). Так, одна из главных общенациональных задач экономической политики в России - избавление экономики от значительной части производственного потенциала. По оценке Н. Шмелева, от 1/3 до 2/3 промышленного потенциала и до 3/4 колхозов и совхозов либо не нужны совсем, либо нуждаются в коренной модернизации. Речь при этом идет об отраслях и предприятиях, которые либо работали на собственные нужды (а не на страну, например, Минводхоз), либо нежизнеспособны в рыночных условиях из-за своей неэффективности. Химическая промышленность работала на химическую войну. 20% сельскохозяйственных предприятий производили около 80% всей товарной сельхозпродукции. Воркута за продаваемый ею уголь покрывает лишь 15% своих расходов, а остальные 85% необходимых средств поступают из госбюджета.

     Как видим, структурная политика есть одновременно и политика "выбраковки" нежизнеспособных, сдерживающих экономический рост производств. В рамках нее должны быть четко  определены общенациональные приоритеты: кого, как долго, в каких масштабах нужно поддерживать за счет бюджетных субсидий, а кому надо дать умереть естественной смертью. Приоритетными должны быть предприятия "высокой технологии", научно-технический и образовательный потенциал страны, ее энергетическая, транспортная инфраструктура, предприятия экспортной ориентации, а также комплекс отраслей, работающих на массового потребителя. Следовательно, неотъемлемым компонентом обеспечивающей экономический рост структурной политики является механизм банкротств - особенно в наиболее "неповоротливых", наиболее монополизированных отраслях.

     Структурное регулирование осуществляет через  проведение соответствующей бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной политики3:

     - конкурсное распределение бюджетных субсидий (грантов), которые обычно достаются фирмам, способным на подлинные структурные прорывы, обеспечивающим быстрый прогресс передовых отраслей.

     - налоговые стимулы. Схемы структурного  регулирования построены так,  что если предприниматели инвестируют капитал в отрасли, которые государство считает наиболее значимыми, то сумма налоговых выплат сокращается.

     - корпорациям, занимающимся развитием  приоритетных отраслей, государственные  банки дают кредит на более  длительный срок и за меньшую  плату. Когда же так поступают частные банки, их прибыль подлежит льготному налогообложению.

     - бюджетные ассигнования - целевым  маршрутом в соответствующие  секторы экономики, развитие которых  требуется ускорить.

     Используемые  при этом инструменты нацелены уже  не столько на сглаживание делового цикла в рамках политики краткосрочной стабилизации, приближение переломных точек "пика" и "дна" к господствующему тренду, сколько на подталкивание самого этого тренда вверх в русле проведения политики экономического роста, имеющей долгосрочную направленность. Именно в этих целях государство обеспечивает налоговые льготы, улучшение ситуации с кредитованием, берет на себя заботу о безопасности зарубежных капиталовложений, снижает степень инвестиционного риска, устраняет препятствия, мешающие сбережениям стать инвестициями и т.п. Но оно обычно не делает то, что по силам самому бизнесу. В эффективно работающей рыночной экономике инвестиционная деятельность государства в принципе ограничена рамками зоны естественных монополий, и выход за ее пределы осуществляется лишь в особых случаях и на временной основе.

     1.2. Цели и задачи структурной политики

     Основным  направлением структурной политики государства является повышение  конкурентных преимуществ экономики  страны через достижение четырех  взаимосвязанных целей4:

     1. Содействие повышению конкурентоспособности  отечественных производителей товаров  и услуг на внутреннем и  мировом рынках и обеспечение  структурного маневра в сторону  повышения доли отраслей, производящих  продукцию с высокой степенью  переработки, и отраслей сферы услуг.

     2. Исправление накопленных структурных  деформаций - реструктуризация убыточного  сектора экономики, искусственно  поддерживаемого системой бюджетных  субсидий, невостребуемых налоговых  недоимок и неплатежей естественным  монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

     3. Завершение трансформации существующих  малоэффективных институтов экономики  “переходного типа” (структуры  государственной собственности,  товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы  государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

     4. Ускоренное развитие и перестройка  экономической системы, предприятий  и рынков в процессе общемировой  экономической трансформации, проходящей  на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

     Основными факторами, сдерживающими развитие потенциально конкурентоспособных  предприятий, помимо изложенных в предыдущем разделе, являются:

     - низкий уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров;

     - низкий уровень интеграции отечественной  экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием России в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту;

     - недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.;

Информация о работе Структурная политика государства