Стратегическое планирование, виды, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.

Содержание

Теоретическая часть …………………………..…………………………………….3
1. Стратегическое планирование, виды, методы ………………….………………3
2. Виды стратегий развития предприятия …………………………………………6
2.1. Стратегия концентрации ………………………………………………………6
2.2. Стратегия низких издержек ……………………………………………………8
2.3. Стратегия диверсификации …………………………………………………..11
2.4. Стратегия дифференциации …………………………………………….……12
2.5. Стратегия фокусирования ……………………………………………….……13
2.6. Стратегия роста ………………………………………………………….…….14
2.7. Стратегия стабилизации и выживания ………………………………………16
3. Задачи и этапы планирования …………………………………………..….…..17
Практическая часть ………………………………………………………….…….22
Задача № 1 …………………………………………………………………….……22
Задача № 2 ………………………………………………………………………….23
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 54.68 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретическая часть …………………………..…………………………………….3

1. Стратегическое  планирование, виды, методы ………………….………………3

2. Виды  стратегий развития предприятия  …………………………………………6

2.1. Стратегия  концентрации ………………………………………………………6

2.2. Стратегия  низких издержек ……………………………………………………8

2.3. Стратегия диверсификации …………………………………………………..11

2.4. Стратегия  дифференциации …………………………………………….……12

2.5. Стратегия  фокусирования ……………………………………………….……13

2.6. Стратегия  роста ………………………………………………………….…….14

2.7. Стратегия  стабилизации и выживания ………………………………………16

3. Задачи  и этапы планирования …………………………………………..….…..17

Практическая  часть ………………………………………………………….…….22

Задача  № 1 …………………………………………………………………….……22

Задача  № 2 ………………………………………………………………………….23

Список  литературы ………………………………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Стратегическое планирование, виды, методы.

     Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

     Стратегическое  планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.

     В стратегическом плане фирмы определяется, какими именно производствами она будет  заниматься, и излагаются задачи. Если производство включает несколько ассортиментных групп, несколько товаров, марок  и рынков, то на каждую из этих позиций  должен быть разработан отдельный план.

     Основные  принципы планирования: 

1) Принцип  обоснованности целей и задач  предприятия. При этом выделяют  цели:  
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;  
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия; 

- научно-технические,  обеспечивающие научно-технический  прогресс;  
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;  
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 

2) Принцип  системности. Он означает, что  планирование представляет целую  систему планов и охватывает  все сферы деятельности предприятия; 

3) Принцип  научности. Требует учета перспектив  научно-технического прогресса и  применения научно обоснованных  прогрессивных норм использования  всех видов ресурсов; 

4) Принцип  непрерывности. Означает параллельное  сочетание текущего и перспективного  планирования; 

5) Принцип  сбалансированности плана. Указывает  на количественное соответствие  между взаимосвязанными разделами  и показателями плана, между  потребностями в ресурсах и  их наличием; 

6) Принцип  директивности. В соответствии  с ним план приобретает силу  закона для всех подразделений  предприятия после утверждения  его руководителем предприятия. 

     Важнейшими  целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются:

     - объем продаж товарной массы,

     - прибыль и доля на рынке. 

Виды  планирования.

     В зависимости от продолжительности  планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и  текущее (краткосрочное) планирование. 

     Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. 

     Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 

     Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

    В планировании используются следующие основные методы:  
    - нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;  
    - балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов; 

    - экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период; 

    - интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели; 

    - факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей; 

    - матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;

    - экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.  
     
     
     
     
     
     

    2. Виды стратегий развития предприятия. 

     Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Существует довольное большое количество разновидностей стратегий, рассмотрим некоторые из них. 

     2.1. Стратегия концентрации.

     Концентрация  производства представляет собой объективный  процесс сосредоточения средств  производства, рабочей силы и объема выпускаемой продукции на крупных  предприятиях. Горизонтальная концентрация производства - это укрупнение предприятий и фирм в пределах определенной отрасли макроэкономики.

     Вертикальная  концентрация производства - это процесс  сосредоточения производства продукции  нескольких взаимосвязанных отраслей экономики.

     Концентрирование  начинается с выбора рыночной ниши, характеризующейся определенными  требованиями и предпочтениями покупателей. Ниша может быть выделена в силу географического положения, особых требований к использованию продукции  или в силу специфических свойств  продукции, удовлетворяющих потребителей ниши. Основой для успешной конкурентной борьбы при применении стратегии  концентрирования в обслуживании ниши являются либо меньшие, чем у конкурентов  издержки, либо способность предложить потребителям ниши нечто отличное от продукции конкурентов. Успех стратегии  концентрирования, основанной на сниженных  издержках зависит от наличия  целевого сегмента рынка, потребности  которого можно удовлетворить с  меньшими затратами по сравнению  с остальной частью рынка. Успех  стратегии концентрирования, основанной на дифференцировании, зависит от наличия  целевого сегмента рынка, требующего, чтобы продукция обладала какими-то особыми качествами. Стратегия концентрирования очень широко применяется для существенного снижения затрат.

     Сегменты  рынка, благоприятные для использования  стратегии концентрирования, должны обладать одной или несколькими  из перечисленных ниже характеристик:

  • Сегмент достаточно велик для извлечения прибыли.
  • Сегмент обладает высоким потенциалом для развития.
  • Сегмент не принесет успеха большинству конкурентов.
  • Фирма, концентрирующаяся на сегменте, обладает квалификацией и ресурсами, необходимыми для эффективного обслуживания сегмента.
  • Фирма, концентрирующаяся на сегменте, может защитить себя от конкурентов за счет установившихся хороших отношений с клиентами и лучших возможностей обслуживания покупателей в сегменте.

     Концентрирование  действует хорошо, если:

     обслуживание  целевой рыночной ниши требует значительных затрат и усилий от большой масс конкурентов;

     когда ни один конкурент не пытается специализироваться в обслуживании той же самой целевой  рыночной ниши;

     когда ресурсы фирмы не позволяют ей успешно обслуживать обширный сегмент  рынка;

     когда промышленные отрасли (сегменты) имеют  большие различия в размерах, уровне развития, доходности и интенсивности  пяти конкурирующих сил, делающих некоторые  сегменты более притягательными, чем  другие.

     Использование стратегии концентрирования сопряжено с риском. Допускается, во-первых, возможность, что широкие массы конкурентов найдут эффективные пути и смогут противопоставить себя концентрирующейся фирме в обслуживании узкого целевого рынка. Во втором случае имеется возможность, что нужды и предпочтения покупателей ниши будут постепенно сдвигаться в сторону таких качеств продукции, которых требует рынок в целом; такое стирание различий между покупателями разных сегментов открывает двери самым разным конкурентам для вторжения в целевой рынок концентрирующейся на нем фирмы. В третьем случае привлекательность сегмента становится такой очевидной, что сегмент наводняется конкурентами, и прибыли делятся между многими фирмами.

     Концентрация  производства на определенном уровне своего развития может подвести к возникновению монополий. 

     2.2. Стратегия низких издержек (конкуренции)

     Побудительным мотивом иметь самые низкие в  отрасли издержки производства является наличие на рынке большого числа  чувствительных к цене покупателей. Идея состоит в завоевании устойчивого  преимущества над конкурентами в  области издержек производства и  использовании его в качестве основы для демпинга цен и увеличения доли рынка, либо получения более  высокой нормы прибыли при  продаже товаров по сложившимся  рыночным ценам. Преимущество в области  издержек производства может вылиться в более высокую рентабельность производства только тогда, когда оно  не расточается на подрезание цены конкурентов с целью соответствующего увеличения объема продаж. Завоевание ведущей позиции в области  издержек производства означает превращение  задачи снижения затрат в лейтмотив  генеральной стратегии фирмы - хотя это вовсе не умаляет значения других факторов успеха.

     Чтобы обладать преимуществом в области  издержек производства, фирма должна достичь самого низкого уровня суммарных  издержек производства. Существует два  основных способа завоевания конкурентного  преимущества в этой области:

  • целенаправленная работа по снижению затрат и увеличению эффективности производства;
  • пересмотр полной структуры затрат и отказ от наиболее дорогостоящих и наименее эффективных технологических операций.

Информация о работе Стратегическое планирование, виды, методы