Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Задачи, поставленные для достижения намеченной цели исследования следующие:
рассмотреть понятие конкуренции и изучить её виды;
изучить конкурентную стратегию, позитивные и негативные последствия конкуренции;
изучить четыре модели рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. 5
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 5
1.2 Позитивные и негативные последствия конкуренции 6
1.3 Стратегия конкуренции 7
1.4 Виды конкуренции 8
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ 10
2.1 Чистая (совершённая) конкуренция 12
2.2 Чистая монополия 13
2.3 Монополистическая конкуренция 15
2.4 Олигополия 16
Глава3 Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан...........................................................................................18
3.1 Антимонопольное регулирование конкуренции…………………………….19
3.2 Проблемы развития конкуренции в отраслях экономики…………………21
3.3Развитие региональной конкуренции в Республике Казахстан……………26
ВЫВОД 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ Эконом теория.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Рейтинг предусматривает  оценку работы акиматов по привлечению  инвестиций, поддержке субъектов  малого и среднего бизнеса, экспортного  потенциала и др.

В настоящее время  по итогам 2009 года сформирован Рейтинг  регионов Казахстана по уровню развития конкуренции, результаты которого показывают, что принятые местными исполнительными органами меры по развитию конкуренции еще недостаточны.

Разрабатываемые в настоящее время программы  развития области, города республиканского значения, столицы на 2011-2015 годы должны включать в себя общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в регионе, отраслевые меры развития конкуренции (отраслевые индикаторы), учитывающие специфику и проблемы отдельных рынков, а также меры, направленные на развитие сферы торговли, в том числе различных форматов осуществления торговой деятельности в регионе.

В программе должен быть представлен анализ состояния конкурентной среды на ключевых товарных рынках региона (информация о субъектах  рынка, уровень конкуренции, концентрации, барьеры входа на рынок, а также факторы, препятствующие развитию конкуренции), который также отражает выводы, прогнозы, мероприятия по развитию региональной конкуренции.

 

 

ВЫВОД

Конкуренция – экономический процесс  взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.

Конкуренция - определяющее условие  поддержания динамизма в экономической  системе, и в её условиях создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

Сегодня мы понимаем, что  чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными  к борьбе за рынки за рубежом, и  тем в более выгодном положении  оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

По методам осуществления  конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Рынок и конкуренция  в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции  раскрывается в понятиях «конкурентного»  и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

  1. чистая (совершенная) конкуренция;
  2. монополистическая конкуренция;
  3. олигополия
  4. чистая монополия

Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неактуальное логическое упражнение.

  1. Существует несколько отраслей, более близких к чистой конкурентной модели, чем любой  другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства (пшеница, рис), рынка иностранных валют (песо, иены) и морской рыбной ловли (лосось, омары) легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
  2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объёма  производства.
  3. Функционирование чистой конкурентной экономики даёт нам образец, или стандарт, с которым можно сравнить и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.

Чистая конкуренция  – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений  реальной жизни.

Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам:

  1. Немалый объём экономической деятельности – 5 или 6% ВВП – осуществляется в условиях, которые приближаются к чистой монополии.
  2. Изучение чистой монополии полезно и с той точки зрения, что оно даёт возможность понять более реальные рыночные структуры монополистической конкуренции и олигополии. Эти две рыночные ситуации сочетают в различной степени черты чистой конкуренции и чистой монополии.

Для современного рынка  основным видом конкурентных отношений  является  синтез конкуренции и  монополии в виде олигополистической конкуренции. Структура олигополистического рынка очень противоречивая. С одной стороны, каждая фирма в олигополии стремится максимизировать свои текущие доходы, а с другой – она действует с учётом их влияния на поведение других фирм в данной отрасли. Дело в том, что внутри олигополии выигрыш одних фирм может быть получен только за счёт потерь других  фирм. Вместе с тем, сотрудничество фирм, их согласованная политика обеспечивают каждому участнику больше выгод, чем при независимых действиях. Поэтому олигополия любой ценой пытается избежать войны цен между фирмами, которые в неё входят.

Экономисты говорят  о возникновении монополистической конкуренции в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги – различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей.. Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Фирмы, при такой конкуренции, выступают в отрасль сравнительно легко, при этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Такой тип конкуренции родился после создания системы защиты авторских прав и прав на товарный знак с помощью патентов. Именно в силу такой правовой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменными названиями и секретами производства другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция, защищенная патентом. Поэтому каждой фирме приходится выходить в мир конкуренции под собственным именем и со своими разработками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Казахстан: конкуренция  и  Государственный  Комитет  по  антимонопольной политике. /Подготовлено  USAID  –  Агентством  Соединенных  Штатов  по  международному развитию.
  2. Своик  П.В.  Цена  монополии.  Антимонопольная  и  ценовая  политика  в Казахстане на пути к рынку (1993-1995  гг.).  – Алматы:  АО  «Караван», 1995. – 152 с.
  3. .  Таранов А.А.  Административное  право Республики   Казахстан.   Часть особенная: учебник для юридических вузов. – Алматы: Жети жаргы, 1997.  – 272 с.
  4. Своик  П.   В.   Государственная   концепция   и   программа   мер   по

    демонополизации  экономики Республики Казахстан.  Алматы., 1995.

  1. Юридический энциклопедический словарь. / Под ред. Сухорева  А.Я.  -  М.:  Сов. Энциклопедия, 1984. – 415 с.
  2. Тотьев К.Ю. Конкуренция и  монополии.  Правовые  аспекты  регулирования. М., 1996.
  3. Гражданский кодекс  Республики Казахстан: общая часть.-  Алматы  Жетi Жаргы, 1995. – 427 с.
  4. О  развитии   конкуренции   и   ограничении   монополистической   деятельности: Закон Казахской ССР от 11 июля 1991 г. № 657.  // Электронная база  данных  «Законодательство»  ВК  регионального центра правовой информации
  5. О недобросовестной конкуренции: Закон Республики Казахстан от 9  июня  1998  г.  №  232-1  ЗРК.  //   Электронная   база   данных        «Законодательство» ВК регионального центра правовой информации
  6. О  защите  прав  граждан   и   юридических   лиц на   свободу        предпринимательской  деятельности:  Указ  Президента  Республики             Казахстан  от 27 апреля 1998 г.  № 3928.  //  Электронная база             данных  «Законодательство»  ВК  регионального центра   правовой           информации
  7. Конституция Республики  Казахстан (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года). - Алматы: ТОО «Баспа», 1995. – 68 с.
  8. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Микроэкономика: уч. пособие – М.:ИНРРА – М., 2003. – 206 с.
  9. Базилевич В.Д., Економічна теорія: Політекономія:  підручник, 4-те вид. – К.: Знання-Прес, 2005. – 615 с.
  10. Бутук А.И. Экономическая теория – 2 изд. К.: 2003. – 668 с.
  11. Грязнова А.Г, Челевой Т.В., Экономическая теория – М.: изд. «Экзамен», 2005. – 590 с.
  12. Добрынина А. И, Тарасовича Л. С.Экономическая теория  : уч. для вузов, 3 изд. – СПб: изд. СПб ГУЭФ, изд. «ПИТЕР», 1999 – 544 с.
  13. Журавлёва К.П. Экономика, уч. М.: Юристъ, 2004. – 574 с.
  14. Куликов Л. М. Основы экономической теории. М., 2005. – 400 с.
  15. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. 14-го изд. - М.: ИНФРА - М, 2004. – ХХХVI, 972 с.
  16. Мачевный С.В., Симоненко В.К., Секретарюк В.В., Устенко А.А. Экономическая теория, учебник, – 2 изд. исправленное и дополненное – К.: о-во «ЗНАННЯ», КОО,2003. – 662 с.
  17. Нуреев Р. Н. Курс микроэкономики: уч. для  вузов, 2-е изд. изм – М.: НОРМА, 2005. – 576 с.
  18. Райзберг Б.А Курс экономики, 4-е изд. – М.: ИНФРА – М,2005. – 672с.
  19. Селищев А.С. Микроэкономика, 32 изд.– СПб: «ПИТЕР», 2003. – 448с.
  20. Чемберлин Э. Х. «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости». Москва. 1959. – 258 с.
  21. В. Д. Камаев «Экономическая теория» Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

                                                                                                                               


0                             Q                     Q                             

                       

 

Рис 2.1. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде [11].

 

 

 

 

 




Информация о работе Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан