Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:33, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Задачи, поставленные для достижения намеченной цели исследования следующие:
рассмотреть понятие конкуренции и изучить её виды;
изучить конкурентную стратегию, позитивные и негативные последствия конкуренции;
изучить четыре модели рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. 5
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 5
1.2 Позитивные и негативные последствия конкуренции 6
1.3 Стратегия конкуренции 7
1.4 Виды конкуренции 8
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ 10
2.1 Чистая (совершённая) конкуренция 12
2.2 Чистая монополия 13
2.3 Монополистическая конкуренция 15
2.4 Олигополия 16
Глава3 Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан...........................................................................................18
3.1 Антимонопольное регулирование конкуренции…………………………….19
3.2 Проблемы развития конкуренции в отраслях экономики…………………21
3.3Развитие региональной конкуренции в Республике Казахстан……………26
ВЫВОД 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 3 Становление
конкурентного рынка в в
Двадцать лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на
путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г. Верховным Советом Казахской ССР принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».
В течение 1990-х годов в Республике Казахстан было сделано многое для развития конкуренции: принято конкурентное законодательство; осуществлено разделение монопольных и конкурентных рынков; проведена приватизация; снижено административное давление.
Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.
Анализ текущей ситуации
Политика Республики Казахстан в сфере конкуренции играет одну из главных ролей в реформировании системы государственного регулирования, поскольку система государственного управления диктует качество экономических и социальных норм и обуславливает применение законов, в том числе защищающих конкуренцию.
Конституцией Республики Казахстан предусмотрено, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.
Долгосрочные
ориентиры развития, укрепления конкурентоспособной
экономики заложены в Стратегии
развития Казахстана до 2030 года, где
в качестве рыночных механизмов повышения
конкурентоспособности
Достижение целей конкурентной политики предполагает решение следующих задач:
К конкурентной сфере экономики в Казахстане относятся: добывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая, нефтехимическая, пищевая и легкая промышленность, агропромышленный комплекс, производственная и рыночная инфраструктура: строительство, транспорт (за исключением трубопроводного и железнодорожного), торговля, все виды бытовых
услуг, банки, страховые компании, биржи и др. Несмотря на то, что рынок еще не создан и технологически невозможно создать конкуренцию, к конкурентной сфере экономики отнесено производство тепловой и электрической энергии.
Программа по развитию конкуренции в Республике Казахстан на 2010 –2014 годы направлена на совершенствование законодательной базы, формирование условий для предпринимательской и инвестиционной привлекательности экономики.
Программа является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления на период до 2014 года, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.
В целом принятие Программы и ее реализация на основе межведомственного взаимодействия должна стать важным положительным примером совместных действий центральных и местных исполнительных органов по развитию конкуренции.
3.1 Антимонопольное регулирование конкуренции
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.
Реализация антимонопольного законодательства возложена на специально
созданный государственный орган – Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса и его территориальные органы – Департаменты, деятельность которых носит функциональный характер.
В поле зрения Антимонопольного комитета находятся и субъекты конкурентной сферы экономики, не занимающие доминирующее положение на товарном рынке. Законом «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» запрещены пять форм недобросовестной конкуренции.
Недобросовестная конкуренция выражается в совершении любого
противоправного действия (бездействия), направленного на получение
преимуществ в конкурентной борьбе недозволенными методами, а именно:
1)распространение ложных или неточных сведений, способных нанести ущерб имуществу и деловой репутации другого субъекта рыночных отношений;
2) введение потребителей в заблуждение относительно характера,
способа и места изготовления, свойств, пригодности к применению или
качества товаров;
3) некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности;
4) самовольное использование чужого товарного знака, знака
обслуживания, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
5) получение,
использование или разглашение
С принятием Закона Республики Казахстан «О недобросовестной
конкуренции» данный перечень значительно расширен и предусматривает следующие виды недобросовестной конкуренции:
1) навязывание продавцом, не имеющим конкурентов, покупателю
дополнительных условий продажи, которое по своему характеру или
коммерческому назначению не относится к предмету договора;
2) копирование конкурента путем прямого воспроизведения внешнего
оформления товара конкурента, его фирменного наименования, маркировки товара, товарного знака, другого коммерческого обозначения, а также рекламных материалов, фирменной упаковки, формы иного внешнего оформления товара, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительно производителя или продавца товара (работ, услуг);
3) заключение и исполнение любых соглашений между конкурентами о ценах, разделе рынков, устранении других предпринимателей и об иных условиях деятельности, направленных на устранение или существенное ограничение конкуренции;
4)горизонтальное
слияние субъектов рыночных
Субъектами рыночных отношений являются: юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и выступающее участником оборота товаров, работ, услуг.
В случае совершения противоправных действий (бездействия), нарушающих свободу конкуренции, Антимонопольное Агентство наделено определенными правами:
1) принимать обязательные для исполнения субъектами рыночных отношений решения о прекращении недобросовестной конкуренции и устранении ее последствий;
2) запрашивать и получать информацию, в том числе письменные и устные объяснения от юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, необходимую для рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции;
3) рассматривать дела о недобросовестной конкуренции и принимать
решения о наложении административных взысканий,
4) выносить государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении неправомерных актов, ограничивающих или устраняющих конкуренцию.
Особенностью данных правомочий является то, что они применяются для пресечения противоправных действий в конкурентной сфере экономики и реализуются на основе специальных актов конкретного регулирования. Основное место среди них занимает предписание. По итогам работы за 1999г. Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО направлено хозяйствующим субъектам 185 предписаний по устранению нарушений антимонопольного законодательства, из которых 27 предписаний по устранению фактов недобросовестной конкуренции.
В процессе противодействия монополистической деятельности и защиты конкуренции антимонопольный орган постоянно сталкивается с новыми проблемами по мере того, как изменяется экономическая ситуация, появляются новые формы бизнеса, предъявляются новые требования к защите прав предпринимателей.
3.2 Проблемы развития конкуренции в отраслях экономики
В соответствии со статьей
39 Закона «О конкуренции» антимонопольный
орган вырабатывает предложения
по формированию государственной политики,
реализует государственную
В соответствии с возложенными функциями Агентство на постоянной основе изучает состояние товарных рынков, уровень конкуренции на них. По результатам проводимых анализов выявляются барьеры для «входа» на рынок новых компаний, к которым можно отнести государственное регулирование цен, неразвитость передающих сетей и аффилиированность субъектов, действующих на том или ином рынке и т.д.
В результате анализов товарных рынков Антимонопольным органом определяются первоочередные отрасли экономики, в которых не развита конкуренция, в целях выработки мер по повышению конкуренции, а также предложения и мероприятия по демонополизации рынков.
Антимонопольным органом в рамках осуществления межотраслевой координации деятельности государственных органов по развитию конкуренции в Правительство и компетентные государственные органы направлено в 2008 году более 10, а в 2009 году порядка 40 предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан, в том числе о принятии мер защитного характера, механизме сдерживания необоснованного роста цен на отдельные группы товаров, устранению барьеров и т.д.
По итогам проведенных анализов выявлена высокая монополизация сфер железнодорожного транспорта, телекоммуникаций, топливно-энергетического комплекса. Данные отрасли, являясь экономикообразующими, значительно влияют на развитие конкуренции в смежных отраслях. Принятые решения по демонополизации указанных отраслей экономики остаются незавершенными.
Развитие конкуренции в железнодорожной отрасли
Железнодорожная отрасль Республики Казахстан по-прежнему остается монополизированной. Монопольная доля группы компаний АО «НК «КТЖ» на рынке железнодорожных перевозок сохраняется, в том числе на потенциально конкурентных рынках, смежных с рынком железнодорожных перевозок. В результате такой монополизации ежегодно ограничивается конкуренция в сфере вспомогательных (обслуживающих) услуг. Агентством в 2009 году в сфере железнодорожной отрасли проведен анализ уровня конкуренции на рынке услуг «поставки и розничной реализации запорно-пломбировочных устройств, применяемых на железнодорожном транспорте».
Информация о работе Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан