Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Задачи, поставленные для достижения намеченной цели исследования следующие:
рассмотреть понятие конкуренции и изучить её виды;
изучить конкурентную стратегию, позитивные и негативные последствия конкуренции;
изучить четыре модели рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. 5
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 5
1.2 Позитивные и негативные последствия конкуренции 6
1.3 Стратегия конкуренции 7
1.4 Виды конкуренции 8
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ 10
2.1 Чистая (совершённая) конкуренция 12
2.2 Чистая монополия 13
2.3 Монополистическая конкуренция 15
2.4 Олигополия 16
Глава3 Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан...........................................................................................18
3.1 Антимонопольное регулирование конкуренции…………………………….19
3.2 Проблемы развития конкуренции в отраслях экономики…………………21
3.3Развитие региональной конкуренции в Республике Казахстан……………26
ВЫВОД 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ Эконом теория.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Глава 3 Становление  конкурентного рынка в в Республике Казахстан

 

Двадцать лет назад  Казахстан, как и другие государства  СНГ, вступил  на

путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике  привел к  существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной  экономики необходимо  антимонопольное  регулирование  со  стороны   государства,   без которого невозможно достичь свободы  предпринимательства  и  конкуренции.  В этих целях в 1991  г.  Верховным  Советом  Казахской  ССР  принят  Закон  «О развитии  конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности»,  во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты  Законы  «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».

В течение 1990-х годов в Республике Казахстан было сделано многое для развития конкуренции: принято конкурентное законодательство; осуществлено разделение монопольных и конкурентных рынков; проведена приватизация; снижено административное давление.

Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.

 Анализ текущей ситуации

Политика Республики Казахстан в сфере конкуренции  играет одну из главных ролей в реформировании системы государственного регулирования, поскольку система государственного управления диктует качество экономических и социальных норм и обуславливает применение законов, в том числе защищающих конкуренцию.

Конституцией  Республики Казахстан предусмотрено, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.

Долгосрочные  ориентиры развития, укрепления конкурентоспособной  экономики заложены в Стратегии  развития Казахстана до 2030 года, где  в качестве рыночных механизмов повышения  конкурентоспособности экономики  определены создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования.

Достижение  целей конкурентной политики предполагает решение следующих задач:

  • общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
  • повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий государственных органов и субъектов рынка посредством совершенствования антимонопольного регулирования;
  • реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

       К конкурентной сфере экономики  в Казахстане  относятся:  добывающая промышленность, черная и цветная металлургия,  химическая,  нефтехимическая, пищевая    и    легкая    промышленность,     агропромышленный комплекс, производственная и рыночная  инфраструктура:  строительство,  транспорт  (за исключением трубопроводного и железнодорожного), торговля, все виды  бытовых

услуг, банки, страховые  компании, биржи и др. Несмотря на то, что рынок  еще не создан и технологически невозможно создать  конкуренцию,  к  конкурентной сфере экономики отнесено производство тепловой и электрической энергии.

Программа по развитию конкуренции в Республике Казахстан  на 2010 –2014 годы направлена на совершенствование законодательной базы, формирование условий для предпринимательской и инвестиционной привлекательности экономики.

Программа является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и  основные направления на период до 2014 года, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.

В целом принятие Программы и ее реализация на основе межведомственного взаимодействия должна стать важным положительным примером совместных действий центральных и местных исполнительных органов по развитию конкуренции.

3.1 Антимонопольное регулирование конкуренции

Антимонопольное регулирование  является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.

Реализация антимонопольного законодательства возложена  на  специально

созданный  государственный  орган – Агентство Республики   Казахстан   по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке  малого бизнеса и его территориальные органы –  Департаменты,  деятельность  которых носит функциональный характер.

       В  поле  зрения  Антимонопольного  комитета  находятся   и   субъекты конкурентной  сферы  экономики,  не  занимающие  доминирующее  положение  на товарном   рынке.   Законом   «О   развитии   конкуренции   и    ограничении монополистической  деятельности»   запрещены пять   форм   недобросовестной конкуренции.

       Недобросовестная   конкуренция   выражается   в   совершении   любого

противоправного   действия   (бездействия),   направленного   на   получение

преимуществ в конкурентной борьбе недозволенными методами, а именно:

       1)распространение  ложных или  неточных  сведений,  способных  нанести ущерб имуществу и деловой репутации другого субъекта рыночных отношений;

       2)  введение  потребителей  в   заблуждение  относительно   характера,

способа  и  места  изготовления,  свойств,  пригодности к применению   или

качества товаров;

       3) некорректное  сравнение товаров в процессе  рекламной деятельности;

       4)  самовольное   использование   чужого   товарного   знака,   знака

обслуживания,  фирменного  наименования  или маркировки  товара,  а   также копирование   фирмы,   упаковки,   внешнего   оформления   товара    другого хозяйствующего субъекта;

      5) получение,  использование или разглашение   конфиденциальной  научно- технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

       С   принятием  Закона   Республики   Казахстан   «О   недобросовестной

конкуренции»  данный  перечень  значительно   расширен   и   предусматривает следующие виды недобросовестной конкуренции:

       1)  навязывание  продавцом,  не   имеющим   конкурентов,   покупателю

дополнительных  условий   продажи,   которое   по   своему   характеру   или

коммерческому назначению не относится к предмету договора;

       2) копирование конкурента  путем прямого воспроизведения внешнего

оформления  товара  конкурента,  его  фирменного  наименования,   маркировки товара,  товарного  знака,  другого  коммерческого  обозначения,   а   также рекламных материалов, фирменной упаковки, формы  иного  внешнего  оформления товара,  которые  могут  ввести  потребителя  в   заблуждение   относительно производителя или продавца товара (работ, услуг);

       3) заключение  и исполнение  любых  соглашений  между  конкурентами  о ценах,  разделе  рынков,  устранении  других  предпринимателей  и  об   иных условиях  деятельности,  направленных   на   устранение   или   существенное ограничение конкуренции;

       4)горизонтальное  слияние субъектов рыночных отношений,  приводящее  к существенному ограничению или устранению конкуренции.

       Субъектами  рыночных отношений являются:  юридическое  или  физическое лицо,  осуществляющее   предпринимательскую   деятельность   и   выступающее участником оборота товаров, работ, услуг.

       В  случае совершения противоправных действий (бездействия), нарушающих свободу  конкуренции,  Антимонопольное  Агентство   наделено   определенными правами:

       1)  принимать  обязательные  для   исполнения   субъектами   рыночных           отношений решения о прекращении  недобросовестной  конкуренции  и устранении ее последствий;

       2) запрашивать  и получать информацию, в том  числе письменные и устные объяснения от  юридических  и  физических  лиц,  государственных  органов  и органов  местного  самоуправления,  их  должностных  лиц,  необходимую   для рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции;

       3) рассматривать  дела  о  недобросовестной  конкуренции  и  принимать

решения о наложении  административных взысканий,

       4) выносить  государственным органам и органам местного самоуправления обязательные  для   исполнения   предписания   об   отмене   или   изменении неправомерных актов, ограничивающих или устраняющих конкуренцию.

       Особенностью  данных правомочий является то, что они  применяются  для пресечения  противоправных  действий  в  конкурентной  сфере   экономики   и реализуются на основе специальных актов конкретного регулирования.  Основное место среди них занимает предписание. По итогам работы за  1999г.  Комитетом по  регулированию  естественных  монополий  и  защите  конкуренции  по   ВКО направлено хозяйствующим субъектам 185 предписаний по  устранению  нарушений антимонопольного законодательства, из которых 27 предписаний  по  устранению фактов недобросовестной конкуренции.

В процессе противодействия монополистической деятельности и защиты конкуренции антимонопольный орган постоянно сталкивается с новыми проблемами по мере того, как изменяется экономическая ситуация, появляются новые формы бизнеса, предъявляются новые требования к защите прав предпринимателей.

3.2 Проблемы развития конкуренции в отраслях экономики

В соответствии со статьей  39 Закона «О конкуренции» антимонопольный  орган вырабатывает предложения  по формированию государственной политики, реализует государственную политику в области защиты конкуренции  и ограничения монополистической  деятельности, осуществляет межотраслевую координацию государственных органов и иных организаций в сфере защиты конкуренции, осуществляет государственный  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Казахстан, дает рекомендации государственным органам по проведению мероприятий, направленных на защиту и развитие конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан.

В соответствии с возложенными функциями Агентство на постоянной основе изучает состояние товарных рынков, уровень конкуренции на них. По результатам проводимых анализов выявляются барьеры для «входа» на рынок новых компаний, к которым можно отнести государственное регулирование цен, неразвитость передающих сетей и аффилиированность субъектов, действующих на том или ином рынке и т.д.

В результате анализов товарных рынков Антимонопольным органом определяются первоочередные отрасли экономики, в которых не развита конкуренция, в целях выработки мер по повышению конкуренции, а также предложения и мероприятия по демонополизации рынков.

Антимонопольным органом в рамках осуществления межотраслевой координации деятельности государственных органов по развитию конкуренции в Правительство и компетентные государственные органы направлено в 2008 году более 10, а в 2009 году порядка 40 предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан, в том числе о принятии мер защитного характера, механизме сдерживания необоснованного роста цен на отдельные группы товаров, устранению барьеров и т.д.

По итогам проведенных  анализов выявлена высокая монополизация сфер железнодорожного транспорта, телекоммуникаций, топливно-энергетического комплекса. Данные отрасли, являясь экономикообразующими, значительно влияют на развитие конкуренции в смежных отраслях. Принятые решения по демонополизации указанных отраслей экономики остаются незавершенными.

Развитие конкуренции в железнодорожной отрасли

Железнодорожная  отрасль Республики Казахстан по-прежнему остается монополизированной. Монопольная доля группы компаний  АО «НК «КТЖ» на рынке железнодорожных перевозок сохраняется, в том числе на  потенциально  конкурентных  рынках,  смежных  с  рынком железнодорожных   перевозок. В результате такой монополизации ежегодно ограничивается конкуренция в сфере вспомогательных (обслуживающих) услуг. Агентством в 2009 году в сфере  железнодорожной отрасли  проведен анализ уровня конкуренции на рынке услуг «поставки и розничной реализации запорно-пломбировочных устройств, применяемых на железнодорожном транспорте».

Информация о работе Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан